Статья
1173 24 октября 2013 17:44

Дзасохов: Грузия и Таможенный союз

27 октября этого года в Грузии состоятся президентские выборы. Грузинский народ выбирает не только главу государства, но и голосует за тот путь развития страны, который приведет к долгожданным спокойствию и благополучию. Свой прогноз по предстоящим выборам и грядущим реформам сделал президент «Ассамблеи народов Грузии» Гоча Дзасохов.

- Совсем немного времени осталось до президентских выборов в Грузии. Ваш прогноз…


- Последние дни кипят предвыборные страсти. Народу Грузии предстоит сделать важный для него выбор, от которого зависит путь страны, благополучие семей и будущее детей. Последние десятилетия выборы в Грузии проходили в очень напряженной обстановке. 27 октября – не станет исключением: очень большая конкуренция, у кандидатов много претензий друг к другу, страсти кипят. Главная особенность этих выборов – на них практически не должно быть фальсификаций, так как в стране сейчас фактически двоевластие и нет возможности использовать админресурс. Просаакашвилевские силы не могут оказывать давление на избирателей. Так что выборы четвертого президента Грузии могут стать самыми честными за новейшую историю страны, которая за это время пережила немало политических перипетий и катаклизмов.

Если же говорить о реальных политических раскладах, то исходя из соцопросов, которые лишь подтверждают личные наблюдения, у представителя «Грузинской мечты» Георгия Маргвелашвили самые большие шансы на победу, и он победит.

 - Почему многие называют эти выборы судьбоносными и эпохальными, ведь президентские полномочия заметно урезали?

 - Независимо от результатов выборов, 27 октября – конец Нацдвижения. У кандидата от бывшей правящей партии нет никаких шансов не только на победу, но даже на второй тур. Не только сама эта партия, но губительная для страны идеология уходит в историю.

Также заканчивается и состояние коабитации между «Грузинской мечтой» и командой Саакашвили. А значит, у «мечтателей», наконец, будет возможность выстраивать адекватные политические механизмы, использовать цивилизованные инструменты для строительства политсистемы, создавать новые площадки.

 - Какие задачи предстоит решить новому президенту в первую очередь?


- Конституционные поправки, урезающие права президента, после выборов вступают в силу. Главная его роль – сохранение баланса между политическими силами внутри страны, недопущение диспропорций, неизменно ведущих к диктатуре.

К тому же, независимо от того, кто победит на выборах, (кроме кандидата от Нацдвижения, но такой расклад невозможен) перед ним будет стоять задача налаживать отношения с Российской Федерацией.

Решение основных проблем экономического и политического характера зависит от диалога с Россией.

Так что новому президенту и правительству надо будет налаживать диалог. В наследие новому президенту достанется множество проблем, взаимные обиды и отсутствие дипломатических отношений между Россией и Грузией.

На сегодняшний день не существует никаких механизмов для диалога между Москвой и Тбилиси кроме Женевских дискуссий. Но они не дают желаемых результатов. Точнее, они во многом уже исчерпали потенциал. Это видно по бесконечным спорам вокруг границы.

Будущему президенту Грузии придется искать новую площадку для диалога. И здесь, на мой взгляд, можно использовать потенциал Таможенного союза. Вступление Грузии в эту организацию дало бы возможность урегулировать ей многие важные политические и экономические вопросы.

- В Южной Осетии уже заявили, что готовы на вступление в ТС. И хотя ответа не последовало, возможно ли, в таком случае и участие Грузии в этом проекте?

- Стремление Южной Осетии вполне объяснимо. Такой шаг даст импульс для экономического развития. Но, насколько такой расклад реален на практике, должны решить юристы-международники. По уставу организации, страны-участницы должны признать вступающее государство. Здесь могут возникнуть юридические казусы.

Хотя как идея вступление ЮО приемлемо, в том числе и для Грузии. В первую очередь, это возможность сесть за стол переговоров на партнерских условиях. Власти Грузии всегда говорят, что должны найти пути для налаживания диалога между грузинами и осетинами. Но время пустых деклараций на эту тему уже прошло. Нужны реальные шаги. Реальная общепринятая площадка, внушающая обоюдное доверие и гарантии.

