Статья
2687 19 мая 2010 0:01

Час МИД в Госдуме

Глава МИД РФ Сергей Лавров выступил в Госдуме в рамках «правительственного часа»  докладом об основных направлениях внешней политики России.

Глава МИД отметил, что наступил позитивный момент в развитии международной обстановки и Россия будет активно использовать его. «В целом в евроатлантической политике упал спрос на конфронтационный подход, и с этим вынуждены считаться даже те, кто пытался наживать политический капитал на создании новых разделительных барьеров», - заявил глава МИД.

По его словам, существующая международная обстановка требует от России активной, а не пассивной внешней политики.
«Мы не можем себе позволить, сложа руки, дожидаться, пока развитие перспективных тенденций само по себе выведет нашу страну на устраивающий нас результат. Россия, которая не имеет никаких серьезных ставок, чтобы сохранять статус-кво, действует активно, энергично, добиваясь, чтобы в ходе реформирования глобальной архитектуры, будь то в сфере безопасности, финансах или других областях, чтобы наши национальные интересы были максимально учтены», - добавил он.

В отношении США Сергей Лавров сказал, что Россия намерена развивать отношения с ними только на основе равноправия. «Новый импульс на этом направлении должен придать предстоящий визит президента Российской Федерации в США», - заявил министр.  «Мы будем и далее исходить из того, что отношения между Россией и Соединенными Штатами должны быть взаимовыгодными и равноправными. Иного видения партнерства мы не принимаем», - сказал глава российского внешнеполитического ведомства. Глава МИД России подчеркнул, что особое внимание российская сторона уделяет развитию инвестиционного сотрудничества, реализации совместных проектов в области инноваций и высоких технологий.

Подписанный с США договор об СНВ будет представлен в Государственную думу России для ратификации в ближайшие дни, сообщил Сергей Лавров.

Одна из актуальных тем, которые волнуют российское общество – усыновление детей иностранцами. В этом связи глава МИД считает неприемлемым продолжение процесса усыновления российских детей американцами до тех пор, пока не заключено соответствующее российско-американское соглашение.

Однако усыновления продолжаются и МИД за это ответственности не несет. Касаясь возможности посещения консульскими работниками РФ американских семей, которые усыновили российских детей, министр отметил, что это будет возможно осуществить на практике только после заключения российско-американского соглашения об усыновлении. Он добавил, что это соглашение в настоящее время находится «в заключительной стадии согласования». «Что касается вопроса о консульском доступе, мы уже не раз с тех пор, как стали появляться тревожные сообщения о судьбе усыновленных детей из России в американских семьях, ставили этот вопрос предельно жестко», - сказал Сергей Лавров.

Последний случай пиратской атаки на наш корабль у берегов Сомали заставляет все же подумать о средствах борьбы с пиратством. Сергей Лавров сообщил депутатам, что Россия выступает за проработку и утверждение на уровне ООН механизмов международного правового преследования за морское пиратство.

По его словам, в течение мая должна состояться специальная международная конференция по поддержке Сомали, в которой примет участие Россия. «Будут рассматриваться и экономические, и правовые, и антипиратские аспекты. Мы там будем участвовать», - сообщил Сергей Лавров. 

С Евросоюзом ожидается продвижение вперед после саммита РФ – ЕС в Ростове-на-Дону 31 мая - 1 июня. Ключевой темой будет отмена визового режима. Лавров еще раз напомнил: «Как мы неоднократно подчеркивали, мы готовы хоть завтра перейти на такой безвизовый режим, учитывая то, что практически завершились технические консультации экспертов по конкретным аспектам такого режима». Кроме того, министр отметил, что в Брюсселе продолжается подготовка нового базового соглашения между Россией и ЕС.

На прошлой неделе Сергей Лавров выступал перед сенаторами в Совете Федерации, где уже обрисовал позицию России по актуальным проблемам в этой сфере. Он говорил, в том числе, о том, что для России приоритетными остаются контакты с Европой и США, однако появляются новые интересы, как, например, сотрудничество со странами Латинской Америки.

Комментарии экспертов

Сергей Лавров в Госдуме говорил о необходимости развития американских инвестиции в высокие технологии в РФ. Можно в этой связи вспомнить, что поправка Джексона-Вэника в свое время помешала Советскому Союзу вступить в равноправные торговые отношения с США и получить тот объём инвестиций, которые в конечном счёте получила КНР, из-за чего и получил некий подъём режим наибольшего благоприятствования.

