Комментарий
2267 19 мая 2023 9:25

F-16. Быть или не быть?

Аркадий Недель философАркадий Недель

Аркадий Недель
философАркадий Недель
Если вопрос с поставками на Украину танков — Leopards 2 и Abrams — решался долго, и для этого пришлось переломить через колено канцлера Шольца, то на просьбы Зеленского о самолетах F-16 следовали два (пока) вполне категорических «нет»: первый  — от того же Шольца, второй — от Байдена. Если первый сказал это мимоходом, отвечая на вопрос репортера где-то на лужайке перед Белым домом, то канцлер Германии высказывался о своем решении неоднократно. Это, конечно, не гарантирует вечный запрет на поставки F-16, и ситуация может измениться, но на сегодняшний день этот самолет-истребитель «визы» на Украину не получил.

Почему? Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, следует понять, что из себя представляет запрашиваемый самолет. F-16 — это легкий истребитель 4-го поколения машин такого типа, оснащенный аэродинамической системой, силовой установкой, бортовым оборудованием и вооружением на борту, которые его заметно отличают с лучшей стороны от своих предшественников. В военном арсенале США он находится уже давно, с 2018 года модернизированные версии производятся на экспорт. Среди технических инноваций этот самолет также отличается завидной унификацией деталей сборки, его двигатель F-100 считается самым передовым в своем классе, и он был еще установлен на F-15, при этом является целиком взаимозаменяемым. Этот класс американских истребителей, разработка которых началась в середине 1970-х, возник как противовес советским МиГам (МиГ-23, МиГ-29), которые по своим характеристикам были лучшими истребителями эпохи.

Интеллектуальный костяк, начавший работать над «F-ами», образовался из «Бойцовской мафии» (Fighter Mafia), как они себя называли, — группы военных экспертов, инженеров и гражданских, действовавшей в 1960-х—1970-х гг. в США. Среди особо выдающихся «мафиози» были оборонные аналитики, такие как Том Кристи, Чак Майерс, и американский математик и инженер французского происхождения Пьер Спрей (1937-2021), которого можно назвать «отцом» самолета F-16. Спрей был крайне критически настроен по отношению к F-15, всячески подчеркивая его недостатки, такие, как «недостаточная маневренность, скорость, ненадежность и дороговизну», что в конечном счете и убедило Пентагон дать «зеленый свет» его апгрейду. Спрей, к слову, был убежденным «анти-радаристом», чем вызвал на себя немало критики со стороны других экспертов — он считал, что в войнах будущего использование радара не только излишне, но и опасно. Радар — выдает самолет.

Американцы (НАТО) активно использовали F-16 в 1999 году во время бомбежек Югославии, благодаря чему полностью контролировали воздух, он также использовался во время операции «Буря в пустыне» в 1991-м против иракского вторжения в Кувейт. Позже, в 2003-м, этими самолетами осуществляли ковровые бомбардировки уже самого Ирака. Конфликты, в которых F-16 отлично проявил свои бойцовские качества, измеряются многим десятками за последние сорок лет (речь идет о разных поколения этой машины).

Разговоры о том, что США не хотят поставлять Украине самолет по причине его «особой сложности», сомнительны. Еще в 2019-м журнал Popular Mechanics среди его качеств отмечает «простоту в обращении, относительно невысокую цену, удобство в обслуживании двигателя», а в новейшей версии к этому нужно прибавить еще и откидное кресло для снижения аэронагрузок для пилота. Словом, не машина, а мечта.

Далее, в военной стратегии есть такое понятие, как Anti-Access/Area Denial«, или A2/AD — «ограничение (воспрещение) доступа в определенную зону», когда противнику перекрывается путь куда-то, где он знает, что может понести неадекватные потери. Образуется своего рода пространство сдерживания, «смертельная зона». Уже в первой фазе российско-украинского конфликта обеим сторонам в известной мере удалось организовать такие зоны, и каждая из сторон была вынуждена действовать на так называемой «оперативно-тактической глубине», т. е., когда пилотируемые самолеты не могли залетать в стратегически важные зоны противника.

Самолеты F-16 используют специальные, высокоточные системы оружия, в том числе — или в первую очередь — AGM-88 HARM — высокоскоростную противорадиолокационную ракету. Она способна наводиться на высокочастотные радиолокационные станции, так же ракету можно навести на объект, задав его параметры, причем как до вылета самолета, так и в процессе самого полета, даже с возможными корректировками, если это нужно, непосредственно после запуска. Такие ракеты США использовали в Персидском заливе в 1991-м, а до того — в апреле 1986 года их опробовали в Ливии, во время операции «Каньон Эльдорадо», якобы из-за поддержки Муамаром Каддафи «международного терроризма» (в ходе бомбардировок тогда погибло несколько десятков мирных граждан, включая, по сообщениям ливийских СМИ, грудную дочь самого Каддафи). С началом СВО американцы предоставили Украине AGM-88 для поражения российских систем ПВО и, что интересно, ракеты применялись ВСУ с советских самолетов МиГ-29.

Очевидно, что F-16 сегодня может быть использованы как часть системы ПВО, так и анти-ПВО, и их наличие с большой долей вероятности способно пробить брешь в A2/AD одной из сторон конфликта. Это один аспект проблемы. Другой — воздушные бои между самолетами-истребителями одного класса и примерно одной мощности по сути — непредсказуемы, и таких боев строго говоря не было со времен Второй мировой войны.
Иными словами, сегодня с точностью крайне сложно предсказать: если Украина получит F-16, которые вступят в бой с российскими истребителями, каков будет реальный исход такой схватки. Наверное, как и всегда, многое будет решать человеческий фактор — подготовка и мастерство пилотов. Насколько хороша в этом плане подготовка украинских пилотов, большой вопрос.

Нежелание США предоставлять пока ВСУ в пользование свои лучшие истребители говорит, скорее о серьезных сомнениях американских друзей на их счет. Хотя Англия уже анонсировала, что с лета она начнет подготовку украинских пилотов. Едва ли деньги на такого рода обучение будут выброшены на ветер априори. Следует думать, что вариант поставок этих самолётов, если не рассматривается в данный момент, может серьезно обсуждаться в будущем, что сменит сам масштаб конфликта.

Пока шанс того, что F-16 начнет сбивать российская армия — помимо чисто логистических проблем (обслуживание, аэродромное оборудование и т. п.) — кажется одной из главных причин нынешнего табу на поставки этих машин.

Однако логистические проблемы решаются, настоящая интрига в том, захотят ли США сменить масштаб всего конфликта? Если Байден решит, а такой тренд имеет место быть, что перелом характера конфликта в пользу союзников может дать ему дополнительные шансы на выборах, то F-16 будут поставлены. У Байдена и демократов в целом нет более важной задачи сейчас, чем выиграть выборы и не допустить возвращения Трампа. Если для этого понадобится разменять Украину и перемолоть Европу, это будет сделано.
16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".