Вступление в Таможенный союз может стать для Грузии тем самым шансом для восстановления партнерских отношений с осетинами. Колючая проволока в будущем может быть снята благодаря Таможенному союзу.

- Давайте говорить честно, в Тбилиси Таможенный союз воспринимают с большой настороженностью…

- Это, конечно, нельзя отрицать. Но все-таки слухи о неприятии жителями Грузии подобного рода наднациональных объединений преувеличены.

По последним соцопросам, не испытывают негатива и не исключают вступления в Таможенный союз примерно 27 процентов жителей. Для 39 процентов этот вопрос просто неактуален, и они проявляют безразличие.

Если вспомнить проводимую Саакашвили десять лет политику, провозгласившую «долой все, что напоминает о России», 27 процентов, положительно оценивающих вступление в Таможенный союз – это очень оптимистично.

Если идею о вступлении в Таможенный союз продвигать, объяснить предпринимателям, производственникам, бизнесменам, населению, какие дивиденды они и государство в целом могут иметь, то, по моим прогнозам, очень скоро больше 50 процентов граждан Грузии выскажутся за Таможенный союз. Мировой опыт подтвердил, что интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.

Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 года и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.

Эта идея очень перспективна. Недавно правительство Грузии создало фонды софинансирования различных секторов - от сельского хозяйства до энергетики. Вкладываются деньги в аграрный сектор. Но полученный продукт надо продать. Без гарантированного рынка сбыта финансирование не будет приносить КПД.

Таможенный союз расширяет возможность для реализации продукции в России, Белоруссии, Казахстане. Это залог экономического благополучия для многих жителей Грузии. Почему бы не рассмотреть эту идею? Если до народа правильно довести сущность вопроса, я уверен, что самоопределение и принятие решения будет возможным.

К тому же благодаря Таможенному союзу можно разрешить вопрос с визами. Очень часто грузинские общественники и политики поднимают вопрос об облегчении визового режима. Но ведь именно Таможенный союз гарантирует безвизовый режим. После событий в Бирюлово обострился вопрос о мигрантах. Уже звучат призывы ввести визовый режим со странами СНГ.

Что уж говорить об отношении к Грузии, которая не входит в СНГ и имеет визовый режим с Россией. Но вступление в Таможенный союз снимет все острые вопросы, связанные с пересечением границы. Даже при отсутствии дипломатических отношений Грузия таким образом может снять проблему виз.

- Некоторые российские эксперты считают, что Россия не должна принимать в ТС страны, которые могут ослабить объединение. Готовы ли в России принять Грузию в ТС?

- В Грузии некоторые думают, что Россия чуть ли не силком тащит бывшие советские республики в Таможенный союз. Но это не так. Совершенно верно, что многие в России выступают против расширения этого объединения и хотели бы видеть там разве что Украину.

Но я уверен, что Грузия не будет дотационным обременением этого объединения. Таможенный союз только снимает барьеры и искусственные препоны, но не предусматривает инвестиционные проекты, материальную помощь странам-участницам. Так что Россия и другие участники ТС не пострадают от вхождения, например, Грузии. Это – взаимовыгодно в экономическом плане.

- Экономическая ситуация в Грузии улучшилась за последний год?

- Есть разные мерила экономического благополучия. Можно оценивать его по притоку инвестиций, можно - по росту ВВП. Да, внутренний долг Грузии приблизился к красной черте. Инвесторов пугает неопределенность, связанная с той же коабитацией.

Но транзитные коридоры работают и приносят неплохие дивиденды. Фонд софинансирования выбрал верные приоритеты. Потенциал для роста имеется.

- «Грузинская мечта» выполнила свои обещания в сфере экономики?