В настоящий момент при однозначной российской сырьевой ориентации и ориентации преимущественно на Европу никакой серьёзной опасности ее наличие не несет,  кроме того, что она является определённым косвенным барьером на пути России в ВТО. Нельзя сказать, что эта тема играет какую-то значительную роль, но символическим барьером она  все же является.

Судя по всему, сейчас наступил тот момент, когда ее можно уже и отменить. Но с другой стороны, никто не будет это делать в преддверии промежуточных выборов, поскольку будут промежуточные выборы, и ратификация СНВ-2 Сенатом играет довольно важную роль. Кроме того, общая ситуация во внешней политике такая, что Обаме особо нечем похвастаться, все его осуждают. В этой ситуации он вряд ли найдёт определённые силы и ресурсы для того, чтобы провести через Конгресс снятие этой поправки.

Естественно, республиканцы всячески указывают на то, что Обама слаб, сделал много уступок России. И оказание такой уступки, чисто символической, может свидетельствовать о совсем неправомерном прогибании. Несмотря на то, что Россия пошла на определённые шаги в сторону согласованной с Америкой линии по Ирану, но, тем не менее, для республиканцев Обама слаб и по Ирану. Поэтому то, что Россия действует в согласии с Обамой, получая от этого определённый карт-бланш в СНГ никоим образом не является доказательством того, что линия Обамы в США считается верной, в том числе по отношению к Ирану, по отношению к России.

Я думаю, вряд ли какие-то серьёзные шаги реально будут до осени нынешнего года. А в случае, если демократам всё-таки удастся сохранить за собой лидерство в Сенате и Палате представителей, можно надеяться на то, что Обама пойдёт на радикализацию политики перезагрузки.

Промежуточные выборы будут свидетельством того, насколько Обама сохранил за собой лидерство, насколько он может рассчитывать на то, что демократы сохранят Белый дом в 2012 году.

В отношении Евросоюза интересы России можно разложить на несколько составляющих:

1. Общегуманитарная, ценностная. Например, президент Дмитрий Медведев продолжает утверждать, что мы европейцы, что у нас общие ценности,  что не надо делать из нас азиатов  –  никто в «наших объятьях не захрустит» и мы готовы сотрудничать . Мы находимся в рамках европейской цивилизации.

2. Экономическая. Здесь акцент делается на том, что мы готовы сотрудничать, но не как сырьевой придаток Евросоюза, а именно в формате «ресурсы в обмен на технологии». Это ключевая проблема, которая пока не решена – вспомним последнюю неудачу с покупкой Opel.

3. Ситуация взаимного комфорта, связанная с визовым режимом.

4. Безопасность – создание единой системы европейской, и далее евроатлантической составляющей  безопасности – как говорит президент,  от Ванкувера до Владивостока.    

Сейчас существует несколько проблем для реализации этого сотрудничества, в частности экономические проблемы Евросоюза. Неурегулированность его внутренних проблем и систем управления будет потихоньку утрясаться.
Остаётся достаточно влиятельное идеологизированное лобби, которое против признания России как равноправного партнёра. Оно сейчас сокращается и в связи с новой позицией американской администрации, и в связи с изменениями на украинском, польском направлениях, но, тем не менее, рудименты остаются. В частности, последнее решение Европейского суда по делу Кононова, которое является ярким примером идеологизированного решения.

Я думаю, что в России есть два влиятельных направления. С одной стороны, активно продвигается идея большой сделки с Евросоюзом.  Минэкономразвития, например, выработало достаточно интересные концепции общего экономического пространства Евросоюз-СНГ.

Есть другая линия, которая говорит, что никакие мы не европейцы, Россия – это самостоятельная полноценная цивилизация, и что мы можем как-то сотрудничать, но полноценного партнёрства никогда не будет, и поэтому надо максимально диверсифицироваться и активно взаимодействовать с Востоком, в первую очередь с Китаем, и со странами Латинской Америки.

На мой взгляд, эти две крайние позиции друг другу не так уж и противоречат. Важно найти некий баланс, что сейчас и пытается делать Лавров.

Что касается нашего диалога с Украиной, то из личного общения с европейскими экспертами я бы сказал, что они несколько ошарашены темпами. Всё-таки они ожидали, что это будет как-то более медленно, а этот очень быстрый темп, который приобрели российско-украинские отношения, пока слегка дезориентировал европейцев. Мне кажется, сейчас очень важный момент – организовать масштабный геополитический лоббизм в ЕС и в США, чтобы временную растерянность перевести в некое стабильное позитивное отношение.

