Статья
1630 15 января 2010 0:03

Дума занялась Страсбургским судом

Госдума ратифицировала протокол N 14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предусматривает реформирование Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Таким образом, Россия стала последней страной из членов Совета Европы, ратифицировавшей этот документ, что позволяет приступить к реформированию работы ЕСПЧ.

Подавляющее большинство депутатов проголосовали "за", 56 человек - "против". Не голосовали за ратификацию коммунисты, а депутаты от ЛДПР избрали свободное голосование.

Ранее представитель России в Европейском суде по правам человека, заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин приводил данные о том, что из России в суд поступает наибольший поток жалоб. В расчете числа жалоб на сто тысяч населения, Россия из всех стран ЕС находится на 15-16 месте. Поэтому, по подсчетам Матюшкина, ратификация 14-го протокола разгрузит суд на 25-30%. Пока же  Страсбургский суд не может справиться с огромным потоком обращений.

Сегодня Российская Федерация остается единственной страной Совета Европы, не подписавшей этот документ, а без консенсуса всех стран СЕ он не сможет вступить в силу. Почти четыре года назад документ был подписан президентом РФ, однако депутаты под различными предлогами все это время уклонялись от того, чтобы утвердить его.

Все это время по вопросу ратификации 14-го протокола в Европе проходили консультации с участием представителей МИД РФ, Минюста, а также депутатов Госдумы. Россия выдвигала своим европейским коллегам определенные требования. Теперь они, наконец, удовлетворены.

В частности, неприемлемой, на взгляд депутатов, была 8 статья протокола, согласно которой в составе комитета из трех судей ЕСПЧ может не быть судьи от государства-ответчика. Такой порядок, по мнению парламентариев, ставил под угрозу справедливость и обоснованность выносимых Европейским судом постановлений, которые могли быть приняты без всестороннего учета особенностей правовой системы государства, отвечающего перед судом.

На сегодняшний день, по словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, основные спорные моменты, которые препятствовали ратификации, урегулированы. «Участники консультаций единогласно согласились с позицией России по основным принципиальным моментам», — отметил председатель парламента. В частности, удалось договориться по вопросу обязательного присутствия представителя России в Страсбургском суде при рассмотрении дел, ответчиком по которым выступает наша страна. Кроме того, российский представитель войдет в состав группы, которая будет заниматься мониторингом реализации решений ЕСПЧ.

Очевидно, большинство депутатов поддержат идею ратификации 14-го протокола, по крайней мере, спикер нижней палаты Борис Грызлов сообщил, что фракция «Единая Россия» будет голосовать «за».

Кроме этого,  Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении и в целом депутатский закон о продлении бесплатной приватизации жилья на три года - до 1 марта 2013 года.
 

Комментарии экспертов

В сентябре 2009 года Государственной думой было принято постановление, которое касалось вопросов ратификации 14-го протокола  Европейской конвенции, регулирующей вопросы прав и свобод человека. В рамках этого постановления Госдума, на мой взгляд, очень толерантно, спокойно и точно подошла к возможным вопросам ратификации протокола, который сегодня выносится на рассмотрение.

Формирование международных правовых документов - это сложный процесс. Этот процесс должен учитывать вопросы суверенитета и национальных интересов. И в рамках тех ответов, которые были получены от кабинета министров, в рамках того ответа, который был подготовлен секретариатом Европейского суда по правам человека, мы нашли понимание поднятых Государственной думой вопросов. С моей точки зрения, эти ответы свидетельствуют о том, что интересы Российской Федерации будут учтены надлежащим образом. В частности, интересы, связанные с тем, что в случае возникновения вопросов обязательно судья-представитель РФ будет поставлен в известность по этим вопросам и найдет надлежащую форму реагирования на них. Кроме того, в документах, полученных Госдумой, отмечается, что Европейский суд крайне внимательно относится к интересам государства. Соответственно, такого рода положения снимают вопросы, которые в свое время препятствовали ратификации данного 14-го протокола. Я должен сказать, что ратификация протокола важна для Европейского суда. Она существенным образом, где-то на одну четверть, сможет систематизировать и в известной степени убыстрить (если этот термин возможен применительно к судебным процедурам) деятельность суда, сыграв свою позитивную роль для надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина.

