Статья
1569 29 сентября 2017 12:02

Facebook могут заблокировать. К чему это приведет?

Глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что Facebook может быть заблокирована в 2018 году. Причина – соцсеть до сих пор не перенесла персональные данные россиян на местные серверы. В качестве примера Жаров вспомнил про LinkedIn, которая уже заблокирована в России. «Актуальные комментарии» выяснили, кто пострадает и – как бы это парадоксально не звучало – выиграет от запрета Facebook в России.

Насколько реальна блокировка?

Как показал пример LinkedIn, вполне реальна. Почему инцидент с LinkedIn показателен? Потому что соцсетью для HR и рекрутеров владеет Facebook.

Руководство LinkedIn особо не скрывало, что российский рынок – не самый приоритетный для компании. Кроме дежурных фраз вроде «наша деятельность соответствует текущему законодательству» и «мы обратились в Роскомнадзор» каких-то решительных действий не последовало.

В Facebook никогда не отличались компромиссным подходом к диалогу с властями. Характерный пример: в 2009 году соцсеть без особого сопротивления потеряла перспективный и потенциально многомиллионный китайский рынок. Причин, по которым Facebook должна сражаться за российскую аудиторию, попросту нет. 19 млн россиян – капля в море среди 2 млрд человек ежемесячно по всему миру. Для Facebook эта потеря окажется незначительной.      

Кто сидит в российском Facebook?

Миф о том, что Facebook – «нероссийская» социальная сеть, успешно культивируется на протяжении десяти лет.  В последние несколько лет истина все меньше и меньше соответствует этому мифу. За последние четыре года российская аудитория Facebook выросла от 3% до 28% среди всех пользователей соцсетей в РФ. «ВКонтакте» держит первое место (42,5%), но со второй строчки детищу Цукерберга удалось скинуть «Одноклассников» (11,62%) и даже оторваться. Сейчас аудитория Facebook в России составляет 19,1 млн человек.

В чем концептуальное отличие «ВКонтакте» от Facebook в России? Какие люди сделали выбор в пользу западной соцсети?

Во-первых, в Facebook сидит более «статусная»  аудитория: банкиры и адвокаты, политики и бизнесмены и другие «представительные» персоны. Во-вторых, академическая среда – от профессоров до преподавателей. В-третьих, «профессиональные сообщества» – от стоматологов до летчиков. В-четвертых, те, кого можно назвать «культурной элитой» - люди из музыкальной, театральной, художественной, литературной сфер. Пятый пункт можно отметить особняком: журналисты, главный «авангард» русского фейсбука.

«ВКонтакте» - соцсеть условно для всех. Facebook – для групп по интересам. «ВКонтакте» в силу массовости своей аудитории исторически менее гигиенична с точки зрения контента. Возможность настроить персональную ленту новостей уже не смогла спасти репутацию огромной «интернет-свалки». Facebook позволила пользователям отделять зерна от плевел в ленте гораздо раньше. И зерен здесь по умолчанию было больше. Микроблог тоже появился, кстати, раньше. Показательно: когда Павла Дурова просили «вернуть стену», в Facebook понимали, что общаться через «микроблог» получается более тесно и удобно.    

Что в итоге? Говоря о запрете Facebook в России, мы говорим об уничтожении площадки для общения профессиональных сообществ. В случае журналистского сообщества – даже целого микроклимата.

Ключевой вопрос здесь, однако, совсем другой: насколько будет работать закон о запрете обхода блокировок, который должен вступить в силу в ноябре. Показателен и пример соседней Украины. Там четыре месяца не работает «ВКонтакте». До блокировки там сидели 68% пользователей. Месяц спустя – 35%. На бизнесе это не отразилось практически никак – одни пользователи научились в массовом порядке обходить блокировки, а другие ушли в другие соцсети.

Если в России закон об анонимайзерах работать не будет, украинский пример повторится. Идейные приверженцы Facebook останутся в Facebook. Те, для кого анонимайзер – неразрешимая проблема, уйдут во «ВКонтакте» или набравший популярность среди нишевых сообществ Telegram.

