Статья
2093 16 октября 2010 0:00

Единое следствие

В России создается единый Следственный комитет, который формируется на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ. 4 октября президент России Дмитрий Медведев подписал указ, которым возложил исполнение обязанностей председателя Следственного комитета РФ на Александра Бастрыкина, сообщила пресс-служба главы государства. В настоящее время идет экспертное обсуждение, в том числе в ОП РФ, каким должен быть новый следственный орган в России.

Напомним, что 27 сентября  президент России подписал Указ «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», в соответствии с которым этот комитет создается на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ, передает «Интерфакс». «Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», - устанавливает указ президента.

Согласно документу, во главе Следственного комитета РФ будет стоять председатель, у него будет 13 заместителей, включая одного первого заместителя, одного заместителя - статс-секретаря и одного заместителя - руководителя Главного военного следственного управления. Штатная численность Следственного комитета РФ и его территориальных органов установлена в количестве 21 156 единиц; штатная численность военных следственных органов СК РФ - в количестве 2034 единиц.

«До вступления в силу федерального закона о Следственном комитете Российской Федерации и проведения организационно- штатных мероприятий продолжают исполнять служебные обязанности по ранее замещаемым в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации должностям», - говорится в тексте указа.
Следственному комитету РФ передаются здания, сооружения, материально-техническая база и иное имущество СКП РФ.

Председателю СК РФ поручено представить президенту России проект положения о Следственном комитете Российской Федерации, проект перечня специальных званий работников СК, а также предложения по приведению актов президента РФ в соответствие с настоящим Указом. Настоящий Указ вступил в силу со дня его подписания.

Также 27 сентября Дмитрий Медведев в соответствии с пунктом «г» статьи 84 конституции РФ внес в Госдуму проект федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации». Функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры РФ создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан, сообщили тогда в пресс-службе Кремля.

В законопроекте определяются задачи, принципы и организация деятельности Следственного комитета, система Следственного комитета, порядок прохождения службы в Следственном комитете, правовое положение, материальное и социальное обеспечение работников Следственного комитета, особенности организации и обеспечения деятельности военных следственных органов Следственного комитета, а также финансовое и материально-техническое обеспечение Следственного комитета.

«Взгляд» сообщал, что со временем тяжкие и особо тяжкие преступления перейдут в ведение сотрудников СК, а все остальные преступления будут переведены на дознание, заявил зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Владимир Колесников.

Комментарии экспертов

Безусловно, нам нужна сильная следственная структура. Разговоры о ней ведутся ещё с 70-х годов. Это было, в принципе, в планах реформирования правоохранительной структуры. Но тем не менее в тот период не удалось осуществить. Многие правоведы и эксперты в последние годы снова настойчиво повторяли эту идею. Действительно, у нас очень много проблем по качеству следствия, по его независимости, его компетентности,.

У нас, как у правозащитников, очень много жалоб на органы следствия. Это заказные процессы по устранению неугодных конкурентов в бизнесе, это бездоказательные, тенденциозные мероприятия следственных органов, это люди, которых прячут в следственные изоляторы и выбивают из них жесточайшими способами признательные показания, тем самым, зачёркивая им дальнейшую перспективу, калечат морально и нравственно.

Поэтому по аналогии с США, где есть такая независимая структура, и учитывая опыт других развитых демократических стран, нам нужна такая структура, как следственный комитет, который возьмет на себя функции и следственных органов МВД, и прокуратуры и сможет качественно работать. При этом нужно сохранить надзорные функции прокуратуры над следствием и очень серьёзно – их качественный контроль.

То есть при следственном комитете должен работать очень серьёзный общественный совет, состоящий из правозащитников, правоведов, специалистов, экспертов. То, что некоторое время назад пригласили Мирей Матье войти в этот совет – это такой пиар-шаг, который, к сожалению, формирует ироничную усмешку относительно формирования подобного совета. Только профессионалы, люди, которые смогут ставить перед руководством следственного комитета острые вопросы…

Кроме того, я думаю, должны быть развиты системы связи с гражданами. То есть любой гражданин, который считает, что его права нарушены, что необоснованно возбуждено дело, недозволенные приёмы расследования, нарушение его прав и свобод… Должны быть созданы «горячие линии». Любой гражданин может обратиться к руководству либо на федеральном уровне, либо на региональном и пожаловаться на ущемление его прав и свобод.

Во всех нормативных актах, документах, законе о следственном комитете должна быть прописана очень жёсткая ответственность представителей следственных органов за злоупотребление своим положение, за участие в коррупционных схемах. В случае подтверждения жалоб граждан, эти люди должны проститься со своими погонами.