Хотел бы подчеркнуть, что мы с глубоким уважением относимся к деятельности Европейского суда, и я думаю, что многие решения Европейского суда затем получают надлежащее отражение в практике российских судов.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин «вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Одним из таких органов является Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Обращаться в эту новую для российских граждан судебную «сверхинстанцию» стало возможно с 5 мая 1998 года – даты ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Россия участвует в работе Европейского суда финансово и организационно, в нем работают уполномоченные Российской Федерацией судьи.

Предмет жалоб в Страсбургский суд четко определен: им могут быть только права и свободы, гарантируемые Конвенцией, за которые несет ответственность государственная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом к рассмотрению не принимаются. Если заявитель исчерпал внутрироссийские средства судебной защиты – суды первой и кассационной инстанции и не получил защиты своих прав, то не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения своего вопроса внутри страны он может обратиться в Европейский суд.

По данным за 2008 год в Европейский суд от российских граждан поступило более 27 тысяч исковых заявлений (28 % от числа всех поступивших исков), по 599 их них приняты решения, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. В рамках исполнения предписываемых Европейским судом мер в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Они касаются некоторых аспектов реформирования уголовно-исполнительной системы, судопроизводства, исполнения решения судов.

Европейский суд не справляется с потоком жалоб, число которых ежегодно возрастает. Назрела реформа его работы, которая предусматривает меры по ускорению рассмотрения исковых заявлений. Содержание этой реформы определяет 14-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но поскольку этот документ, подписанный 46 странами Совета Европы, носит консенсусный характер, то без согласия России он не мог вступить в силу.

В настоящее время, в результате усилий наших дипломатов и многочисленных встреч с министрами иностранных дел, послами стран Совета Европы и заявления Государственной Думы, нам удалось сблизить позиции и получить от Совета Европы и секретариата Страсбургского суда заверения о разрешении спорных положений. Они касались, в частности, нашего требования об обязательном присутствии судьи, представляющего в Страсбурге государство-ответчик, при принятии жалоб к рассмотрению.

Ратификация Россией 14-го протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод даст фактический старт реформе Страсбургского суда, в ходе которой права российских граждан ущемлены не будут. Повышение эффективности работы и решений Европейского суда послужат катализатором и дополнительным стимулом  для улучшения работы российской судебной системы, на что направлен недавно внесенный Президентом Медведевым пакет законопроектов. Все это будет способствовать тому, что градус справедливости в российском обществе будет неуклонно повышаться.

 

С 2006-го года  шла работа по сближению позиций Совета Европы и нашей Государственной думы по реформированию Европейского суда. У нас были опасения, связанные с предварительным расследованием, были вопросы по мониторингу и по исполнению решений Европейского суда. Сейчас наши опасения сняты. В чем это выразилось? Это выразилось в том, что комитет министров Совета Европы единогласно проголосовал и отреагировал на наши заявления, которые мы делали в сентябре.

Также у нас есть разъяснения Европейского суда по правам человека по протоколу. Теперь, собственно говоря, наши опасения развеяны, наши позиции сблизились. Я думаю, что это такой пример конструктивного сотрудничества, когда стороны идут на сближение.

Что касается приватизации жилищного фонда, то у нас семь законопроектов, разные законы. Кто-то предлагает сделать приватизацию жилья бессрочной, кто-то предлагает продлить на один год, кто-то на два, но комитет остановился на проекте, который предлагает продлить приватизацию до 1 марта 2013 года. Здесь предлагается с учетом неразберихи, которая у нас постоянно происходит, чтобы не ущемлять права и законные интересы граждан из-за информационной неразберихи, продлить сроки. Продлевать приватизацию нужно. Хотя сама по себе позиция небезупречна, постоянно продлевать сроки не совсем правильно. Сейчас выстраиваются огромные очереди, поэтому мы считаем, что все это нужно сделать чем быстрее, тем лучше. Надо принимать сразу в трех чтениях, чтобы уже в январе этот закон был опубликован и введен в действие.