В случае если с анонимайзерами действительно будут бороться, то «русскому фейсбуку» массово придется мигрировать во «ВКонтакте» или Telegram.  Впрочем, трагедии именно для коммьюнити здесь тоже не произойдет: смена площадок для коммьюнити произойдет безболезненно.

Почему не пострадает бизнес?

Вопреки расхожему мнению, отключение Facebook не нанесет серьезный урон как крупным компаниям, так и мелким предпринимателям. В частности, известный бизнесмен Дмитрий Потапенко заявил, что «крупный бизнес не особо использует Facebook для массового продвижения».

Прямые продажи через соцсети в Facebook уходят в прошлое. Причины?

Во-первых, модерация и коммерческая цензура. Здесь нельзя заниматься, например, продажей «брендовых» вещей – руководство бренда регулярно отслеживает группы по нелегальной продаже своей продукции, и Facebook содействует закрытию этих групп. Нельзя переманивать аудиторию у страницы-конкурента: соцсеть позволяет таргетировать рекламу только по «интересам», «поведению», геолокации и аудитории собственного сайта.

Для того, чтобы создать рекламное объявление, нужно пройти жесточайший перечень требований. Вплоть до количества текста на изображении, не говоря о том, что рекламировать в Facebook можно далеко не все.  

Во-вторых, низкая эффективность. «Продающие» сайты и контекстная реклама в поисковиках оставили соцсети на задворках рейтинга рекламных площадок. Зачем проходить через бурелом ограничений, создавая рекламу в Facebook, если контекстная реклама в поисковиках будет дешевле и эффективнее?   

В-третьих, смена функций соцсетей для бизнеса. Любой маркетолог скажет, что в 2017 году Facebook – это, в первую очередь, имиджевая история для компаний. Соцсети для компаний – это не биллборд для рекламного баннера, а площадка, на которой считается хорошим тоном общаться с клиентами на человеческом языке, информировать о программах лояльности, развлекать их и заставлять приходить снова.

Кто выиграет?

Естественно, «ВКонтакте» и с натяжкой «Одноклассники». Первая – как самая популярная соцсеть в России и очевидный аналог Facebook. «Одноклассники» же в определенном смысле могут стать пристанищем для «возрастной» аудитории, которой и в Facebook порядочно.

Кто пострадает особенно и почему пострадают все?

Главным образом, придется несладко специалистам по SMM. Вернее, тому сегменту, который работает с Facebook. Вне зависимости от правоприменения закона об анонимайзерах, аудитория неминуемо «сожмется». Опальная соцсеть перестанет быть привлекательной площадкой для владельцев крупных страниц. Выделять деньги на продвижение в официально заблокированной соцсети – занятие как минимум рискованное. Поэтому Facebook как инструмент маркетинга функционально исчезнет.

Важно не выделить конкретные «группы риска», а задаться вопросом о том, как это может повлиять на всех. Нужно держать в уме одну простую мысль: Facebook – это главная соцсеть в мире. Это новости от первых рук, гигабайты контента – видео, текстов, фото. Это общение с людьми по всему миру. Это мировой контекст в текущий момент. Это переписки, данные, рабочие контакты, друзья – при успешной борьбе с анонимайзерами все перечисленное отключится рубильником в один момент.

«Выключение» Facebook при успешной борьбе с анонимайзерами станет мощнейшим заявлением страны о самоизоляции. Это не просто антизападный акт, а катапультирование из общемировой инфоповестки. Это отметка о себе в одном ряду с Китаем, Ираном и Северной Кореей. Это огромная имиджевая потеря для всей страны, причем, совершенно ненужная и неоправданная. В рамках борьбы с терроризмом даже блокировка Telegram видится более обоснованным мероприятием, потому что Facebook относительно террористической угрозы – наиболее модерируемая соцсеть.

История с Facebook подводит к самой главной мысли – закон «О персональных данных» нуждается как минимум в корректировке. В текущей редакции он не работает и вообще не отвечает на вопрос о собственном целеполагании, зато портит инвестиционный климат и рискует при негативных раскладах привести к спаду ВВП.

Есть положительный пример: Бразилия отказалась от подобного закона из-за опасений навредить экономике. России никогда не поздно дать задний ход и подумать – если не о репутации, как в случае с Facebook, то хотя бы об экономике. 

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".