Формализм и уныние: зачем партиям нужны сайты
В течение нескольких лет в экспертном сообществе, как в России, так и за рубежом, обсуждается вопрос, насколько политическим партиям нужен такой канал коммуникаций как интернет-сайт. Мнения разделились. Одни считают сайты устаревшим инструментом и предрекают их скорую гибель за ненадобностью, другие — настаивают на том, что веб-сайты ждёт ренессанс, если их развитие пойдёт по пути увеличения уровня взаимодействия с пользователем и повышения их технологичности.Чуть больше года назад «Актуальные комментарии» опубликовали статью под названием «Прошлый век: как партии ведут себя в интернете», в которой были приведены результаты экспресс-исследования интернет-присутствия партий, онлайн-активность которых удалось обнаружить при помощи наиболее мощных из числа стандартных аналитических инструментов — LiveInternet и SimilarWeb. По итогам исследования был составлен рейтинг ТОП-7, в который вошли «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», Партия Роста и Партия перемен. При составлении рейтинга учитывались месячные показатели посещаемость сайта, количество уникальных посетителей за этот же период, а также индекс качества сайта (ИКС) по методике Яндекс. Мы добавили в рейтинг две новые партии — «За правду» и «Новые люди», продемонстрировавших наибольшую активность в первый месяц предвыборной кампании в регионах и заявлявших ранее о своих намерениях сделать акцент на сетевой активности.
В этом году мы повторили исследование, используя те же инструменты, и сравнили результаты.
Партия |
2019 |
2020 |
+/- |
|||
Просмотров |
Уникальных посетителей |
Просмотров |
Уникальных посетителей |
Просмотров |
Уникальных посетителей |
|
«Единая Россия» |
556 600 |
61 522 |
594 515 |
66 046 |
37 915 |
4 524 |
КПРФ |
403 600 |
130 290 |
467 216 |
98 483 |
63 616 |
-31 807 |
ЛДПР |
139 170 |
45 256 |
9 |
8 |
-139 161 |
-45 248 |
«Справедливая Россия» |
61 600 |
98 |
недоступно |
недоступно |
недоступно |
недоступно |
«Яблоко» |
84 700 |
28 989 |
136876 |
51960 |
52 176 |
22 971 |
Партия Роста |
0 |
14 |
5 |
3 |
5 |
-11 |
Партия перемен |
0 |
0 |
недоступно |
недоступно |
недоступно |
недоступно |
«За Правду» |
недоступно |
недоступно |
недоступно |
недоступно |
недоступно |
недоступно |
«Новые люди» |
недоступно |
недоступно |
5 |
4 |
5 |
4 |
Из количественного исследования можно сделать лишь вывод о его невысокой информативности: посещаемость сайта той или иной партии не отражает эффективности работы партии на этом направлении. Можно заметить, что положительную динамику по обоим показателям продемонстрировали «Единая Россия» и «Яблоко», а КПРФ нарастила число просмотров, но показала отрицательное значение роста «свежей» аудитории. Администраторы сайтов ЛДПР и СР закрыли возможность получать от них информацию о посещаемости — этим обусловлены недоступность данных о сайте эсеров и неправдоподобно низкие показатели ЛДПР.
Несколько более информативной выглядит картина изменения показателя индекса качества партийных сайтов. При его расчете во внимание принимаются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса, а также другие критерии. Для расчета используются данные сервисов Яндекса. Значение индекса регулярно обновляется.
Партия |
2019 |
2020 |
% |
«Единая Россия» |
5000 |
7500 |
50 |
КПРФ |
3800 |
3620 |
-5 |
ЛДПР |
2300 |
2280 |
-1 |
«Справедливая Россия» |
1200 |
1260 |
5 |
«Яблоко» |
1100 |
1280 |
16 |
Партия Роста |
230 |
350 |
52 |
Партия перемен |
60 |
40 |
-33 |
«За Правду» |
нет данных |
420 |
|
«Новые люди» |
нет данных |
20 |
|
Таблица показывает, что существенный рост продемонстрировали «Единая Россия», «Яблоко» и Партия Роста. Имеющие равные стартовые условия «новички» — «За правду» и «Новые люди» показали разную динамику — партия Захара Прилепина показывает взрывной рост показателей ИКС и стремится догнать лидеров. Однако и в этом рейтинге есть определенная доля лукавства: ИКС учитывает только взаимодействие аудитории непосредственно с исследуемым сайтом, но не может отследить всей цифровой активности партии — владельца сайта, которая осуществляется на других порталах в рамках совместных акций. Относительно быстрый рост в относительных единицах может характеризовать резко возросший интерес к партии после периода относительного бездействия (как в случае с Партией Роста), либо обилием известных персон с высоким личным рейтингом в новом партийном проекте (проект «За Правду»), либо комбинацией факторов (активизацией Партии Роста после приглашения в партийные ряды Сергея Шнурова).
Экспресс-анализ не позволяет дать надёжный прогноз относительно перспектив партийных сайтов как важного инструмента политического действия. Видимо, во внимание следует принимать гораздо больше значащих параметров. В своё время публиковались исследования эффективности интернет-активности партий, которые после 2016 года прекратились. В этих исследованиях оценивалось около 40 различных характеристик партийных порталов, разбитых на три основных группы: информативность, технологичность и юзабилити.
В какой-то момент показалось, что жизненный цикл сайтов подходит к концу, и политические коммуникации перемещаются в соцсети. Спустя довольно непродолжительный период времени и этот способ общения со сторонниками и избирателями был признан уходящим — всё ушло в мессенджеры. Сейчас картинка смазалась — сказалась пандемия, вернувшая в повестку разговоры о преждевременности отказа от партийных сайтов. Судя по информации из «Единой России» и отдельным заявлениям «заправдинцев», эти две партии пошли по пути создания «цифровых партийных экосистем», в рамках которых будет осуществляться полная цифровизация всей партийной деятельности. И здесь сложно оценить, кто является фаворитом — крупнейшая партия страны, автоматизация управленческих процессов в которой может вызвать сопротивление «старой гвардии» и партийной бюрократии, или партия-новичок, в которой всё изначально планируется делать «по уму», но могут возникнуть проблемы с ресурсами. Мы будем следить за развитием темы.
Валерий Прохоров