Статья
2290 7 декабря 2010 0:00

ЕС поддержала Россию в ВТО

В Брюсселе завершился саммит Россия-ЕС, который, как и ожидалось, поставил точку в вопросах о вступлении России в ВТО. Во Всемирной торговой организации Российская Федерация может оказаться уже в течение полугода.

Саммит предварили переговоры на уровне министерств, по итогам которых Россия и ЕС подписали меморандум о завершении двусторонних переговоров по ВТО. Согласованный проект документа подписали глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина и еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт.

Меморандум содержит договоренности об урегулировании остающихся вопросов будущих обязательств России в ВТО, включая обязательства по экспортным пошлинам и железнодорожным тарифам.

Россия сможет завершить процесс вступления в ВТО до конца 2011 года, заявил комиссар ЕС по торговле Карел Де Гюхт. «Мы достигли соглашения по всем ключевым двусторонним вопросам, например, экспортной пошлине на древесину и железнодорожным тарифам. Уверен, что в ближайшие месяцы мы сможем завершить консультации в многостороннем формате в Женеве», - подчеркнул он после подписания документа.

Со своей стороны Эльвира Набиуллина считает, что Россия может вступить в ВТО в первом полугодии будущего года. «Это реально, если будем работать интенсивно», - заявила она журналистам. Она подтвердила, что главным прорывом на переговорах с ЕС по ВТО стала договоренность об экспортных пошлинах на древесину.

«У нас была предварительная договоренность с ЕС в 2004 году о постепенном снижении этих пошлин до нуля», - пояснила министр. В то же время в последующие годы Россия «приняла политику развития собственного лесоперерабатывающего сектора». В этой связи было принято решение «о серьезном повышении пошлин на экспорт необработанного леса, чтобы создать стимулы для инвесторов вкладывать средства в лесопереработку в России». Сейчас действуют пошлины на уровне 25%. Предстоит их снижение, однако они сохраняться на уровне выше нуля.

Вторым ключевым результатов переговоров российский министр назвала достижение договоренности о железнодорожных тарифах. Напомним, что переговоры о вступлении России в ВТО продолжаются уже 17 лет.

Дмитрий Медведев, который участвовал в саммите Россия-ЕС, отметил  важность договоренностей о процессе присоединения России к ВТО.  «Мы едины в том, что этот год получился в отношениях между Россией и Евросоюзом. Хотел бы поблагодарить наших европейских партнеров за кооперацию. Она была очень позитивная», - сказал Дмитрий Медведев во вступительном слове на саммите Россия-ЕС.

Он еще раз подтвердил, что члены Таможенного союза - Россия, Белоруссия и Казахстан - будут вступать в ВТО отдельно. «Мы будем вступать в ВТО отдельно, но состоя в Таможенном союзе. Одно другому не противоречит», - заявил президент. По его словам, все должны понять, что это совершенно нормальная ситуация. «Союзов может быть много, а ВТО - у нас одно», - сказал президент РФ.

Позднее, на встрече с членами Совета круглого стола промышленников России-ЕС глава российского государства еще раз поблагодарил ЕС и США за заключение соглашения о вступлении в ВТО. «Весьма признателен коллегам из Евросоюза за активное сотрудничество по этому вопросу (вступлению РФ в ВТО), в последнее время точно также, как и США за то, что было сделано, исполнение данных обещаний точно в срок», - сказал Дмитрий Медведев. «Далеко не все международные партнеры так себя ведут», - добавил президент.

Что же касается других тем саммита, то Дмитрий Медведев подчеркнул, что стороны подошли к содержательному наполнению инициативы «партнерство для модернизации», создают договорно-правовую базу. «Движемся в визовом диалоге, в общем, я считаю, что цели во многом достигнуты, которые мы ставили перед собой в этом году» - сказал президент.

Один из вопросов, который Россия предлагает решить, это визы для россиян и европейцев. Дмитрий Медведев считает, что установлении безвизового режима между Россией и Европой нельзя разбалансировать Евросоюз. «Мы понимаем две вещи: во-первых, виз быть не должно и, во-вторых, это нужно сделать так, чтобы не разбалансировать ситуацию в Европейском Союзе», - заявил президент России уже по итогам саммита на пресс-конференции.

Глава государства подчеркнул,  что именно о достижении договоренностей по безвизовому режиму с соблюдением названных условий идет основная дискуссия. «Но нам нужно двигаться вперед. Мы должны думать и об облегчении визового режима, и о региональных соглашения. Поэтому, я надеюсь, что диалог будет продолжен, в том числе на основе того соглашения об отмене виз, которое я передал своим коллегам во время нашей встречи в Ростове», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Поставки углеводородов из России – вопрос, который вызывает беспокойство в Европе.  Дмитрий Медведев призвал европейцев не беспокоиться относительно поставок российского газа в Европу. «Лучшая гарантия (бесперебойных поставок энергоносителей) - это деньги, который платятся за поставленный газ. Будут деньги - будет газ», - сказал он на пресс-конференции.

