Статья
2203 28 декабря 2010 20:16

Дневник чиновника: Начало

«Актуальные Комментарии» начинают публикацию «Дневника регионального чиновника», автором которого стал директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. Волею судеб политолог федерального уровня получил приглашение от главы республики Карелия Андрея Нелидова на три месяца занять пост заместителя его администрации, а затем получить должность вице-губернатора региона. Сферой полномочий Максима Григорьева стали средства массовой информации, выборы и внутренняя политика Карелии.

В «Дневнике регионального чиновника» Максим Григорьев подробно рассказывает о своем опыте работы на ответственном посту и «внутренней кухне» региональной власти.

 

НАЧАЛО

23.07.2010

Поздравляю А.Нелидова с вступлением в должность Главы Республики Карелия. Конечно, предлагаю свою помощь по Москве. Неожиданно получаю предложение поехать работать в Карелию. Надо признаться, что госслужба в регионе оказалась созвучна моим мыслям.

Что я имею в виду? Во-первых, почти все мои коллеги и знакомые понимают, что наша государственная структура могла бы быть намного более эффективной и динамичной. Многие из них знают, что и как именно надо менять, некоторые готовы в этом участвовать. Но немногие действуют. Несмотря на их ум и влияние, ассоциация с «пикейными жилетами» из «Золотого теленка» почти полная. В моей деятельности всегда было больше действий, чем говорильни, однако сейчас чувствую, что сам превращаюсь в человека в «белом пикейном жилете и в соломенной шляпке канотье». Например, звонят с просьбой о пятом комментарии за день.

В трубке: «Вы не могли бы прокомментировать сегодняшнее высказывание ...»
Я: «Напомните мне, пожалуйста, точно».
В трубке: «Сегодня в статье … было …»"
Я: «Прекрасно. Я готов. Вы записываете?»

Что-то в этом есть неправильное. Не пора ли заняться делом? Поехать «комсомольским призывом на строительство Байкало-Амурской магистрали», а в данном случае - в Карелию?

Во-вторых, за последние годы у меня сложилось твердое убеждение, что менять что-то к лучшему намного эффективнее изнутри государства. К сожалению, кроме  государственной машины у нас пока практически нет других инструментов для модернизации. Да и невозможно эффективно работать, не зная досконально, как работает эта машина. За почти тринадцать лет работы (еще в 1997 году мне пришлось работать в первом подъезде здания на Старой площади) у меня сложилось определенное представление о том, как эта система работает на федеральном уровне. Проблема в том, что этот уровень – далеко не все. Почему правильные решения появляются в регионах в совершенно извращенной форме? Почему от конкретных идей до исполнения доходят даже не остатки содержания, а только их внешняя форма? Почему, слушая наши дискуссии и круглые столы, представители регионов только крутят пальцем у виска, не понимая ни слова? А между тем, только зная,  как устроен и как  работает механизм государственной власти, начиная с регионов, можно что-то сделать. Мне доводилось  работать в большей части субъектов федерации и почти всегда около тех или иных государственных структур, иногда помогая, иногда подменяя, а иногда и  временно беря бразды правления на себя. Но почти никогда — внутри, в глубине.  Может, пора попробовать? А начнем сразу с Олонецкой губернии – популярное место ссылки политических  в XIX веке.

Карта из «Подробного атласа Российской империи с планами главных городов», Санкт-Петербург, 1871 г.

Интересное совпадение — в 2006 году я написал книгу «Кондопога: что это было?», посвященную известным событиям в карельском городе.


25.07.2010

Выезжаю в Петрозаводск в Карелию встречаться с главой Республики Карелия - А.Нелидовым. Знаю А.Нелидова как умного и, с политической точки зрения, тонко мыслящего человека, быстрого «на подъем». Хорошо выступает, обладает талантом «обаять» аудиторию, хороший рассказчик. Ему свойственна самоирония, нет тенденции к «бронзовению». Может принимать неожиданные решения. Удачлив. В 2003 г. фактически возглавлял избирательный штаб В.Густова на выборах губернатора Ленинградской области. В то время «Единая Россия» приняла решение поддержать другого кандидата, но А.Нелидов отказался бросить человека, который в свое время много для него сделал, за что и был исключен из «Единой России» (впоследствии восстановлен). Такое решение говорит о нем больше, чем любые хвалебные слова.

Мы уже работали вмести с ним по различным проектам. Например,  в 2007 году для Единой России мы «вели» выборы в Государственную Думу по Новгородской области, одновременно занимаясь декриминализацией региона. Мы «вошли» в регион вместе с новым губернатором  С.Митиным и за два месяца работы подняли рейтинг «Единой России» с 30% до лучшего результата по Северо-Западу. В то время А.Нелидов представлял Межрегиональный координационный совет «Единой России» по Северо-Западу и курировал эту избирательную кампанию.

