Статья
2627 20 сентября 2014 11:56

Дорожная карта к миру

Контактная группа в Минске с участием Украины, ДНР, ЛНР, России и ОБСЕ в ночь на субботу согласовала дорожную карту по осуществлению режима прекращения огня, сообщает «Российская газета».

В заседании приняли участие экс-президент Украины Леонид Кучма, премьер-министр ДНР Александр Захарченко, глава ЛНР Игорь Плотницкий, первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин, председатель Верховного совета ЛНР Алексей Карякин, посол РФ в Киеве Михаил Зурабов, официальный представитель председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Хайди Тальявини.

Стороны договорились отвести средства поражения калибром свыше 100-мм на расстояние не менее 15 километров от границ населенных пунктов и запретить размещение поблизости от них тяжелого вооружения и военной техники.

Обеспечивать контроль над выполнением достигнутых договоренностей будет ОБСЕ. Численность сотрудников организации для выполнения этой задачи вырастет с 300 до 500 человек.

Переговоры, продолжавшиеся более семи часов, характеризуются как «напряженные». Тем не менее, сторонам удалось прийти к ряду важных соглашений, оформленных в итоговый меморандум, который уже назвали «дорожной картой» мирного урегулирования конфликта на юго-востоке Украины.

Документ содержит девять пунктов, которые уточняют и максимально конкретизируют положения протокола, подписанного в Минске 5 сентября.

МИА «Россия сегодня» приводит все девять пунктов этого документа:

1. Прекращение применения оружия считается общим.
2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября.
3. Запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных действий.
4. В течение суток с момента принятия данного меморандума отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны, в том числе из населенных пунктов, что дает возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не мене 30 километров — зоны безопасности. При этом отвести на линии соприкосновения сторон артиллерийские системы калибра свыше 100 миллиметров на удаление их максимальной дальности стрельбы.
5. Запрет на размещение тяжелого вооружения и тяжелой техники в районе, ограниченном населенными пунктами (населенные пункты обозначены в тексте документа, но Кучма не стал их перечислять).
6. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений у границы зоны безопасности, обязательства на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности.
7. Запрет с момента принятия данного меморандума полетов боевой авиации и иностранных летательных аппаратов за исключением аппаратов ОБСЕ над зоной безопасности.
8. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой миссии ОБСЕ в составе группы наблюдателей организации в течение суток с момента принятия данного меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество границ которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой группы наблюдательной миссии ОБСЕ.
9. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ.

Экс-президент Украины Леонид Кучма, представлявший на переговорах в Минске официальный Киев, заявил, что реализация минского меморандума начнется уже через сутки. По его словам, стороны также договорились продолжать более активный обмен пленными.

Следующая встреча контактной группы по разрешению украинского кризиса может пройти через неделю, сообщил председатель Верховного совета самопровозглашенной Луганской народной республики Алексей Карякин, передает ИТАР-ТАСС. Он выразил удовлетворение прошедшими переговорами, несмотря на то, что «встреча была достаточно тяжелой».

«Главные дискуссии развернулись вокруг линии разделения сторон», — отметил он, подчеркнув, что к компромиссу по этому вопросу стороны прийти не смогли. Карякин сообщил, что удалось договориться о существенном увеличении численности наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта с 300 до 500 человек.

Представитель ЛНР отметил, что из-за многопланового характера реализации соглашения о прекращении огня выполнение меморандума станет возможным «только дней через пять».

5 сентября в Минске в ходе второй встречи контактной группы был подписан протокол, состоящий из 14 пунктов, включающих в себя все аспекты контроля за соблюдением перемирия, обмена пленными и др.

Комментарии экспертов

Надо было сломать всю конфигурацию взаимоотношений в Европе и мире, нагадить огромному количеству компаний и корпораций, выстраивавших десятилетиями сотрудничество с Россией, надо было пролить реки крови, превратить Украину в какого-то супербанкрота экономического, уничтожить инфраструктуру и потенциал Донбасса в значительной степени для того, чтобы вернуться именно к той схеме, которую Россия предлагала еще до переворота — это нейтрализация и федерализация Украины.

