Статья
2272 31 июля 2020 19:05

Формализм и уныние: зачем партиям нужны сайты

В течение нескольких лет в экспертном сообществе, как в России, так и за рубежом, обсуждается вопрос, насколько политическим партиям нужен такой канал коммуникаций как интернет-сайт. Мнения разделились. Одни считают сайты устаревшим инструментом и предрекают их скорую гибель за ненадобностью, другие — настаивают на том, что веб-сайты ждёт ренессанс, если их развитие пойдёт по пути увеличения уровня взаимодействия с пользователем и повышения их технологичности.

Чуть больше года назад «Актуальные комментарии» опубликовали статью под названием  «Прошлый век: как партии ведут себя в интернете», в которой были приведены результаты экспресс-исследования интернет-присутствия партий, онлайн-активность которых удалось обнаружить при помощи наиболее мощных из числа стандартных аналитических инструментов — LiveInternet и SimilarWeb. По итогам исследования был составлен рейтинг ТОП-7, в который вошли «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», Партия Роста и Партия перемен. При составлении рейтинга учитывались месячные показатели посещаемость сайта, количество уникальных посетителей за этот же период, а также индекс качества сайта (ИКС) по методике Яндекс. Мы добавили в рейтинг две новые партии — «За правду» и «Новые люди», продемонстрировавших наибольшую активность в первый месяц предвыборной кампании в регионах и заявлявших ранее о своих намерениях сделать акцент на сетевой активности.

В этом году мы повторили исследование, используя те же инструменты, и сравнили результаты.

Партия

2019

2020

+/-

Просмотров

Уникальных посетителей

Просмотров

Уникальных посетителей

Просмотров

Уникальных посетителей

«Единая Россия»

556 600

61 522

594 515

66 046

37 915

4 524

КПРФ

403 600

130 290

467 216

98 483

63 616

-31 807

ЛДПР

139 170

45 256

9

8

-139 161

-45 248

«Справедливая Россия»   

61 600

98

недоступно

недоступно

недоступно

недоступно

«Яблоко»

84 700

28 989

136876

51960

52 176

22 971

Партия Роста

0

14

5

3

5

-11

Партия перемен

0

0

недоступно

недоступно

недоступно

недоступно

«За Правду»

недоступно

недоступно

недоступно

недоступно

недоступно

недоступно

«Новые люди»

недоступно

недоступно

5

4

5

4

Из количественного исследования можно сделать лишь вывод о его невысокой информативности: посещаемость сайта той или иной партии не отражает эффективности работы партии на этом направлении. Можно заметить, что положительную динамику по обоим показателям продемонстрировали «Единая Россия» и «Яблоко», а КПРФ нарастила число просмотров, но показала отрицательное значение роста «свежей» аудитории. Администраторы сайтов ЛДПР и СР закрыли возможность получать от них информацию о посещаемости — этим обусловлены недоступность данных о сайте эсеров и неправдоподобно низкие показатели ЛДПР. 

Несколько более информативной выглядит картина изменения показателя индекса качества партийных сайтов. При его расчете во внимание принимаются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса, а также другие критерии. Для расчета используются данные сервисов Яндекса. Значение индекса регулярно обновляется.

Партия

2019

2020

%

«Единая Россия»

5000

7500

50

КПРФ

3800

3620

-5

ЛДПР

2300

2280

-1

«Справедливая Россия»   

1200

1260

5

«Яблоко»

1100

1280

16

Партия Роста

230

350

52

Партия перемен

60

40

-33

«За Правду»

нет данных

420

 

«Новые люди»

нет данных

20

 


Таблица показывает, что существенный рост продемонстрировали «Единая Россия», «Яблоко» и Партия Роста. Имеющие равные стартовые условия «новички» — «За правду» и «Новые люди» показали разную динамику — партия Захара Прилепина показывает взрывной рост показателей ИКС и стремится догнать лидеров. Однако и в этом рейтинге есть определенная доля лукавства: ИКС учитывает только взаимодействие аудитории непосредственно с исследуемым сайтом, но не может отследить всей цифровой активности партии — владельца сайта, которая осуществляется на других порталах в рамках совместных акций. Относительно быстрый рост в относительных единицах может характеризовать резко возросший интерес к партии после периода относительного бездействия (как в случае с Партией Роста), либо обилием известных персон с высоким личным рейтингом в новом партийном проекте (проект «За Правду»), либо комбинацией факторов (активизацией Партии Роста после приглашения в партийные ряды Сергея Шнурова).

Экспресс-анализ не позволяет дать надёжный прогноз относительно перспектив партийных сайтов как важного инструмента политического действия. Видимо, во внимание следует принимать гораздо больше значащих параметров. В своё время публиковались исследования эффективности интернет-активности партий, которые после 2016 года прекратились. В этих исследованиях оценивалось около 40 различных характеристик партийных порталов, разбитых на три основных группы: информативность, технологичность и юзабилити.

В какой-то момент показалось, что жизненный цикл сайтов подходит к концу, и политические коммуникации перемещаются в соцсети. Спустя довольно непродолжительный период времени и этот способ общения со сторонниками и избирателями был признан уходящим — всё ушло в мессенджеры. Сейчас картинка смазалась — сказалась пандемия, вернувшая в повестку разговоры о преждевременности отказа от партийных сайтов. Судя по информации из «Единой России» и отдельным заявлениям «заправдинцев», эти две партии пошли по пути создания «цифровых партийных экосистем», в рамках которых будет осуществляться полная цифровизация всей партийной деятельности. И здесь сложно оценить, кто является фаворитом — крупнейшая партия страны, автоматизация управленческих процессов в которой может вызвать сопротивление «старой гвардии» и партийной бюрократии, или партия-новичок, в которой всё изначально планируется делать «по уму», но могут возникнуть проблемы с ресурсами. Мы будем следить за развитием темы.

Валерий Прохоров

Комментарии для сайта Cackle
30 июля 2021 Новости
«Единая Россия» выпустила стикеры для Telegram
 «Единая Россия» выпустила стикеры для Telegram «Единая Россия» выпустила серию стикеров «За Россию» для мессенджера Telegram. Главными героями стикерпака стали Сергей Шойгу, Сергей Лавров, Денис Проценко, а также Анна Кузнецова. Все они вошли в пятерку лидеров федерального списка партии на выборах в Госдуму.
29 июля 2021 Новости
Турчак: «Единая Россия» подготовит список школ для капитального ремонта
 Турчак: «Единая Россия» подготовит список школ для капитального ремонта Секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак сообщил, что к следующей неделе партия составит список школ, где необходимо провести капитальный ремонт. Документ также будет представлен в правительство. Сбор заявок проходил при участии региональных отделений партии совместно с Минпросвещения.
9 августа 2021 Анонс
«Единая Россия» откроет штаб общественной поддержки
 «Единая Россия» откроет штаб общественной поддержки 9 августа «Единая Россия» планирует открыть штаб общественной поддержки. Об этом рассказал замсекретаря Генсовета партии Сергей Перминов. По его словам, лидеры списка «Единой России» на выборах в Госдуму проведут встречи и обсудят наиболее острые темы.
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".