Статья
1658 7 октября 2009 0:02

Депутатам рассказали о коррупции

Количество преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, выросло в 2009 году на 20%, сообщил глава МВД РФ Рашид Нургалиев. «За восемь месяцев текущего года количество сотрудников, в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение должностных преступлений, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, в том числе и в отношении руководителей - на 20,5%», - сказал Нургалиев на «правительственном часе» в Госдуме. По его словам, только за последний месяц к дисциплинарной ответственности привлечено 4328 сотрудников, в отношении 372 возбуждены уголовные дела, в том числе за совершение должностных преступлений - 256, а за взяточничество - 59 сотрудников.

Министр отметил, что существующая в МВД система отбора и расстановки кадров, воспитания личного состава «еще не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям, в том числе на коррупциогенную устойчивость». «В этой связи МВД России принят комплекс мер, в том числе всесторонняя проверка кандидатов на службу, создание электронной библиотеки лиц, отклоненных от прохождения службы по отрицательным основаниям, содержащая сведения о 6 тысяч человек», - сказал Нургалиев.

Он сообщил, что в ближайшее время МВД перейдет к практике назначения руководителей через сдачу квалификационного экзамена. «В сентябре этого года на базе Московского университета МВД начата переподготовка руководителей аппаратов по работе с личным составом городских и районных отделов внутренних дел по специально разработанной программе», - добавил глава МВД РФ.

В Генпрокуратуре России выявлены конкретные факты занятий коммерческой деятельностью высокопоставленными российскими чиновниками. «Нарушения законодательства об ограничениях, связанных с гражданской службой, допускаются в органах власти всех уровней. Так, даже заместитель министра правительства РФ (фамилия не называется) осуществлял предпринимательскую деятельность, являясь единственным учредителем ООО. И только после вмешательства прокуратуры он прекратил свою коммерческую деятельность», - заявил генпрокурор РФ Юрий Чайка, выступая в Госдуме. После выступления генпрокурора депутат Госдумы Александр Хинштейн заявил журналистам, что, по его данным, заместителем министра, о котором говорил, но которого не назвал Чайка, является замглавы Минэкономразвития Олег Савельев.

Говоря о других фактах злоупотреблений со стороны госчиновников, он сообщил также, что «выявлены многочисленные факты нарушений порядка предоставления деклараций о доходах». «В первом полугодии этого года выявлено более 11 тысяч фактов нарушений законодательства о госслужбе и свыше 50 тысяч - о муниципальной службе», - отметил генпрокурор. По его данным, чиновники «зачастую владеют крупными пакетами акций, занимают оплачиваемые должности в коммерческих организациях, что влечет нанесение ущерба интересам госслужбы и создает идеальные условия для коррупционных проявлений».

Чайка сообщил, кроме того, что выявлены многочисленные факты нарушений закона при организации госзакупок - более 12 тысяч. Сотрудники прокуратуры выявили также 58 тысяч нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности. «Вскрыты факты незаконного использования имущества, его отчуждения, необоснованного предоставления объектов федерального имущества частным лицам и коммерческим организациям», - отметил генпрокурор.

Количество коррупционных преступлений в России в 2009 году возросло на 10%, сообщил генеральный прокурор. «В первом полугодии текущего года зарегистрировано почти 30 тыс. преступлений, совершенных против интересов государственной власти и государственной службы, и службы в органах местного самоуправления. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выявляемость данной категории коррупционных преступлений возросло более чем на 10%», - сказал Чайка на правительственном часе в Госдуме РФ.

Он отметил, что прокурорами выявлено в полтора раза больше нарушений закона о противодействии коррупции - без малого 174 тысяч. «По материалам прокуроров возбуждено более 3 тыс. уголовных дел, что почти вдвое превышает показатели 2008 года. По делам о коррупционных преступлениях судами вынесено более 4 тыс. обвинительных приговоров, что на 20% больше», - отметил генпрокурор, заметив, что за непродолжительное время, прошедшее с момента принятия антикоррупционного законодательства, «работа по противодействию коррупции возросла по всем направлениям». «Мы понимаем, что эта задача поставлена не одномоментно, и будем решать ее системно и последовательно столько времени, сколько потребуется. Мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса», - сказал генпрокурор.

Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин признался депутатам Госдумы, что история с арестом и осуждением бывшего начальника Главного следственного управления Дмитрия Довгия стала для него испытанием. «Страшный для меня лично случай осуждения начальника главного следственного управления, с которым я 7 лет работал бок о бок», - сказал Бастрыкин на «правительственном часе». «Но мы приняли решение пойти до конца, мы не спрятали это все под сукно, хотя такая возможность у нас была», - сказал глава СКП, добавив, что ведомство будет «наращивать усилия по борьбе с теми, кто нас предает». «Мы никого не покрывали и покрывать не будем», - подчеркнул А.Бастрыкин.

Председатель Госдумы Борис Грызлов предлагает ужесточить отбор кадров в государственные и правоохранительные структуры, повысив при этом их социальную защищенность. «Нужны стимулы к антикоррупционному поведению и для чиновников, и для работников правоохранительных органов. Их социальную защищенность надо повышать. Это наша принципиальная позиция. При этом должен быть строгий отбор кандидатов при принятии на службу в государственные и правоохранительные органы», - заявил Грызлов по итогам «правительственного часа».

Борис Грызлов также высказался за подготовку компетентных специалистов в сфере борьбы с коррупцией. «Со времени провозглашения Национального плана прошло не так много времени - немногим более года. Разумеется, за этот срок нельзя свести коррупцию до минимума, но цифры, которые представили приглашенные руководители правоохранительных органов, свидетельствуют о позитивной динамике», - подчеркнул Грызлов. По его словам, раскрытые факты нарушений в сфере госзакупок, ведения чиновниками незаконной предпринимательской деятельности, взятки, манипуляции с государственным и муниципальным имуществом, - выявление и пресечение таких нарушений говорят о том, что работа по противодействию коррупции реально ведется.

Спикер считает, что в Госдуме состоялось заинтересованное обсуждение - депутаты из первых рук получили информацию о том, как осуществляется план, и как на практике реализуются антикоррупционные законы. «По результатам «правительственного часа» хотел бы сказать, что необходимо и дальше повышать открытость органов государственной власти», - отметил спикер. Одновременно, уверен он, важно повышать и правовую культуру граждан. «Излишне говорить, что предложение рождает спрос, а недостатка в «предложении» не будет до тех пор, пока наши граждане будут идти по пути наименьшего сопротивления, вместо того, чтобы отстаивать свои права в законном порядке», - добавил Грызлов, выразив мнение, что общий успех в искоренении коррупции зависит не только от качества работы силовых структур. «Поэтому и в Национальном плане противодействия коррупции подчеркивается важность общественного контроля и непосредственного участия институтов гражданского общества в решении этой общенациональной задачи», - сказал спикер.

Хорошим примером объединения усилий в сфере противодействия коррупции, по мнению Грызлова, является проект «Гражданский контроль», действующий уже полтора года под эгидой «Единой России». В рамках этого проекта депутаты анализируют публикации в региональных СМИ, в том числе написанные в жанре «журналистского расследования», в которых содержатся данные о возможных коррупционных проявлениях. «Затем направляются депутатские запросы, и на специальном сайте размещаются результаты их рассмотрения, в том числе официальные ответы», - сообщил Борис Грызлов, обратив внимание на то, что сайт ежедневно посещают полторы тысячи человек.

Комментарии экспертов

За год действия плана по борьбе с коррупцией какие-либо изменения в этой сфере не очень заметны. Под коррупцией можно понимать не только взятки. Это в целом разложение. На деле майора Евсюкова мы могли убедиться, что разложение профессиональной чести, состава правоохранительных структур тоже зашло достаточно далеко. К сожалению, мы не видим фактов уменьшения крышевания. Один из главных элементов коррупции – это когда правоохранительные органы по сути дела выполняют бандитские функции, только делают это на порядок более корректно и цивилизованно.
 
Если мы говорим о борьбе с коррупцией, нужна некая система мер. В этом смысле правительство правильно делает, что пытается создать некую программу, систему мер. Но нужны какие-то действия в отношении ключевых структур. И нужно изменение общественного настроения, участие гражданского общества в этом. Это настроение будет изменяться, и гражданское общество будет участвовать, только если оно увидит, что есть реальный тренд. Среди губернаторов, например, есть некие символы коррупции. Пока об их увольнении мы не слышали.