Сейчас эти девять пунктов касаются, в первую очередь, абсолютного прекращения огня, это подтверждают заявления различных политиков.

Ситуация смешная — страны, которые сами исповедуют глубочайший федерализм, такие как Соединенные Штаты и Германия, почему-то бешено сопротивлялись этой совершенно логичной, двадцать лет как выдвигаемой концепции спасения Украины, которая представляет собой несколько разных идентичностей, которые могут сосуществовать только в условиях возможности эти идентичности неконфликтно реализовывать.

Для России это колоссальный компромисс. Нейтрализация Украины для России — это колоссальный шаг навстречу своим геополитическим противникам. И это вполне симметричная и достойная для наших геополитических противников сделка. Альтернативой этой сделки является политический, военный и геополитический разгром России. Но эта цель не достижима.

Наступает ожидаемое некоторое отрезвление наших западных партнеров, и в первую очередь, Соединенных Штатов. Процесс идет явно на основании некой общей договоренности между нами и американцами. И именно поэтому Порошенко перестал выступать с самобытными идеями, или, во всяком случае, он выступает с ними только перед своей аудиторией, и это никакого отношения к процессу не имеет. Порошенко выглядит чрезвычайно кротким и исполняющим задачу, которая решена и обговорена без него, что и требовалось доказать. Украина не субъектна, с одной стороны, с другой стороны, никому кроме России она не нужна совсем, поэтому по большому счету, никому и не нужен был мир на Украине.

Эскалация зашла в тупик, как и вся эта история с санкциями, потому что дальше идет уже война, которая, с одной стороны, развязывает руки России полностью, а с другой стороны, окончательно добивает все формы кооперации, которые были. И санкционное давление, и все остальное преследовало цель Россию запугать, продавить. Поскольку продавить не удалось, следующие санкции будут уже карательными. На карательные санкции следуют симметричные карательные же ответы. Это реально война, к войне никто не готов.

Если мы посмотрим на блок НАТО, то поймем простую вещь, что объединяет полностью консенсусно блок НАТО, что полностью объединяет в одном флаконе Эстонию или Соединенные Штаты, Италию или Турцию, — это блок стран, которые категорически отказываются проливать кровь в войне с Россией. Вот все, что находится за рамками блока НАТО, оно  может быть использовано как пушечное мясо. А вот эти ребята, даже румыны и латыши, не говоря уже о немцах, французах и американцах, бросать свои регулярные подразделения на войну с Россией не собираются ни при каких обстоятельствах. В этом смысле блок НАТО — это гарант мира как отсутствия глобальной войны с Россией, потому что этот вариант категорически неприемлем для стран-участников НАТО.

Минский меморандум — это начало процесса, который не может быть остановлен.

Ярош — клоун, но за этим клоуном стоят определенные движущие силы. Украина управляема только в условиях войны, но при этом она не может вести войну, это пат. Почему я думаю, что те условия, на которых настаивает Россия, так или иначе, рано или поздно будут приняты полностью? Потому что этот пат не позволяет Украине существовать: войну она вести не может, во всяком случае, на сегодняшний день и на обозримый среднесрочный период, а мирно существовать она тоже не может, потому что тогда начинается война всех против всех, внутренняя, и Ярош — просто симптом этого.

Когда мы говорим о федерализации Украины, как бы это не предъявлялось сейчас, очевидно, что для Донбасса не приемлемы границы самоуправления по действующей линии фронта. Поэтому сейчас речь идет не о самоуправлении, а о прекращении огня, то есть о состоянии устойчивого перемирия, только в рамках которого можно вообще о чем-то говорить.

Естественно, что Донецкая и Луганская республики будут добиваться прав в границах Луганской и Донецкой областей, но таких же прав начнут добиваться не только области юго-востока, но и другие регионы Украины, и, безусловно, их получат, потому что у Киева нет возможности их не дать. Там будут действовать самые разные интересы, в том числе интересы тех же самых Коломойских, которые являются удельными князьками и которым нужно свое удельное княжество легитимировать. Закарпатье с гражданином Балагой, который тоже хочет быть не хуже Коломойского. Безусловно, захотят своих прав Волынь и Галичина.

