Комментарий
3135 1 августа 2022 10:18

Деполитизация: оппозиция превращается в медиа

Михаил Карягин политологМихаил Карягин

Михаил Карягин
политологМихаил Карягин
Команда Навального* презентовала очередной медиапродукт — новостной Telegram-канал «Сирена». Это не первый подобный проект, но он лучше остальных демонстрирует дрейф российской несистемной оппозиции от политической деятельности в сторону медиа. Существует несколько важных причин, которые привели к такой трансформации.

Конвертация

То, что аудиторию информационного продукта можно попытаться преобразовать в политический капитал, Навальный* начал нащупывать еще во времена «Живого журнала» и историй с акциями российских компаний. Однако по-настоящему первым крупным продуктом, который позволил заработать политические очки, пришел лишь с роликом «Он вам не Димон», который был опубликован в начале марта 2017. Антикоррупционные расследования на канале Навального выходили и раньше. Но, во-первых, они не были такими объемными, а во-вторых, не сопровождались кампанией по выводу недовольства в реальное поле. Вряд ли команда Навального*, выпуская ролик о Медведеве, думала, что он реально поможет провести заметные акции протеста. Однако 26 марта, спустя несколько недель после публикации, на улицы вышли несколько десяткой тысяч человек, что после заката протестной волны 2011-2013 годов было заметным достижением для несистемной оппозиции.

После этого команда Навального* всегда использовала формат роликов-расследований для поддержки своих проектов. Либо в качестве повода для инициирования акций протеста, либо как способ повысить градус напряженности для уже запланированной акции. Сначала этот инструмент показывал результаты, однако с каждым годом конверсия падала. Последняя попытка воспользоваться им была предпринята в январе 2021 года, когда для усиления недовольства, вызванного арестом Навального*, был выпущен ролик о Путине. И если сравнить показатели просмотров и численность участников акций протеста, то видно, что подход, дававший результаты в 2017 году, более не имеет такого эффекта.

Очевидно, что постепенное снижение эффективности фиксировали и сами несистемщики, поэтому еще во время кампании по бойкоту президентских выборов 2018 года команда Навального* пытается внедрить и сохранить регулярные, еженедельные форматы. Именно тогда переходит смена подхода. Раньше информационный продукт несистемщиками использовался для расширения аудитории и ее привлечения на митинги. Теперь же информационный продукт в инструментарии навальнистов выполняет функцию удержания аудитории.

Политический гламур

«Когда я посетил их (навальнистов) в январе, их офис в Вильнюсе, столице Литвы, больше походил на медиа-стартап, чем на логово революционеров», — так журналист журнала Time  описывал свой визит в офис команды Навального.

Это интересное наблюдение. Уверен, если собрать фокус-группу и попросить респондентов построить ассоциативный ряд на эти два явления: «логово революционеров» и «медиа-стартап», то образ последнего будет куда более привлекателен для потенциальной целевой аудитории несистемщиков — городская молодежь в возрасте до 35 лет.

Кроме того, «революционная» агитация с жесткими политическими сигналами пригодна для периода проведения политической кампании или акции протеста. Между важными политическими событиями аудитория должна получать более простой, мягкий контент, оставаясь при этом в ареале влияния повестки несистемщиков. 

Функция «Сирены», развлекательных форматов комика Долгополова на «Навальный.Live» и других неагитационных форматов — создавать модный образ борцов с властью, выводить участников движения за пределы идеологических конструктов. В этом плане попадание Навального на обложку журнала Time для несистемщиков в разы более значимое событие, чем проведение какой-нибудь успешной политической акции.

Перекрытие зоны политического

Параллельно несистемщики теряли возможности для легальной оппозиционной деятельности. Сначала Навальный* не смог принять участие в президентских выборах 2018 года и провел неудачную кампанию по бойкоту выборов, критикуемую даже среди коллег по оппозиции. Дальнейшая радикализация привела к полному отказу от согласования акций, все митинги навальнистов автоматически стали несанкционированными. 

