Статья
1257 29 июня 2016 17:29

Голландцы против Украины

Нидерланды отказываются ратифицировать соглашение о евроассоциации Украины без учета мнения граждан, высказанного на апрельском референдуме. 

Эту позицию лидерам Евросоюза сегодня озвучил голландский премьер-министр Марк Рютте, представляя на саммите в Брюсселе доклад по итогам референдума от 6 апреля. Тогда в целесообразности соглашения с Украиной усомнилось большинство голландцев, а с мнением подданных в этой стране власти считаются.

 Теперь официальный Амстердам ждет от Еврокомиссии юридически обязывающего решения, которое при наилучшем раскладе ляжет в основу нового соглашения или, как минимум, будет учитывать особую позицию голландцев.

«Это будет трудно, шансы, что мы найдем его (устаивающее всех решение – ред.), малы, но мы должны попробовать. Если я не смогу добиться этого, то я не подпишу (соглашение об ассоциации – ред.)», – подчеркнул накануне премьер Нидерландов.

 Нынешнее несогласие Нидерландов по украинскому вопросу – одно из первых последствий Brexit, после которого национальные правительства заметно осмелели в отстаивании своих интересов перед евробюрократией. Британцы подали бывшим партнерам по ЕС пример, что эффективным инструментом такого отстаивания могут быть действия, похожие на ультиматум. Амстердам посылает в Брюссель недвусмысленный сигнал: ищите решение своих инициатив по Украине самостоятельно, а мы соглашение в таком виде не подпишем, плебисцит позволяет нам торговаться по формулировкам.

Позиция Рютте обусловлена внутриполитическими обстоятельствами в самом королевстве. Заявляя, что он ждет новую редакцию документа о евроассоциации Украины, премьер вынужден соглашаться с общественным мнением в преддверии скорых парламентских выборов. На фоне продолжающегося кризиса в еврозоне недовольство населения оказанием безвозмездной помощи депрессивным экономикам растет. Навязчивое желание правящего кабинета навязать к проблемной Греции Украину на выборах может привести к изменению политических настроений в пользу Партии свободы во главе евроскептиком Гертом Вилдерсом. В этом случае крайне правые сделают позицию Нидерландов по Украине еще более жесткой.

Сам голландский премьер идет на определенный риск, говоря о том, что готов допустить изменение документа и подписать его с более мягкими формулировками. Но даже такой сценарий не готовит Украине ничего хорошего.  Если на выборах в Нидерландах правящие консерваторы одержат верх над европессимистами, Рютте придется долго договариваться о «большой коалиции» с левыми, что может надолго отодвинуть любое рассмотрение украинских евроустремлений.

Официальный Киев в вопросе о своем статусе сейчас выступает в качестве стороннего наблюдателя по нескольким причинам. Во-первых, украинские власти даже при желании не могут подключить лобби на уровне наднациональных институтов ЕС для изменения итогов референдума в Нидерландах. В противном случае это будет воспринято европейскими элитами как стремление Киева навязать свои условия, для чего у Порошенко явно нет ресурсов.

Во-вторых, возможное давление Украины даст дополнительные аргументы противникам ее отношений с ЕС в любой форме. Не исключено, что некоторые европейские СМИ будут целенаправленно фокусироваться на попытках Порошенко упорствовать, требуя скорейшего подписания документа. Тем самым «четвертая власть» в ЕС будет задать тон общественному мнению, которое и так формируется не в пользу ассоциации с Украиной. 

 Евросоюз в этих обстоятельствах занимает наиболее выигрышную позицию равноудаления. С одной стороны, там разделяют обеспокоенность Голландии и жестко давить на Рютте в вопросе евроассоциации Украины, видимо, не планируют. С другой стороны, Брюссель сохраняет лицо перед украинскими партнерами, ведь получается, что им отказывает отдельно взятая страна, но не весь союз, поэтому нужно продолжать переговоры. 

В пользу этой версии косвенно говорит обсуждение проблемной темы только на второй день, то есть к закрытию саммита ЕС в Брюсселе. Лидерам Евросоюза сейчас не до Украины. Более насущным для них представляется попытка выработать  механизм дальнейшего общения с Великобританией, одновременно не подорвав сложившиеся за полвека внутренние устои объединения. 

 Но и категорический отказ от сближения с Украиной в Евросоюзе себе позволить не могут: после майдана эта страна нужна Брюсселю в «рекламных целях», как символ обновления, в том числе, внутри общеевропейского дома. Однако нерешенные проблемы, связанные с Украиной, столь велики, что еврочиновники голосом Голландии перечеркивают надежды Порошенко на какую-то определенность в отношениях. 

Следовательно, в возможной новой редакции соглашения о евроассоциации Украины могут в формализованном виде отсутствовать все обязательства, которые ранее Евросоюз брал на себя перед Украиной – от перспектив двусторонних отношений до форматов политической интеграции без вступления в ЕС и объемов экономической помощи. Киеву либо придется с этим согласиться, либо признать ошибочность своего курса на европейские ценности.

К такому варианту взаимодействия с Украиной евробюрократия склонялась не сегодня, а сразу после голландского референдума в апреле, когда предпочла устраниться от единоличного принятия любых решений. Глава Еврокомиссии Юнкер тогда отмечал, что альтернативный план должен разрабатывать не руководимый им орган, а именно правительство Нидерландов. С его помощью к нынешнему саммиту власти ЕС обнаружили удобную для себя схему общения с Украиной в дальнейшем: в теории не отказываясь сотрудничать, на практике ставить с одной стороны условия так, чтобы они выглядели непреодолимыми с другой. 



Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".