Статья
1713 28 апреля 2017 16:10

Эффект Тянитолкая

Любая стабильность в государстве прежде всего обязана своим установлением долготерпению граждан.

Если граждане не сумеют достаточно долго терпеть - перестройки, перегрузки, перетряски и перебранки - никакая стабильность никогда не сможет установиться, прежде чем нетерпёж подавляющего большинства, так и не дождавшись результатов, снова нaчнёт всё перестраивать, переделывать, перетряхивать и перезагружать.

Когда перестройка жизненно важных канализаций расползается на десятилетия, это называется застой.

Государство может сочетать перманентную перестройку центра и вечный застой на окраинах.  Это очень наглядно просматривается на примере города Москвы.

Пятьдесят лет назад, когда мы с родителями вьезжали в свою родную гольяновскую новостройку, всё Щёлковское шоссе было копано-перекопано-перепахано : вдоль него строили девятиэтажки, перпендикулярно которым возводили пятиэтажки, параллельно которым подводили коммуникации.

В жару там стояла невероятная пыль, в сырую погоду невероятная грязь. В остальное время, в зависимости от настроения и других побочных обстоятельств, жить было молодо, весело и даже беспечно, если вовремя поглядывать под ноги и особенно не заморачиваться.

Пятьдесят лет спустя, Щёлковское шоссе снова колдобится, копаноe-перекопаноe-перепаханоe : во дворах, вдоль него, ломают пятиэтажки, возводят многоэтажки и подводят новые коммуникации. Всё это, параллельно с дорожными работами, перпендикулярно стоит поперёк горла жителям района, круглосуточно вдыхающим серо-бетонную пыль, с пряным привкусом выхлопных газов.

У метро Щёлковская, уже который год, строят-построят- выстроить не могут массивную "рокаду", перекрывающую небо над головой, распластавшуюся вправо-влево и по сторонам: пешеходы семенят по шатким деревянным настилам, подворачивают щиколотки в пробоинах и застревают каблуками в асфальтовых щелях. Троллейбусы подминают всю автомобильную мелочь и едут прямо по головам, высаживая пассажиров в кучи стройматериалов и мусора, разбросанных вперемежку с остановками. 

Чуть далее, к спорткомплексу Олимпийский, где всё копано-перекопано-перепахано ещё со времён московской Олимпиады, снова строят какие-то ответвления. А ещё чуть дальше, за стадионом Локомотив, от Большой Черкизовской, до метро Преображенская площадь, всё перерыто-перекопано и выворочено наизнанку, потому что там тоже меняют какие-то коммуникации.
 
Никто уже не помнит точно, какие и зачем, потому что меняют их годами и так надо. Если поспрашивать местных жителей, вам ответят, что неважно, какие коммуникации меняют, главное, что подрядчики меняются быстрее коммуникаций : один разворотил, проворовался или обанкротился - передал другому. Следующий - по той же схеме. Никто не скажет, кто первый начал, но продолжают все. Работают даже по воскресеньям и праздникам, а развороченные окрестности и ныне там.

Такое вечное перерытье и подвёрнутые на закаменевших кучах грязи ноги. От Окружной до Преображенки, всё пылит бетонной крошкой и загазовывает население выхлопами нескончаемого транспорта.

Вот так побегаешь вдоль района, лет пятьдесят, на оббитых колдобинами ногах и начинаешь понимать, что чистоты и газонов может так и не появиться, за всю оставшуюся жизнь. А вот бетонной крошки и закаменелой глины запросто хватит до последнего вздоха…

Граждане, конечно, терпеливы. Надеются и ждут. Иногда ропщут, но в основном, свыклись и не замечают. А когда замечают, то всё равно надеются. Как одна дама очень средних лет, которая объясняла мне сколько ж  времени можно  развозить грязь, в таких примерно терминах:

-Так ведь они строят и воруют, воруют и строят, ведь!
-Но почему ж так долго строят? 
-Так ведь они так много воруют!
-И нет никакой возможности что-то изменить, чтоб достроить, наконец, в одном поколении ? Hе доворовать, но достроить?
-Так ведь сначала надо центр перестроить, a потом и до нас дело дойдёт. Был бы мэр толковый,  дайте время...

Время, между прочим, поджимает. Во-первых, одно поколение - моё, например, можно сказать, научилось дышать бетоном, не глядя на статистику соответствующих заболеваний, такую же недоделанную,  как недостроенные и вечно перестраевыемые "коммуникации".

Во-вторых, мэр вроде толковый : после пробежки по ямам и канавам, с перепрыжкой мусорных и глиняных препятствий, я попала в МФЦ и откровенно обалдела - там работают совсем другие люди и совсем другие сроки. 

Все в белых рубашках, со значками « Мы-команда мэра! » Электронная очередь и мгновенное обслуживание: я не успела присесть и уткнуться в бумажки, как меня вызвали к окошку и вежливо решили все мои проблемы, буквально в неполных пять минут. Я ушла, пошатываясь, потому что, после ЖЭКов семидесятых,  до сих пор никак не могу привыкнуть к новому обслуживанию. 

Значит здесь всё-таки перестроили и наступила стабильность. А прямо снаружи, всё на том же шоссе - развал и полный застой.

Может, бросить на срочное завершение строительных работ вот эту самую "команду мэра", у которых всё так здорово внутри получается?

Может, у них и снаружи получится проконтролировать, чтобы уж "доворовали" побыстрее и, наконец, достроили, пока новое поколение не надышалось бетоном и не возмутилось вечным перекопом, уже безнадёжно и окончательно? 

Потому что, когда в центре стабильность, а на окраинах всё тот же недострой, получается неприятный эффект "Тянитолкая"- кто помнит этого замечательного персонажа, с одним туловищем, при двух головах, с обоих концов.

Всё-таки, людям хочется жить в красоте, при каких-никаких газонах, а не застревать каблуками в деревянных настилах и не увязать в грязи вдоль шоссе, целую терпеливую жизнь...

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



____________

Читайте также:
  • Пока не сломаются пальцы...
  • Такое кино
  • На смерть политолога



  • 25 июля 2022 Новость  Штаб по наблюдению за выборами начал работу в Москве Новый состав общественного штаб по наблюдению за выборами в Москве начал работу 25 июля. В штабе будут функционировать центр видеонаблюдения, также будут вести работу наблюдатели, группа разбора, мобильная группа на выезд, сообщил председатель штаба Вадим Ковалев. 19 июля 2022 Новости
    Выборы муниципальных депутатов в Москве: обзор хода кампании
     Выборы муниципальных депутатов в Москве: обзор хода кампании 24 июля заканчивается срок приема заявлений кандидатов для участия в выборах муниципальных депутатов в Москве. Эксперты уже сейчас фиксируют особенности текущей кампании. «Актуальные комментарии» — с обзором процедуры выдвижения кандидатов.
    16 мая 2022 Новости
    На заводе «Рено Россия» будут собирать автомобили под брендом «Москвич»
     На заводе «Рено Россия» будут собирать автомобили под брендом «Москвич» На базе завода «Рено Россия», который находится в Москве, начнут производить легковые автомобили под брендом «Москвич», сообщил Сергей Собянин. По его словам, это связано с тем, что российские активы группы Renault перейдут в государственную собственность из-за ухода компании из РФ. 
    © 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".