Помимо купирования уличной протестной активности несистемщики сталкивались с проблемами при попытках принять участие в выборах. В 2019 году навальнисты использовали предвыборную кампанию в Мосгордуму для повышения ставок. Навальный* даже выдвигал ультиматум властям, требуя регистрации своих коллег.

Отсутствие возможностей для участия в реальной политике привело к тому, что навальнисты стали замещать политическую активность активностью в социальных сетях и медиа. С редакциями последних зачастую возникали трудности.

Плохие оппозиционные СМИ

В период с 2017 по 2020 года Навальный* и его коллеги успели разругаться с представителями большинства оппозиционных СМИ. В свое время досталось всем: «Медузе»** за Голунова, «Эху Москвы» за Венедиктова, «Новой газете» за Муратова и Нобелевскую премию. Поводы для конфликтов всегда были разные, но сущностная причина оставалась одна — команде Навального* не хватало внимания, которое уделяют ее продуктам в оппозиционных медиа. Нишевая «Медиазона»** с дружественным редактором Сергеем Смирновым** с этой задачей не справлялась.

По всей видимости, в команде Навального* в какой-то момент решили, что если тебя не устраивает работа окружающих СМИ, тебе нужно создать свое. Навальнисты не скрывали радости относительно того, что свою работу прекращают или приостанавливают «Новая газета» и «Эхо Москвы». Даже по «Дождю»* навальнисты не сильно скучали, потому что понимали, что они лишаются потенциальных конкурентов перед запуском квази-медиа «Популярная политика».

Возможности удаленной работы

После отъезда за границу практически всех представителей несистемной оппозиции социальные сети остались единственным каналом коммуникации со сторонниками. Однако действия российских властей, направленные на блокировку зарубежных сервисов, вынуждают несистемщиков искать более защищенные форматы. Таковыми становятся Telegram-каналы, а также почтовые рассылки, которые в последнее время навальнисты используют все чаще.

Концепция Telegram-канала «Сирена» сильно похожа на проект «Медузы»* «Сигнал», отличие лишь в том, что у «Сигнала» помимо Telegram-канала есть и почтовая рассылка. Учитывая, что навальнисты долго работали над сбором электронных адресов сторонников, логичным шагом по развитию новостных продуктов несистемщиков станет запуск почтовой рассылки.

У навальнистов более нет региональных штабов, нет возможности организовывать и проводить митинги, именно поэтому они сконцентрировались на информационной работе.

Понятные KPI

Последним, но немаловажным фактором, способствовавшим созданию медиапродуктов, является финансирование и понятные показатели эффективности, которые можно «продать» грантодателям.

Отключение России от SWIFT окончательно продемонстрировало, что ФБК*** не живет на донаты своих сторонников. Пожертвования из России практически полностью прекратились, однако при этом навальнисты продолжают расширять сетку вещания «Популярной политики» и работают над новыми форматами и программами. Очевидно, что это производится на деньги зарубежных фондов. Получение грантов — это отдельное направление работы. 

Оформление проектов, закладывание показателей эффективности, целей, проработка ресурсов и так далее. Все это сложно описать для политической кампании. Кроме того, сам успех в политике измерить довольно трудно. Возможно, таким мерилом могла бы стать победа на выборах, но навальнисты в них не участвуют. Измерить эффективность протестной активности можно было бы количеством акций и их участников, но теперь нет и этой возможности. С медиапроектами все проще: просмотры, лайки, репосты, упоминания в СМИ и социальных сетях. Неслучайно навальнисты так активно призывают делиться своим контентом, несмотря на персональные риски для тех, кто эти просьбы выполняет.

Последствия

Уход в медиа дает ситуативные результаты в текущих реалиях. В силу отсутствия альтернативных возможностей навальнисты будут и дальше вкладываться в развитие своих информационных продуктов, однако вопросы того, как затем преобразовать медийную активность в потенциальный политический капитал остаются открытыми. 


Михаил Карягин, эксперт Центра политической конъюнктуры


* Внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга

** Издание признано Минюстом РФ средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента

*** Организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Мосгорсуда от 09.06.2021
© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".