 

Вопрос, рассматриваемый сегодня, уникален тем, что все фракции и почти все депутаты сходятся во мнении о необходимости продления сроков бесплатной приватизации жилья.Правда, есть и противоположная точка зрения. Многие считают, что бесконечная приватизация тормозит реализацию программ по строительству социального жилья из-за того, что муниципалитетам невыгодно возводить жилье, которые сразу же выводится из муниципальной, и оформляется в собственность граждан. Поэтому очевидно, что «бесконечной» приватизации, которую предлагают некоторые коллеги, быть не может – она просто убьет развитие сектора муниципального социального жилья.Но и остановить приватизацию прямо сейчас было бы ошибкой!


Мировой финансовый кризис ударил по строительной отрасли. Во всех регионах России почти остановлено строительство, и потери темпа ввода социального жилья составляют до 90%. Граждане, которые до кризиса рассчитывали получить и приватизировать жилье до 1 марта 2010 года, сегодня потеряли эту возможность из-за падения объемов строительства. Нельзя лишать граждан, и так пострадавших от кризиса, долгожданного собственного жилья.

Представьте себя на месте гражданина, который должен был получить квартиру летом 2009 года, а получил, например, второго марта 2010. Кого ему винить в том, что он не может приватизировать жилье? Мировой кризис или законодателя, который не вошёл в его положение?

И именно поэтому, в интересах граждан, фракция «Единая Россия» в настоящее время поддерживает идею продления сроков бесплатной приватизации жилья. Причина: слишком большое количество граждан не успели приватизировать квартиры:
- из-за больших очередей в пункты приема документов (от 4 до 8 месяцев);
- из-за затянутых сроков оформления вновь вводимого жилья в муниципальную собственность (от 1 года до 2 лет)
- в 2010 году получат квартиры ветераны войны. Даже если начать предоставлять эти квартиры прямо сегодня, всё равно к 1 марта никто из них приватизировать квартиры не успеет. А лишать ветеранов такой возможности было бы безнравственно!

В России уже приватизировано более 80 процентов жилья. Поэтому вопрос, не в том, закончится ли приватизация, а в том, когда это произойдет.  Именно в сроках заключается разница между рассматриваемыми сегодня законопроектами.

Например, два законопроекта (внесенный депутатом Жириновским и  внесенный Тарасовым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации) предусматривают бессрочную приватизацию. Эта концепция явно ошибочна, поскольку не даст возможность муниципалитетам иметь фонд социального жилья. Поэтому наша фракция не может поддержать такие законопроекты. Должен сказать, что законопроект коллеги Жириновского не поддержало и Правительство РФ.

Остальные законопроекты предлагают разные даты:
Например, на 2 года предлагают отнести окончание приватизации законопроект  депутата Хованской и законопроект члена Совета Федерации Шиянова;
- на 3 года – до 1 марта 2013 года - законопроект внесенный большой группой депутатов и законопроект, внесенный депутатом Тарасюком;
- на 5 лет – до 1 марта 2015 года – законопроект, внесенный членом Совета Федерации О.А.Оганяном.

Несколько слов, объясняющих позицию фракции: Строительная отрасль более или менее встанет на ноги только в 2012 году. Поэтому слишком короткий срок не даст эффекта. По этой причине фракция «Единая Россия» не поддерживает два первых из перечисленных законопроекта.Однако мы считаем, что нет смысла и в том, чтобы затягивать этот срок до 2015 года.

Поэтому фракция «Единая Россия» поддерживает проект, предложенный депутатами Гальцовой, Груздевым и Назаровым и ещё несколькими коллегами, – о продлении сроков приватизации до 1 марта 2013 года. Этот законопроект был предложен после значительной подготовительной работы и консультаций с федеральными исполнительными органами, Администраций Президента Российской Федерации. Кроме того, он, в отличие от законопроекта коллеги Тарасюка, полностью согласован с Правовым управлением ГД, полностью соответствует требованиям юридической техники, и сегодня готов к принятию не только в первом чтении, но в целом. Считаю, что он максимально соответствует и экономической ситуации, и ожиданиям граждан.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".