Справка:
Андрей Витальевич Нелидов (род.1957, г.Ленинград). С 1980 г. по 1985 комплектовщик, инженер по оборудованию и комплектации, заместитель начальника Ленинградского экспериментального исследовательского завода ЛИВТа, г. Ленинград.  С 1996 г. по 1999 г. Председатель Комитета по лесопромышленному комплексу при губернаторе Ленинградской области, член правительства Ленинградской области, вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по лесопромышленному комплексу. C 2000 по 2002 — президент ОАО «Беломорско-Онежское пароходство», г.Петрозаводск. С 2002 по 2006 — депутат Законодательного собрания Ленинградской области, Заместитель председателя Законодательного собрания Ленинградской области. С 2006 по 2010 — член Совета Федерации ФС РФ от Республики Карелия. С 2010 г. глава республики Карелия.


26.07.2010

Встречаюсь в Петрозаводске с А.Нелидовым. Два главных условия «от Нелидова»: 1) работаем с утра до вечера, шесть дней в неделю; 2) кто начнет воровать — сразу в наручники. Подход правильный. Договариваемся о том, что на три месяца я занимаю должность заместителя администрации главы республики Карелия, а затем должность вице-губернатора. Сфера полномочий: средства массовой информации, выборы и внутренняя политика.

В поезде оказываюсь в одном купе с Девлетом Алихановым.
Разговорились. Начали обсуждать тему Кондопоги. Перешли на обсуждение политики. Многие суждения здравые. Умеет слушать, понимает, о чем идет речь. Рассказывает о том, как бывший глава Карелии оказывал преференции своим друзьям и политическим партнерам, зажимал других активных людей, боролся против него. О том, что он самый активный в Карелии человек, а остальные за ним не успевают. Ясно, что все сказанное надо делить на два или даже на пять. Но в целом вполне похоже на правду. По крайней мере, ничего удивительного в этом нет. Ясно, что будет мстить бывшему главе Карелии С.Катанандову и всем его партнерам до конца — никогда не простит и не сможет остановиться. До определенной степени это может быть полезно для взаимного сдерживания, но если он увлечется, может быть исключительно опасно. Вообще сразу видно: Д.Алиханов — типичный «человек войны». И по «горячей» крови, и по своей политической привычке. Его типичная политическая стратегия: жесткая конфронтация, затем временный отказ от конфронтации с получением позиционных преимуществ, занятием новых позиций и выдвижение новых требований с угрозой новой войны. В отсутствие жесткого противодействия такой человек постепенно занимает все пространство, как газ, который расширяется в объеме. Типичные выражения Д.Алиханова: «я их посажу, чтобы они прямо сидели …», «я им скажу, что я им паяльник вставлю …», «я их вызову, и они будут у меня работать». Видя мое недоуменное лицо, каждый раз прибавляет: «это шучу я так». Учился он в Москве, потом стал успешным предпринимателем и политиком - одним из самых активных в Карелии. Во многом его влияние - это результат способности общаться и договариваться с людьми. В условиях жесткого контроля энергия и талант Д.Алиханова могут быть очень полезными для государственной власти. Но для этого его надо бросать на самые тяжелые, но необходимые с государственной точки зрения участки работы, и не давать каждый шаг использовать для саморекламы. Кратко говоря, такую энергию надо направлять в мирное русло. Только недавно подтвердили его полномочия в Совете Федерации, а теперь приходится освобождать место для С.Катанандова. Впрочем, я уже в курсе, что планируется его назначение на пост заместителя главы Карелии. Я думаю, это правильное решение.

Справка:
Алиханов Девлетхан Медетханович (род. 1958, село Усур Ахтынского района Дагестанской АССР). Окончил Московский кооперативный институт по специальности «Организация торговли промышленными товарами». Трудовую деятельность начал ревизором в Карельском союзе потребительских обществ. По оценкам экспертов, на уровне Карелии является крупным предпринимателем. В 2002 году был избран депутатом Законодательного собрания Карелии. В 2001 году вступил в ЛДПР. В 2006 г. вошел во фракцию «Справедливая Россия» и, по мнению экспертов, финансировал карельское отделение партии. В 2009 году Д.Алиханов отказался от участия в избирательной кампании на пост мэра Петрозаводска и вступил в «Единую Россию». После чего Законодательное собрание Карелии согласовало его кандидатуру на пост сенатора от Республики вместо занимавшего эту должность А.Нелидова — будущего главы Карелии. В результате негативной позиции спикера Совета Федерации С.Миронова должность сенатора Д.Алиханов занял только 17 марта 2010 году, пробыв на ней лишь несколько месяцев - после ухода с поста главы республики С.Катанандова Д.Алиханову пришлось освободить должность сенатора для него.