Конечно, нужна очень серьёзная система отбора для работы следственных органов, подготовка молодых кадров, повышение квалификации уже действующих, и не нужно стесняться использовать опыт зарубежных коллег, то есть программы обмены, изучение опыта, приглашения на консультации – нужно использовать все возможные ресурсы для повышения профессионального уровня наших следователей.

 


Предложения и замечания, которые звучали в Общественной палате во время обсуждения  закона о Следственном комитете РФ, очень конструктивны и прежде всего направлены на то, чтобы у гражданина России, который волей судеб оказался в поле зрения правоохранительных органов, следственных органов, была возможность защитить себя и действовать в рамках закона.

В первую очередь интерес вызывают вопросы, связанные со взаимоотношениями следователя и оперативного работника, - это очень важные ключевые вопросы, которые в итоге, в ходе предварительного расследования, могут серьёзно влиять на судьбу человека. Я считаю, что недопустимо давать возможность следователю знакомиться с материалами оперативных проверок. Следователь должен быть абсолютно независим и самостоятелен. В УПК это достаточно детально всё прописано.

И еще ряд других вопросов... Вопрос, связанный с полномочиями прокуратуры – это на самом деле важный и актуальный вопрос. Сегодня мы видим, что и ныне действующий Следственный комитет при прокуратуре, и Генеральная прокуратура договариваются в этой части, и сам Следственный комитет  подтверждает, что надо действительно расширять полномочия прокурора. Это очень важно. Мы надеемся, что в дальнейшем, когда будет создан Следственный комитет, компетенция и прокурора, и следователя будут чётко разграничены во благо человека, чтобы не получилось так, что человек остаётся один на один со скрипучей машиной правосудия, и даже прокурор в некоторых ситуациях ничего не может сделать.

Звучал и вопрос, какова роль общественных организаций в части осуществления общественного контроля. Этот вопрос декларативно прописан в самом законопроекте. Как это будет на практике? При Следственном комитете будет создан общественный совет.
 
Сегодня есть такой общественный совет, он работает, но уже создан новый Следственный комитет и нужен новый совет. Я считаю, что в данном случае не стоит ограничивать общественность, представителей институтов гражданского общества в части осуществления общественного контроля. Посмотрим, подумаем, может быть, повторим то, что мы делали в своё время, осуществляя общественный контроль в местах лишения свободы… Тоже было очень много вопросов и дискуссий, но мы приняли такой закон… Я неоднократно говорил, что нужно принимать рамочный закон об общественном контроле в целом. Но это те вопросы, которые будут решаться чуть позже.
 

Если говорить об общественности, то мы прежде всего должны понимать наши интересы с точки зрения философии процесса. Сегодня разговор об этом был. Мысль о том, что более качественно будет работать Следственный комитет, прокуратура и т.д. и это решит все наши проблемы – неверна. Философия процесса должна исходить из интересов соблюдения свобод и прав нас, отдельных граждан.

Свободы и права отдельного гражданина очень часто не совпадают с эффективностью репрессивной функции государства. Государство – это прежде всего репрессивный механизм. Понятно, что существуют правила игры, законы, которые вырабатывает общество, а государство должно следить за тем, чтобы эти законы соблюдались. Но на стыке этих законов не должен страдать гражданин. 

Наш разговор в стенах Общественной палаты, собственно, об этом и был – где кончаются функции следствия и начинаются функции прокуратуры, где кончаются функции оперативно-розыскной деятельности и начинаются функции следователя. Ведь в советский период у нас всё это было свалено в кучу. Фактически у нас прокурор отвечал не за то, чтобы соблюдать наши с вами права и интересы, а чтобы следить за следствием, эффективно контролировать своих следователей, прежде всего с позиции отчётности, причём отчётности не в интересах гражданина, а в интересах своего ведомства.

Сегодня (это, может быть, самое большое достоинство, которое произошло в результате разделения функций прокуратуры и следствия) у нас появился орган – прокуратура – который заинтересован не в том, чтобы эффективно отчитываться о следствии, а в том, чтобы это следствие было законно. То есть у нас наконец-то появился орган, который отслеживает наши с вами права и свободы.

В нашем разговоре на общественных слушаниях это чётко прослеживалось. Прокурор говорил об этом, он говорил о важности соблюдения прав и свобод с точки зрения правовых технологий. А следователь вместе с оперативником говорили о своих взаимоотношениях в процессе следствия, что им приятнее так договариваться, так лучше будет проходить следствие.

Но мы в этом не заинтересованы. Мы, как граждане, должны понимать, что функции этих органов и систем разделены, и это разделение эффективно работает на соблюдение наших с вами прав и свобод.


 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".