Кроме всего прочего, странно было слышать от генпрокурора о том, что самые коррумпированные сферы – это медицина, здравоохранение и образование. Мы знаем, что там, конечно, есть коррупция. Но большую часть доходов составляет по сути дела неформальная часть зарплаты. Коррупцию надо искать в распределении земельных участков, где она загнала цену на недвижимость по всей стране в 2,5 раза выше той, что  должна быть. Коррупцию надо искать в нефтегазовых компаниях. Характерный пример: в прошлом году в Лондоне был сдан дом с самой высокой ценой недвижимости в мире, и 39% его покупателей  - русские.

Я бы дал по рукам людям, которые пытаются найти коррупцию среди врачей и учителей. Это, может быть, наиболее честная часть общества, работающая за очень небольшие деньги и делающая наиболее нужное дело. Ряд людей пытаются пустить борьбу с коррупцией в ложном направлении. Правоохранительные структуры, распределение земельных участков, бюджетные потоки, нефть и газ – вот там я бы посоветовал поискать коррупцию прежде всего.

 

Излишне напоминать о том, что коррупция подрывает и ценности общества, и саму основу государства. Поэтому мы считаем, что сделаны только первые шаги в направлении борьбы с этим злом, с этой ржавчиной общества.

Мы считаем, что в антикоррупционном плане законодательство недостаточно разработано. Мало законов прямого действия. Нужно решить, чего не хватает с точки зрения законодательства для того, чтобы решительно искоренить это зло, с которым каждый гражданин сталкивается в повседневной жизни и которое, между прочим, снижает репутацию нашей страны на мировой арене и, соответственно, бьет по ее конкурентоспособности.

Мы давно говорили со стороны партии "Справедливая Россия", что мировой опыт свидетельствует об эффективности только такой меры, как контроль за накоплением имущества, соответствующего должностному положению и социальному положению контролируемого. В этом плане ни в коей мере нельзя доверять контроль над чиновниками самим чиновникам. Здесь на первый план выходит роль как первых партий, так и независимых СМИ и гражданского общества, без контроля со стороны которых мы коррупцию, конечно, победить не сумеем.

Наши предложения касаются ужесточения наказания за коррупцию и вообще взяточничество со стороны государственных чиновников. Коррупцию нужно приравнять к государственной измене. Нельзя позволить, чтобы законодательство оставляло такую лазейку, как вынесение условных наказаний за коррупционно емкие преступления. Также мы считаем, что нужно распространить контроль за уровнем дохода чиновников на их ближайших родственников и ввести такую меру, как конфискация имущества чиновника и его родных.

В формате «три силовых ведомства» мы впервые обсуждали в Государственной Думе ход реализации Национального плана по борьбе с коррупцией. Разговор был предельно откровенный. Те, кто за ним наблюдал, отметили, что вопросы и выступления были достаточно жесткими. По моим ощущениям,  генеральный прокурор и министр внутренних дел говорили очень откровенно, опираясь на конкретные данные, которые свидетельствуют о том, что мы имеем дело не с какой-то очередной кампанией, а речь идет о реализации национального плана, целью которого является искоренение коррупции, в том числе путем изменения законодательства. Эту работу выполняет Президент вместе с Федеральным Собранием. Принят целый ряд законов. Вместе с тем есть работа, которая идет на уровне соответствующих ведомств, ведущих борьбу с коррупцией не только на российском пространстве, не только в среде чиновников, но и в своих собственных рядах, что очень важно.

Можно по-разному относиться к приведенным цифрам, отражающим текущие результаты борьбы. Скорее всего, правы те, кто говорит, что сделано пока мало, и это показатель  того, что коррупция глубоко проникла в ряды силовых структур. Но следует учесть, что мы, действительно, делаем первые, но системные шаги по преодолению этого зла, этой раковой опухоли, которая пронизала все сферы общественной жизни. Я думаю, что результатом этого «правительственного часа» является веский сигнал обществу о том, что за борьбу с коррупцией органы государственной власти и силовые ведомства взялись всерьез на системной основе.