«Это может быть наша идея по энергетическому диалогу, соответствующим принципам энергетического сотрудничества или, о чем я неоднократно говорил, мы готовы работать и на основе Энергетической хартии, но не в нынешней ее версии, а новой версии, которая дополнена и изменена с учетом российских предложений и предложений некоторых других стран - поставщиков энергоносителей», - сказал Дмитрий Медведев. Глава российского государства подчеркнул, что если удастся договориться о такой нормативной основе, то будет сделано все для того, чтобы работа по поставкам газа «получила добротное законодательное оформление».

Президент России Дмитрий Медведев выразил уверенность, что у единой европейской валюты хорошие перспективы на будущее. «Мы уверены и в хороших перспективах евро, и в том, что страны, которые принимают решения по самым сложным вопросам, и те процедуры, которые производит Еврокомиссия и Евросоюз в целом, принесут соответствующие результаты и это (нынешние проблемы евро) никак не повлияет, в конечном счете, на общую экономическую ситуацию», - сказал он на пресс-конференции. По его словам, Россию, конечно же, волнует то, что происходит с евро, так как нынешнюю международную финансовую систему невозможно представить без европейской валюты. «Мы уверены, что евро, как мировая резервная валюта, показала свою состоятельность», - заключил президент.

По поводу ОБСЕ Дмитрий Медведев сказал, что организация нуждается в реформировании. «Надо признаться откровенно, что этот саммит (в Астане) продемонстрировал все дефекты, которые в настоящий момент имеет ОБСЕ, и определенную беспомощность, которую проявляет ОБСЕ при принятии существенных решений», - сказал по итогам саммита Россия-ЕС. «Поэтому наша задача - наполнить ОБСЕ новыми возможностями, новым содержанием, может быть, отрешиться от тех стереотипов, которые иногда используются в работе этой организации», - подчеркнул Дмитрий Медведев. 

Что касается экономического сотрудничества России со странами ЕС, то накануне саммита европейская статистическая служба «Евростат» опубликовала следующие цифры. По данным службы, в первые девять месяцев 2010 года наблюдалось возобновление роста торговли между 27 странами ЕС и Россией. Экспорт вырос с 48 млрд евро в первые девять месяцев 2009 года до 61 млрд за тот же период 2010 года, а импорт - с 83 млрд до 113 млрд. В результате дефицит торгового баланса ЕС с Россией увеличился с 35 млрд в первые девять месяцев 2009 года до 52 млрд за тот же период 2010 года.

В «Евростате» напомнили, что в 2009 году после восьми лет роста торговля товарами между странами ЕС и Россией сократилась: экспорт ЕС упал на 38%, а импорт - на 35% по сравнению с 2008 годом. В пресс-релизе отмечается, что в первые девять месяцев 2010 года Россия являлась третьим по значимости торговым партнером ЕС после США и Китая; на ее долю приходилось 6% экспорта ЕС и 10% импорта ЕС. При этом на долю Германии приходится треть экспорта ЕС в Россию.

Комментарии экспертов

Россия и Евросоюз пока не заключили новое Соглашение о стратегическом партнерстве. По идее, конечно, хотелось бы достичь каких-то больших и лучших, более удобных форматов, но, в принципе, претензии к прежним формам соглашения были у них, а не у нас.

Соглашение не имеет прямого отношения к вопросу ВТО.  Конечно, есть небольшая часть пространства, которая регулируется режимом ВТО,  и тогда просто соглашения не требуется. Некоторые вещи не надо согласовывать, потому что они просто вписываются в режим ВТО.

Другое дело, что все это ни про что. Была бы воля! Такое ощущение, что мы что-то у кого-то клянчим! Дело в том, что это же не проблема наших отношений с какими-то европейскими партнерами, а это проблема Европейского Союза как института, потому что этот институт является постоянным торжищем и они между собой договориться не могут. И европейское правительство не является никаким единым органом. И поэтому это дипломатия, где много демагогии для того, чтобы снять напряжение, в первую очередь, с себя. Европа не может заключить соглашение  сама с собой и поэтому у нее возникает огромное количество проблем – они выражаются в том, что им не хватает ВТО или чего-то еще.

Энергетические проекты продолжают играть важную роль в наших взаимоотношениях с Европой, и это был до сих пор наш самый серьезный козырь. С одной стороны, европейцы уже дошли до того, чтобы относиться к этому спокойнее, а с другой стороны, и козырь становится все менее козырным – карта падает. Когда отпадет масть - будет совсем плохо, потому Европа «почуяла запах» сжиженных углеводородов, начиная от сжиженного газа, который в Европу уже поступает и так далее. Сейчас на самом деле еще никакой реакции  на это у европейцев нет. Есть какие-то сенсорные ощущения, потому что понять, что это на самом деле и что с этим нужно делать, европейцы смогут последними на свете – после папуасов, кенийцев и зимбабвийцев. Потому что там  инерция технологическая, культурная колоссальная – в этом смысле Европа это такой постепенно околевающий монстр.
 

Европейцы  хотели бы видеть от России реальные уступки или движение  навстречу в рамках тех проектов, которые им выгодны. В обмен раздаются рассуждения вообще о благоприятном климате, о том, что в будущем, конечно, возможно все, но сейчас необходимо пройти еще подготовительные этапы.