Тот формат, который я регулярно предлагаю (где-то удаётся нам делать интересные шаги в этом направлении), формат трёхсторонней коммуникации Россия-Украина-Евросоюз, мне кажется достаточно перспективным. Украине и России ещё есть, над чем работать. Я думаю, что пока наиболее сложный вопрос – это то, что связано с идеей российского премьер-министра об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза». Можно видеть, что без чрезмерного оптимизма об этой идее высказывается Дмитрий Медведев, говоря о том, что могут быть разные форматы, давайте исходить из прагматики и т.д.

По атомной энергетике, я думаю, есть все возможности договориться. По авиастроению те инициативы, которые озвучены на российско-украинском форуме, я думаю, вполне адекватные. Далее, я думаю, не будет каких-то прорывов в масштабных направлениях, но могут быть какие-нибудь небольшие проекты, которые в общей сложности и дадут кумулятивный эффект улучшения отношений. Мне, например, было бы очень интересно, если бы началось более активное взаимодействие малого и среднего бизнеса РФ и Украины. Когда будет большое количество интересантов, которые жизненно будут зависеть от стабильности наших отношений, я думаю, что это сделает их более стабильными.
 

На наш взгляд, на взгляд фракции «Единая Россия», то, что наша внешняя политика встала на почву реальности – очевидно всему миру. То, что она предсказуема, прагматична – это уже не требует доказательств. То, что она эффективна – я думаю, любой человек, который смотрит телевизор, читает газеты и слушает радио, убеждается в этом буквально еженедельно. Я даже не буду перечислять те очевидные победы российской внешней политики, которые были за последние несколько месяцев, не говоря уже и о более фундаментальных вопросах, которые нам удавалось решать в течение последнего времени.

Фракция «Единая Россия» считает, что мы, как российский парламент, как депутаты, должны консолидироваться по международным вопросам. Здесь нельзя действовать разобщено. Только консолидация наших усилий, усилий всех парламентских фракций способна дать реальные экономические и политические успехи, в том числе за пределами нашей страны.

Но поддерживать наш общеполитический внешний курс необходимо, разумеется, с учётом тех реальностей, которые существуют в нынешнем мире, и тех изменений, которые идут ежедневно. Нельзя методами XX века решать вопросы в XXI веке.

Да, мы имеем опыт очень эффективной, на наш взгляд, работы в экстренных, критических ситуациях. Я здесь вспоминаю ситуацию 2008 года, когда на Кавказе пылала спровоцированная Грузией вооружённая борьба, которая привела к провозглашению независимости, и мы поддержали эту независимость двух государств – Абхазии и Южной Осетии. Аналогичные ситуации были во время проблем с транзитом российского газа через территорию Украины. Были и другие проблемы, где нам приходилось буквально бок о бок работать с министерством иностранных дел буквально в 24-часовом режиме. Конечно, мы разные ветви власти, но делаем общее дело, и цель этого дела – это Россия, её фундаментальные интересы.

Однако времена меняются и надо искать новые формы и методы работы. Существует серьёзная визовая проблематика. Да, действительно министерство иностранных дел и руководители нашего государства прикладывают многолетние титанические усилия для того, чтобы граждане РФ могли беспрепятственно, без виз посещать страны мира, причём речь идёт не только о ЕС, но о широком круге стран. Если, кстати, вы посмотрите статистику последнего года, вы увидите, как много территорий сегодня стало доступно гражданам РФ без виз.

А вот ЕС под всякими надуманными предлогами объективно мешает этому процессу. И мы пытаемся с площадки нашего сотрудничества с европейским парламентом этот вопрос через депутатов европейского парламента доводить до сведения руководства ЕС. Например, в конце мая этого года у нас будет встреча, где мы эти вопросы будет решать в серьёзном практическом виде.

БРИК – если это важная и нужная тема, может быть, подумать и парламентские измерения БРИК каким-то образом материализовать? Наверное, это было бы правильно и эффективно.

Что касается отношений с КНР, сегодня делегация нашей партии во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым находится в Китае, и мы там решаем практические вопросы.

Относительно Африки – по инициативе депутатов нашей фракции будет проводиться международная парламентская конференция. Я думаю, все фракции примут в ней участие в середине июня. Это совпадёт с 50-летием освобождения этого континента.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".