Несмотря на усилия генерального прокурора, руководителя следственного комитета и министра внутренних дел, наша фракция «Справедливая Россия» оценивает состояние борьбы с коррупцией как достаточно неудовлетворительное. Мы не собираемся вешать всех собак на наши силовые ведомства и правоохранительные органы. Мы понимаем, что коррупция есть результат отсутствия демократических механизмов, подавления оппозиции (в том числе административным фактором), и как следствие этого – слабый парламент, зависимый суд и многое другое. Это - политические причины.

Объёмы  коррупции поражают воображение. Эксперты называют цифры от 50 миллиардов долларов (самые скромные цифры), и до 400 миллиардов доходит. Видимо, это действительно так, потому что десятки миллионов российских граждан сегодня ежегодно вовлечены в эту коррупционную деятельность. Не самых плохих наших граждан с точки зрения их социального статуса, образования, мест работы и т.д. Это - серьёзная беда, разрушающая и способная уничтожить государство.

Госдума принимает законы, регламенты, резолюции, кодексы. Ничего не получается. Как у Крылова, очки не действуют никак. Видимо, не к тому месту эти очки прикладываем. Вот закон о борьбе с коррупцией. Хороший закон, поддержан всеми фракциями в первом чтении единодушным голосованием. А что дальше? Превратился в правильную декларацию, набор правильных лозунгов без практических механизмов реализации. Вы не можете бороться только прокурорскими методами с политическими причинами. Давайте дорабатывать этот закон. Давайте установим контроль за нашими должностными лицами.

Сейчас  мы увлеклись экспертизой. Я не очень  понимаю (может быть, это какой-то театр абсурда), а для чего тогда создаются парламенты? Вот она экспертиза: оппозиционные партии, профильные комитеты, эксперты, специалисты высочайшего уровня. Какая ещё нужна экспертиза? Во-вторых, 70% российского законодательства – подзаконные акты, которые не проходят публичный обкат. И мы с вами, принимая законы, никогда не обсуждаем эти подзаконные акты и говорим о проведении экспертизы. Давайте создадим ещё десять инстанций (Общественную палату, Торгово-промышленную палату, ещё какую-нибудь палату) и будем проводить экспертизу. Но ведь это всё не помогает. У нас даже, кстати говоря, думская комиссия по коррупции находится вне регламента. То, что она делает, уходит в урну, и никто не знает о результатах работы этой комиссии.

Нам с вами нужен серьёзный контроль не только за доходами, но и расходами. Что касается доходов, то смешно, когда  у нас права бабушки и чиновника  защищены лучше, чем права 140 миллионов  граждан, которых ежедневно обворовывают. Давайте мы сделаем так, как во всём мире: все граждане заполняют декларации. Эти декларации, кроме домашнего адреса, пусть находятся в открытом доступе. И у нас моментально появляются миллионы контролёров, которые сразу скажут, где есть неправда.

Во  всём цивилизованном мире есть ещё  контроль за доходами. Я знаю, что  многие министры выступают за это. Давайте установим  этот контроль за доходами. Каждый гражданин, особенно должностное лицо, обязан будет ответить, каким нелегким трудом нажито его имущество. Кстати, по неправильным ответам в Европе, например, заводят сначала административное, а потом и уголовное расследование.

У нас коррупция процветает и в Москве, и рядом с Москвой. И всё это продолжается годами. Люди пишут-пишут, а мы экспертизу давайте проводить. Давайте проведём экспертизу того, что пишут наши граждане.

Необходим парламентский контроль. Не справиться без этого с воровством внутри самой власти. Ведь у нас рыба действительно гниёт с головы, и если у нас не будет парламентского контроля… Фракция «Справедливая Россия», сейчас подготовила вариант антикоррупционного закона. Мы с удовольствием приглашаем все фракции работать над ним, поскольку это даёт возможность стать парламенту эффективным органом.

Давайте поговорим серьёзно о прокурорском надзоре, об эффективности средств. Давайте прекратим нездоровую конкуренцию  между двумя нашими уважаемыми органами, проведём закрытую дискуссию о том, у кого какие полномочия, кто что контролирует и кто за что отвечает, чтобы не было такого, что если написал в генеральную прокуратуру, получил непонимание в следственном комитете и наоборот.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".