«Грузинская мечта» смогла за год перепахать земли, к которым не прикасалась рука крестьянина последние 20 лет. У сельчан есть средства на пропитание. Так что «Грузинская мечта» дала людям не рыбу, а удочку. Также за год было профинансировано более двухсот предприятий, которые тоже уже создают определенный продукт, расширяют количество рабочих мест и т.д. Однозначно можно сказать, что создаются инструменты, которые будут работать во благо экономики.

Появились признаки, что данные «Грузинской мечтой» обещания через какое-то время будут выполнены.

- А как сказываются на политике и экономике заявления премьера о том, что он уходит из политики?


- Это решение связано с желанием укрепить в стране демократические основы. Он пришел во власть не только чтобы освободить от диктатуры грузинский народ, но взрастить зерна демократии.

В Грузии в силу ментальности, традиций и т.д. очень быстро можно стать диктатором. Как в известной сказке, где в дракона превращался каждый, кто входил в замок и побеждал прежнего тирана.

Решение премьера Иванишвили уйти с поста - шаг мудрого человека. Он покидает политический пост. Но остается со своим народом, выражает готовность строить гражданские институты.

Он уверен, что оставляет ту команду, которая осилит поставленные перед страной задачи. Он готов указывать на ошибки и помогать исправлять их. Это и есть демократия. Разве нет?

Вообще, парламентское правление – это новая модель для Грузии, но думаю, она оправдает надежды.

- Нынешнее руководство Грузии часто называют пророссийским. Ваше мнение на этот счет?

- Я не увидел у новых властей Грузии пророссийских взглядов. Они больше, как мне кажется, прогрузинские. Да, власти хотят наладить диалог, продвигать экономические интересы страны, понимают, что прежняя истеричная риторика по отношению к России неприемлема. Но генеральная внешнеполитическая линия новых властей нисколько не изменилась. Взят курс на интеграцию с Североатлантическим альянсом и ЕС. Слухи о пророссийском настрое нынешнего правительства можно разве что объяснять пиар-войной старого правительства с новым. После октябрьских выборов это противостояние стихнет. Грузия будет проводить более взвешенную политику по отношению к России, но приоритеты останутся неизменными.

- Запад готов принять Грузию?

- Грузия всегда рассматривалась США и ее партнерами как определенный инструмент для раздражения России. Для политики негативного влияния на северный Кавказ. Но ситуация сейчас изменилась. Во-первых, Россия уже не считается главным геополитическим соперником США. У Соединенных Штатов своих проблем хватает как внутри страны, так и в мире, как экономического, так и политического характера. Во-вторых, Россия, что называется, сдала экзамен на прочность, показала всему миру качество справедливого игрока-миротворца, имея амбиции мировой державы. Сирийский кризис этому подтверждение.

Что касается вступления Грузии в североатлантический альянс, то понадобятся десятилетия, чтобы взять поставленную планку по необходимым преобразованиям по экономике, в судебно-правовой системе, по правам человека и т.д.

 К тому же, в любом случае поднимается вопрос о границах, без определения которых вхождение в НАТО нереально. Так что на пути вступления Грузии в НАТО много противоречий: исходя из реалий не видно света в конце туннеля.

Парафирование договора об ассоциированном членстве в Евросоюзе тоже долгосрочная перспектива, не дающая Грузии ничего существенного, как в экономическом, так и в политическом смысле.

- США помогали Грузии на протяжении 20 лет. По ситуации в Грузии видно, насколько быстро Россия сдала позиции: отсутствие русских школ, невостребованность русского языка и т.д. У Москвы есть шанс наверстать упущенное в этом направлении?


- Было бы желание… Да, в Грузии выросло поколении молодых людей, которые плохо знают русский язык, они не бывали в Москве и мечтают увидеть Нью-Йорк. Но ведь сплетение культур, душевную тягу двух народов невозможно искоренить. Интерес ко всему русскому – языку, книгам, музыке, театру – в Грузии есть. Но пока нет возможности осуществлять долгосрочные гуманитарные проекты. Да и у России, как я понимаю, нет опыта и традиции популяризации языка и культуры, как, скажем, British Council.