09.08.2010

Первый рабочий день. Кабинет небольшой, сотрудники подведомственного мне управления информационной политики еле-еле умещаются за столом для совещаний.



В дополнение к портретам Д.Медведева и В.Путина прошу повесить подписанный А.Нелидовым. Никогда не отличался особым чинопочитанием, отношусь к этому со здоровой иронией. Но всегда считал лицемерием ставшие в последние время модными попытки некоторых чиновников находясь на службе отделять себя от нее или позиционировать себя как человека, не связанного государственными обязанностями. Дескать, они, конечно, у меня начальники, но я сам по себе. Служба есть служба вне зависимости от того, военная она или государственная. И руководство есть руководство. Не нравится, не согласен, уходи, а не уходишь, вставай в строй и не делай вид, что ты на прогулке.



Разместили в гостинице государственного унитарного предприятия республики Карелия «Гостеприимство». Номер одноместный. Вот такое «гостеприимство» карельской власти.



С одной стороны, уж больно скромно, а с другой, мне не привыкать. Все равно большую часть времени на работе, вечером — переговоры, встречи с людьми.

Встретился с сотрудниками подведомственного мне управления. До этого все «начальство» в один голос твердило о том, что от нынешнего начальника управления Т.Гречухиной придется избавляться. Ну, во-первых, это я сам буду решать. Во-вторых, мой подход: любые кадровые решения должны приниматься по принципу «семь раз отмерь – один отрежь». Да и заменять людей стоит только в том случае, если не менять нельзя, и только тогда, когда есть те, кого планируешь ставить на это место.

После встречи с моими новыми сотрудниками могу сказать - ожидал существенно худшего. Отчетливо видно, кого надо ориентировать на работу только с государственными структурами и уводить от работы непосредственно с журналистами и населением, а кого ориентировать на работу вовне.  С увольнением Т.Гречухиной мы точно подождем. Если выделить правильные направления и компетенции, каждый будет достаточно эффективен. Отчетливо видно и тех, кто обладает желанием и достаточным кругозором на разработку новых идей, концепций и идеологий, а кто в большей степени является администратором. И точно также важно разделить эти компетенции.

Очень хорошо, что некоторые сотрудники управления ведут телевизионные передачи и пишут статьи. Вообще я думаю - это важный принцип; сотрудники государственных PR-служб должны оставаться действующими журналистами, чтобы не терять живость мысли, не становиться только бюрократами.

Хотя, если признаться, глаза многих сотрудников управления потухшие. Удивляться здесь нечему: многие из них проработали на этом месте больше пяти лет и редко кто спрашивал их мнения или предлагал участвовать в принятии важных решений. А может и вовсе никогда не предлагал. В такой ситуации любой холерик превратится в меланхолика. Надо чтобы люди понимали, что их мнение важно, идеи интересны и что от них тоже хоть что-то, но зависит. Короче говоря, надо сделать так, чтобы у них вновь «загорелись глаза». Даю задание каждому из сотрудников подготовить свои предложения по концепции PR-обеспечения Республики. Посмотрим, как они умеют думать и формулировать свои мысли.

Но, прежде всего, нужно разобраться, какими ресурсами мы обладаем. Какие структуры раньше занимались информационной политикой, внутренней политикой, гражданским обществом, какие бюджетные средства выделены на этот год. Какие средства заложены в проект бюджета на следующий год.

Понравилась карельская кухня. Для меня особенно приятно большое количество рыбы, понравились «калитки» - маленькие пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками. Особенно вкусно готовят в ресторане «Карельская горница».

10.08.2010

Оказалось, что мониторинг СМИ в Правительстве был организован в виде предоставления пачки копий материалов и публикаций. Без оценок и анализа. Ввожу полноценный мониторинг средств массовой информации в правительстве: не только телевидения и печатной прессы, но и интернета; со стандартной  оценкой каждого материала по направленности (негативно/позитивно/нейтрально) и с краткой аннотацией каждого материала.