Это вообще, как я понял, стратегическая позиция Запада по выстраиванию отношений с Россией – получать то, что можно получить, а взамен раздавать обещания. Пока серьезных изменений эта позиция не претерпела – она такой была в начале 90-х годов прошлого века, такой, по сути, она остается и сейчас, хотя там меняется фразеология, риторика.

Путин и Медведев пытаются пробить некую брешь в этом и пытаются достучаться до западных партнеров, но пока КПД их усилий невысок, и проблема здесь не столько в нас, сколько в них – их позиция в значительной степени такая, она идеологически ангажирована, что бы они об этом ни говорили.

Что касается того, что нам мешает заключить новое стратегическое соглашение с ЕС, то здесь есть препятствия опять же со стороны Евросоюза. Известно, что в недавнем прошлом мы не могли заключить соглашение с ЕС в связи с неконструктивной позицией ряда восточно-европейских стран – новых членов Евросоюза и, в частности,  Польши.

Может быть, эта позиция изменилась – посмотрим.  Но вообще это не наша инициатива – тормозить развитие отношений. В данном случае, мне кажется, как раз наоборот Россия показывает всеми имеющимися у нее способами, что она готова к развитию отношений, причем в любом совершенно формате, и иногда даже готова идти дальше, чем европейские партнеры.
Но Европа не представляет из себя единое государство, мы говорим о Европейском союзе как о уже состоявшемся едином государстве – но это не так.

ЕС не только не является единым государством, но он даже не является слажено работающим  конгломератом государств, по крайней мере в том, что касается внешней политики. Единой внешней политики у Евросоюза нет, и она не скоро появится. Внутри себя ЕС разбито на группы стран и каждая из этих стран имеет свои интересы и пока не видно, чтобы они могли прийти к консенсусу по политическим вопросам, особенно по таким важным вопросам, как отношения с Россией. Поэтому в значительной степени у них все упирается в декларации, поэтому ЕС не может преодолеть многие внутренние проблемы.
 

Россия хотела бы участвовать в создании европейского ПРО и иметь к нему прямой доступ, но, насколько я понимаю, позиция европейцев во многом более критична – они не очень сильно стремятся к объединению ПРО и интеграции с Россией. На саммите в РФ-НАТО в Лиссабоне шла речь, о том,  что европейцы будут строить ПРО самостоятельно.

Россия, конечно, в этом случае будет рассматривать такую систему ПРО как глобальный вызов для себя, и вряд ли в этом случае НАТО «обрадуется». Скорее, речь будет идти о том, что это антироссийское ПРО, потому что совершенно очевидно, что создать его может только государство, которое рассматривает Россию если не в качестве вероятного противника, то уже, как минимум, которое нам не доверяет.

Если же будет единое ПРО, то, безусловно, имея возможность контроля над этой системой, мы сможем заблокировать враждебные действия против нас. Соответственно, в этом случае европейцы не смогут воспользоваться этой же системой против российских людей. Но европейцы по-прежнему живут мифами о советской, а теперь и о российской военной угрозе.
 
С другой стороны, конечно, есть и экономические интересы, потому что создание такого ПРО – это десятки и сотни миллиардов долларов, и нам, конечно,  хочется получить доступ к такому серьезному экономическому пирогу.

Сейчас пока не рассматриваются доли финансирования, потому что речь идет просто об отрабатывании модели, контуров этой грядущей ПРО, т.е. разрабатываются технические параметры, закладываются технические задания и, соответственно, вся работа еще только предстоит. В этом случае сюда пытаются вклиниться американцы как наиболее продвинувшееся в ПРО государство. И еще раз говорю – в этом случае речь идет и о серьезной экономической конкуренции.
 

В последние годы в странах Евросоюза с большой заинтересованностью следят за происходящим в России и считают себя естественными партнерами в содействии модернизации, проводимой в нашей стране.

Отрадно, что страны ЕС стремятся к дальнейшей интенсификации отношений с Россией, которая находится в фазе преобразований, и к углублению отношений не только в экономической области, но и в сфере образования, правовой защищенности, общественных институтов, в области культуры

Сегодня российское правительство активно использует европейский опыт в области технических регламентов. Например, при создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана за основу были взяты технические регламенты Евросоюза. Российский бизнес интенсивно использует новые технологии ведущих кампаний передовых европейских стран.

Например, в 2008-2009 годы в Россию было ввезено новейших машин, оборудования, технологий на 160 млрд долларов. Основной поставщик - Германия. В прошлом году на долю станков и промышленных машин пришлось 43,4% импорта. По эффективному использованию новых технологий и оборудования достаточно привести только один пример. Так, владельцы крупной текстильной фабрики в Иваново в одном из цехов заменили несколько сотен далеко не изношенных отечественных ткацких станков на два десятка германских полуавтоматов. Производительность труда выросла в 76 раз!

Не так давно на встрече с президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель Дмитрий Медведев обсуждал проблему отмены визового режима между Россией и странами Евросоюза. В результате, Россия и европейские партнеры определились, что движение в сторону безвизовых отношений - неизбежность современного мира.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".