Продуктивная модель для Украины есть, она называется Босния и Герцеговина. Понятно, почему американцы пошли легко на такое физическое разделение, де факто существование двух государств под одной формальной крышей, по одной простой причине — иначе эти государства жить не могут. Но было проще, потому что там один хозяин.

Федерализация Украины подразумевает реальные международные гарантии, то есть соглашение сторон между Россией и Западом по гарантиям нейтралитета. Когда мы рассуждаем о том, на что согласятся и на что не согласятся ополченцы, надо отдавать себе отчет, что в значительной степени эти отряды не являются ни регулярной армией, ни регулярной политикой. И тезис «за что мы кровь проливали» имеет императивное значение. И свои принципы люди не сдадут.

Можно уговорить Донбасс на формальное существование в составе некой единой Украины, если все их права гарантируются в самом прямом юридическом формальном смысле Россией. Больше никаких других гарантий они не примут. Москва должна выступить гарантом абсолютного самоуправления Новороссии, а это означает сохранение и реализацию культурной идентичности, возможностей внешнеэкономической деятельности с Россией вне зависимости от воли остальных регионов, и, по сути, это означает действительно раздельное существование и проживание. Безусловно, все внутреннее устройство самостоятельное, включая суд, полицию, силовые органы.

Может существовать какое-то подобие украинской армии, но на самом деле всему человечеству будет легче жить, если в рамках этой нейтрализации у Украины практически этой армии не будет, потому что гарантии и ее безопасности будут обеспечиваться соглашениями между Европой, Америкой и Россией. И не понятно тогда, кто еще может напасть на бедную Украину, кроме ИГИЛа.

Нейтрализация Украины необходима. Я помню разговоры о том, что украинцы не будут воевать друг с другом. Это с каких это пор украинцы перестали воевать друг с другом? Самая кровавая гражданская война, самое кровавое гражданское противостояние всегда проходило именно на Украине. Кровавое, чрезвычайно жесткое с обеих сторон, если эти стороны ограничить двумя, а их иногда было гораздо больше.

Мы сейчас присутствуем не на федерализации, мы присутствуем при обеспечении предпосылок для федерализации. Предпосылок, при которых ничего другого просто предложить нельзя. Представить себе сильную легитимную и сверхпопулярную власть Порошенко, предоставившего реально огромные права Донбассу (а тут он никуда не денется), отказывающегося предоставлять эти права всем остальным регионам Украины, — вот это фантастика. Поэтому Киев никуда не денется и от предоставления таких прав и другим регионам.

Сейчас все стороны конфликта и международное сообщество сошлось на том, что кроме решения, которое предполагалось с самого начала Россией, другого не существует. Да, есть иные варианты — вариант военного разгрома, вариант третьей мировой войны с применением ядерного оружия в широких масштабах, гибели человечества, есть вариант уничтожения Украины, если Запад не вмешается, и ликвидации ее как государства вообще в условиях военной победы одной из сторон. Но все эти варианты в дипломатических кругах даже обсуждать не очень позитивно, во всяком случае, дипломатия ими не занимается. В рамках дипломатии существует один вариант — это российский, и других никаких нет и быть не может.

Отвод войск, отвод артиллерии свыше ста миллиметров на безопасное расстояние и другие пункты этого соглашения мне кажутся малореалистичными с точки зрения исполнения. Имеется в виду имплементация этого меморандума украинской стороной, нам-то отводить нашу артиллерию некуда.

Я думаю, что Украина готовится не к обороне, а к наступлению. Об этом свидетельствует очередной этап мобилизации, переговоры со странами НАТО о закупках вооружений и практически ежедневные заходы на Украину частных военных компаний. Может быть, под видом этих частных военных компаний туда уже заходят регулярные подразделения стран-членов НАТО. Мне это не известно, но то, что количество таких частных подразделений огромное и вооружены они по последнему слову техники, остается фактом. Следует ожидать все-таки военной эскалации со стороны Украины. Я не думаю, что Киев будет выполнять мирные договоренности, достигнутые вчера в Минске.

При этом я считаю, что такие мирные попытки должны быть, и надежд на мирное урегулирование оставлять нельзя. Все-таки речь идет о человеческих жизнях. Но поступаться при этом независимостью, я считаю, неправильно и недопустимо.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".