Меняю принципы медиапланирования. Если до этого момента оно представляло собой простой перечень мероприятий власти, который еженедельно рассылался для СМИ, то теперь мы предоставляем к каждому вопросу информационные справки и список официальных лиц, готовых встретиться с журналистами. Фактически мы меняем принцип работы: не «народ для чиновников, а чиновники для народа», а точнее не средства массовой информации бегают за нами и мы с «барского плеча» даем им информацию, а наоборот, стараемся максимально подготовить уже удобную для использования в СМИ информацию.  Не меньшее значение такой подход имеет и с точки зрения управления информационными потоками в республике.

Но такой подход потребует в 4-5 раз больше работы. Не всегда помогают и пресс-секретари министерств: они ориентированы на свое руководство, которое не горит желанием лишнего общения с журналистами. Постепенно будем прививать эту привычку всем чиновникам. Вижу, что сотрудники управления информационной политики «стонут», но делают. Еще раз убеждаюсь, что когда надо, госслужащие могут работать на все 100%.

К моему удивлению выясняется, что по штатному расписанию секретарь мне не положен. При этом надо решать какие-то вопросы, узнавать телефоны, связываться с людьми и т.д. В.Хлебалин говорит: «Так у тебя ж целое управление с сотрудниками». Так-то оно так, но я считаю, что одно из важнейших качеств руководителя - уметь не мешать работать собственным сотрудникам, не дергать их на ненужные совещания, не заставлять писать ненужные отчеты и т.д. Чувствую себя крайне неловко, приходится дергать начальника управления информационной политики Т.И.Гречухину, по сути дела, отвлекать человека от других важных вопросов.

Петрозаводчане не понимают плюсов жизни в небольшом городке. В Москве люди уже давно добираются до работы в пробках не меньше часа или полутора утром и столько же днем. Каждый день прохожу мимо этого места.



Иду до этого:



От гостиницы до работы - 10 минут пешком.

11.09.2010
 
Проводим встречу Главы Республики с представителями национальных общественных объединений. Еще раз убеждаюсь, что "региональное сознание" может иметь такую специфику, которая никак не видна с федерального уровня. Один из наиболее авторитетных представителей карелов, мой однофамилец А.Григорьев, говорит: "Главное, чтобы сохранился суверенитет республики, и не с губернатором, а с главой. Ни в коем случае не губернатор". С государственной и юридической точек зрения очевидно, что ни о каком суверенитете даже речи идти не может. Между губернатором и главой тоже разницы никакой нет. Но никто даже не подозревал, что этот вопрос для кого-то может быть настолько болезненным. Соглашаемся с тем, что изменения названия руководителя республики не будет.

Откровенно говоря, национальная политика в Карелии находится на достаточно высоком уровне. Конечно, на это повлияли события в Кондопоге. Но справедливости ради отмечу, что и до этих событий отношения к карелам и вепсам со стороны государства было более чем уважительное: их представители входят во все общественные советы, государством финансируется отдельный издательский дом, национальный театр, музыкальные коллективы, музеи и т.д.

В Петрозаводске редкой красоты набережная. По ней замечательно гулять после работы: беседуешь с кем-нибудь по делу, а заодно и прогуливаешься.



12.08.2010

Постепенно начинаем вводить новые принципы в PR-обеспечение правительства Карелии. Например, силами управления информационной политики, телевидения «САМПО» и газеты «Карелия» будем готовить материалы, уже готовые для использования: готовые комментарии ньюсмейкеров и экспертов,  готовые синхроны, готовые заготовки для сюжетов и т.д. Фактически с помощью «САМПО» будем делать государственные структуры не только PR-обеспечивающими, но и производящими «контент». Приятно, что определенные элементы такой практики уже использовались, съемки пресс-службы правительства рассылались по каналам. Кроме того, будем максимально расширять практику написания статей и ведения передач сотрудниками администрации, так как делает М.Тихонов, Дюгай и А.Раев.

Недавно присутствовал на оперативном совещании правительства республики. В зале наверное около 150 человек: заместители главы республики, руководители министерств и ведомств, их замы и т.д. Очевидно, что необходимости приглашать такое количество людей нет. Более того, на три часа фактически останавливается деятельность всей исполнительной власти. Пока доедут, пока выслушают, пока приедут, а там уже обед.  Список вопросов достаточно узковедомственный. Тем, кто не имеет отношения к этим вопросам, скучно, неинтересно, они засыпают, начинают общаться друг с другом и т.д. Фотокадры скучающих чиновников с такого мероприятия — готовый компромат. Очевидно, что такие совещания надо отменить, а обсуждать вопросы только с теми, кто имеет отношение к делу.