- Вернемся к выборам, реванш Нацдвижения возможен?

- Если быть реалистом, то надо понимать, что после «Грузинской мечты», у которой есть уже государственный ресурс, самой организованной политической силой является «Национальное движение».

Если партия не развалится, перенесет политическую зиму, то в случае, если власть будет не очень хорошо лежать, Нацдвижение ее обязательно постарается подобрать.

На это партия и ориентируется. Она пережила кризис, стала оппозиционной, и ее лидеры не скрывают, что будут бороться за власть. С одной стороны, это признак политической конкуренции. С другой - многие граждане Грузии надеются, что представители Нацдвижения ответят за злодеяния, которые они совершали, находясь у власти. Много вопросов к лидерам Нацдвижения, первую очередь - к «председателю».

Вероятно, рано или поздно перед новым президентом встанет вопрос о внеочередных выборах парламента. У Нацдвижения в парламенте есть почти 40 процентов. В случае создания коалиции националы могут препятствовать принятию каких-либо важных законов. Всеми законными и незаконными методами они будут компрометировать власть. При нынешнем раскладе даже могут объявить недоверие президенту.

Поэтому для обновления политического пространства Грузии нужно, чтобы грузинский народ свободно и без запугивания выбрал законодательную власть.

Не исключено, со временем господин Иванишвили откажется от коалиции и создаст мощную политическую силу, которая станет парламентским большинством. Ведь нынешняя коалиция была создана против режима Саакашвили. Эта задача выполнена. Дальше нужны новые созидательные идеи.

На данном этапе это – честные справедливые выборы. Дальше – реализация провозглашенной программы по миру и стабильности. Ведь для Грузии главной целью является возврат своей исторической значимости в том геополитическом пространстве, где находится.

- Для этого нужны судебные процессы над прежней властью?


- Я всегда был против мизантропства. Я также против нецивилизованного сведения счетов. Но в Грузии должна восторжествовать справедливость. А для этого должна восторжествовать власть закона в первую очередь.

- Какими Вы видите в будущем российско-грузинские отношения?


- Мы должны брать из истории, сохранившей опыт наших поколений, только то лучшее, что объединяет все наши народы. Мы должны учить наших детей любить и ценить дружбу. Должны воспитывать их на традициях братства и взаимоуважения. В прошлые столетия мы приобрели много общих положительных качеств, овеянной славой подвигов совместной борьбы с врагами общей родины. И об этом также следует не забывать.

Имеется полная уверенность, что со временем государствам, России и Грузии, удастся прийти к разумному консенсусу, найти общий язык. Современное состояние отношений между государствами, их оценка - мало поддаются разуму. Главное в том, что все это уйдет со временем в прошлое. Народы: и русские, и грузины, и абхазы, и осетины, и представители других этнических общностей - будут жить в дружбе, преумножая накопленный опыт совместного проживания и достигая при этом полной гармонии. Несомненно, наступят мир и стабильность.

Не будем терять надежду! Дорога к миру уже открыта…

 

Для справки

Гоча Георгиевич Дзасохов – предприниматель, общественный деятель. Имеет высшее юридическое образование.

В 2000 г. единогласно был избран Спортивным сообществом Грузии на должность Президента национальной федерации борьбы. Под его руководством грузинские спортсмены достигли огромных успехов: в командном зачете завоевали звания чемпионов мира, как по вольной, так и по греко-римской борьбе, стали обладателями Кубка мира.
С 2001 г. – член исполнительного комитета Национального Олимпийского комитета.
В 2008 г. после августовских событий в знак протеста против тбилисского режима покинул страну. С тех пор живет в России.В 2009 г. вместе с единомышленниками основал международную общественную организацию - «Ассамблея Народов Грузии».

За большой вклад в сохранение самобытности и единства Российской Федерации награжден Золотой медалью "Дружба народов - единство России", а также был отмечен памятной медалью ЦК КПРФ "В ознаменование 130-летия со дня рождения И.В.Сталина".


 
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".