Статья
831 13 января 2009 0:01

День печати

13 января, в годовщину выпуска первого номера газеты «Ведомости» в 1703 году, отмечается профессиональный праздник - День российской печати. В каталоге Агентства «Роспечать» на первое полугодие 2009 года - около 6 тысяч печатных изданий, распространяемых по всей стране.

Комментарии экспертов

В отношении россиян к СМИ в целом и к печатным СМИ в частности существует несколько тенденций развития. Первая, конечно, заключается в том, что свобода слова как таковая оказалась во многом дискредитирована валом всякой пошлости, чернухи и откровенной заказухи, который вылился на наши несчастные головы в 90-е годы. Дело доходило вплоть до откровенного использования СМИ как оружия в войнах компромата и для устранения политических противников. Поэтому свобода слова как таковая ценностью первого порядка для россиян стать не смогла. Более того – россияне активно высказываются за то, чтобы эту свободу слова ограничить, ввести в какие-то рамки. При этом активно используется слово «цензура». Хотя у нас цензура и запрещена Конституцией, но абсолютное большинство россиян, если я не ошибаюсь, больше двух третей, считают, что нужно её вернуть. Правда, когда спрашиваешь, что же за цензура должна быть, то чаще отвечают, что цензура должна быть прежде всего нравственная и моральная, а не политическая.

Если говорить о политическом сегменте, то россияне нашли свой способ борьбы против излишней политизации СМИ – они просто не читают то, что связано с политикой. Они вообще существенно меньше читают, чем в начале 90-х, а те, кто всё же читает, переключились на более лёгкие жанры, как правило, развлекательно-беллетристического ряда, на «литературные сериалы», во многом аналогичные тому мылу, которое мы смотрим по телевизору. Серьёзная пресса и серьёзные книги, заставляющие мозги работать, а не отдыхать и развлекаться, по большому счёту вышли из моды. Это тоже реакция – нас перекормили в 90-х годах этой свободой прессы, из которой ничего хорошего, по мнению большинства россиян, не получилось.

Сегодня россияне в целом очень позитивно оценивают работу системы СМИ. Показательный пример: в списке общественных институтов, работу которых россияне склонны одобрять, СМИ в последнее время занимают второе место после армии. До августа и войны на Кавказе на протяжении многих лет они занимали даже первое место. Больше половины россиян в целом одобряют работу средств массовой информации. Но СМИ уходят от серьёзного разговора с гражданами, не грузят их аналитикой и серьёзными дискуссиями, а позволяют им расслабиться и отдохнуть после напряжённой работы. Они не настраивают их на серьёзный диалог, на серьёзную мыслительную работу. Это, конечно, представляет собой разительное противоречие с представлениями самого журналистского корпуса, по крайней мере, его «гуру» - тех, кто сейчас в возрасте и сформировался, конечно, в советское время. Они считают, что пресса должна влиять на человека, сеять «разумное, доброе, вечное», воспитывать его и выступать с культуртреггерской ролью. Но сегодня россияне отрицают такой подход и воспринимают СМИ просто как один из (хоть и важнейший) элементов развлечения, шоу-бизнеса, а ни в коем случае не культурного потребления, СМИ не воспринимаются как серьёзный образовательный и информационный институт.

Это не связано не только с реакцией на 90-е годы, но и с тем, что выросла интенсивность труда. По сравнению с восьмидесятыми годами число людей, занятых умственной работой, существенно упало. Извините, одно дело сидеть в НИИ, имитируя деятельность, как этим занимались в советское время миллионы людей, другое дело – работать в сфере обслуживания и разносить тарелки с чашками. У нас произошёл перелив кадров из науки и промышленности в сферу услуг. Поэтому там особой интенсификации умственной деятельности не произошло, скорее наоборот – произошла в этом плане деградация. Но в советское время все жили по принципу «вы делаете вид, что платите, мы делаем вид, что работаем». В постсоветское время по такому принципу жить стало намного сложнее, мало кто может это себе позволить. Поэтому, конечно, интенсивность труда выросла – но не умственного труда, а труда вообще. Для того, чтобы заработать хоть какие-то деньги, достаточные даже не для нормальной жизни, а для выживания, приходится работать существенно больше. Или «крутиться», искать эту работу, например. Сложность жизни существенно выросла, трудозатраты выросли, а эффект от них стал меньше, чем раньше. И такой разрыв, конечно, не способствует тому, чтобы люди искали какого-то интеллектуального отдыха. Это способствует тому, чтобы люди воспринимали отдых как пассивный, как просто возможность расслабиться, выключить мозги. Это касается, кстати, не только прессы или чтения – это касается и спорта. Сейчас процент россиян, регулярно занимающихся спортом, существенно меньше, чем в советское время. То есть речь идёт вообще об уходе от активных форм отдыха к пассивным. Именно потому, что баланс между трудом с одной стороны и отдыхом с другой по сравнению с советскими временами существенно сдвинулся в пользу труда и работы.

Также заметна тенденция отхода от потребления печатной информации к потреблению аудиовизуальной. Тенденция ухода от печатного текста к интернету также, конечно есть, но всё-таки она довольно локальна. Дело в том, что у нас интернетом пользуется хотя бы раз в полгода не больше трети взрослых россиян, и последнее время темпы интернетизации существенно замедлились. Скорее всего, в ближайшее время быстро расти они не будут. Значительная часть россиян действительно черпает информацию из интернета, но эта часть локальна и сосредоточена в крупных городах, среди молодых и высокообразованных россиян, и россиян с доходами, как правило, средними или выше среднего, а таковых у нас меньшинство.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".