13.08.2010

Общаюсь с Л.В.Ждановой. По просьбе главы республики она фактически осуществляет функции куратора управления информационной политики, хотя является депутатом Законодательного Собрания. В очередной раз удивляюсь тому, что в Карелии просто совмещать разные форматы: одновременно и журналист, и политтехнолог, и депутат, и представитель власти, и оппозиционер. На планерке в управлении Лариса Вячеславовна на каждое мое обращение к ней томно закрывает глаза в стиле «Все будет». Понятно, что ни я, ни она тут ни при чем, это лишь стиль такой – своего рода «административный флирт». Вспоминается отрывок из фильма про Индиану Джонса, когда он сбивается с речи на своей собственной лекции в тот момент, когда видит студентку в первом ряду: студентка закрывает глаза, а на веках карандашом написано «I love you …» Впрочем, Лариса Вячеславовна уже не студентка…  С другой стороны, в тот же день я увидел, насколько позитивно действует такой психологический прием на чиновников: они забывают, что хотели сказать и начинают со всем соглашаться.

Как журналист и специалист по PR Жданова, безусловно, профессионал. Знает всех и все про всех. В каком-то смысле, она - одна из «мам» карельской журналистики. С другой стороны, она может по-детски даже не подозревать о неприглядных сторонах того или другого человека, которые очевидны всем другим. Она схватывает мысли буквально на лету. Ясно понимает, что такое хороший и что такое плохой PR, явно не будет предлагать руководству «розовые очки», скорее начнет резать «правду-матку» в лицо.  Независима. Креативна. Но не может долго сидеть на одном месте. Конечно, совершенно не чиновник. Она может эмоционально начать «пробивать» свое мнение не думая о том, к чему могут привести ее слова и какие решения могут быть приняты руководством на основе ее эмоций.  При этом ее позиция может стать совершенно правильной по сути и совершенно неправильной по последствиям. Понятно и то, что долго напрягаться она не будет. Не потому, что не может. Просто уже «отнапрягалась», уже «натаскалась» каштанов из огня для других, уже столько раз она работала «за идею», когда другие ее «продавали» за совершенно конкретные деньги. В общем, такой человек абсолютно необходим для того, чтобы: 1) присутствовал независимый взгляд со стороны; 2) вносилась свежая струя; 3) был профессиональный и активный «кризис-менеджер»  на время возможного аврала.
 
Справка:
Лариса Вячеславовна Жданова (род. 1963 году в г. Петрозаводске). Образование высшее профессиональное, окончила факультет журналистики Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета по специальности  «журналистика». С 2006 года - генеральный директор «Газета Губерния». С 2006 года - депутат Законодательного собрания республики Карелия.

 

14.08.2010

Стало понятно, каким образом осуществлялась информационная политика при прошлом Главе Республики - С.Катанандове. Существовал небольшой близкий круг чиновников, политиков и бизнесменов, которые выполняли функции по политическому и информационному удержанию власти, часто конкурируя друг с другом. В зависимости от своей близости к главе они и получали поддержку. Расходы на информационную деятельность резервировались и размазывались по различным министерствам и комитетам. В случае необходимости каждое из них получало указание профинансировать то или иное направление. Кроме того, работала государственная система по обеспечению информационной политики в виде администрации главы республики, ее подразделений, государственного телевидения и издательских домов.

Такая схема совсем не обязательно плоха. У нее есть плюсы. Она достаточно гибкая. Она поддерживает конкуренцию и не дает «складывать все яйца в одну корзину». При сильном руководителе она может быть достаточно эффективна.

Но есть и минусы. Это система с ручным управлением. Для того, чтобы она работала, глава республики должен заниматься этим постоянно, каждодневно. Эта схема хороша, когда власть сильная. Как только сила, авторитет руководителя или, например, его желание работать уменьшается,  начинается потеря управляемости, схема начинает разваливаться, средства разворовываться, конкуренция «друзей» возрастает. Такой подход очень дорог. Каждая из «опор» власти пытается создать свою мини-систему и происходит многократное дублирование функций. Нельзя забывать и о том, что однажды запустив такую систему, от нее нельзя отказаться. Накачивая ресурсами политические «опоры», мы делаем их самостоятельными игроками. Такая ситуация была с НТВ В.Гусинского: полностью созданное на государственные деньги, оно было частным и начало играть свою собственную игру. Кроме того, конкуренция различных частей системы не дает работать эффективно. В свое время ведь пропустили Д.Алиханова к власти в городе, ничего не смогли сделать. несмотря на весь административный ресурс.

Мы будет строить другую систему политического и информационного обеспечения власти: прозрачную, находящуюся в собственности государства, замкнутую непосредственно на главу Карелии без посредников, без дублирования функций с четкими и ясными правилами игры. Лозунг: «Новая власть: все по честному, без разводок».

(Продолжение следует...)

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".