Статья
2251 13 февраля 2017 10:00

Горячая заморозка. Два года Минску-2

12 февраля 2017 года исполнилось два года вторым Минским соглашениям. К очередной годовщине подписания соглашений их выполнение существенно затормозилось. Разрешение конфликта в Донбассе может затянуться на долгие годы, если не навсегда. Такой прогноз содержится в докладе «Горячая заморозка. К двухлетию вторых Минских соглашений», подготовленном экспертами Центра политической конъюнктуры.

В докладе отмечается, что «в преддверии этой даты резко обострилась вооруженная ситуация в зоне конфликта между Украиной и республиками Донбасса, что не только привело к многочисленным жертвам, но и сделало полномасштабное политическое урегулирование в ближайшем будущем менее вероятным».

Авторы подчеркивают, что, «несмотря на это, Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер от 12 февраля 2015 года и резолюции Совета безопасности ООН № 2202 от 17 февраля 2015 года продолжают оставаться основой мирного процесса. Все участники переговоров признают безальтернативность этих соглашений и необходимость их скорейшей имплементации».

Эксперты Центра обращают внимание, что «выполнение конкретных договоренностей в рамках соглашений остается незначительным. Из 13 пунктов Комплекса мер выполненными можно считать лишь 2, частично выполненными – 3, а невыполненными – 8. Все ключевые пункты в сфере безопасности и политики либо не выполнены, либо выполнены лишь частично. За последний год выполнение соглашений существенно затормозилось. С февраля 2016, кроме разведения сторон на безопасное расстояние на двух участках линии соприкосновения, не было сделано никаких заметных позитивных шагов в этом направлении. Существующие переговорные форматы не используются в должной мере, их потенциал серьезно ограничен».

«Нормандская четверка» готовится к предстоящему в мае уходу президента Олланда и возможной коррекции позиции Франции, а также испытывает значительные трудности по формулированию «дорожной карты».

По мнению авторов доклада, ключевая вина за срыв выполнения договоренностей лежит на киевской власти. «Работа Минской Контактной группы фактически находится в заблокированном состоянии по вине украинской стороны. Под давлением гарантов урегулирования на переговорах в Минске Украина и ДНР-ЛНР время от времени договариваются о решении конкретных проблемных ситуаций, однако нисколько не продвигаются в сторону полного выполнения какого-либо из пунктов.

В докладе ЦПК также отмечается, что «причина этого тупика – сохраняющееся стремление украинского руководства любым возможным способом избежать имплементации Минских соглашений, которые она с самого начала рассматривала как невыгодные для себя. С этой целью Киев поддерживает и усиливает искусственные противоречия, связанные с первоочередностью выполнения пунктов Комплекса мер».

Уровень доверия снижают «скоординированные действия украинской стороны и ряда западных стран, в том числе и представителей ОБСЕ, требующих демилитаризации части территорий, обосновывая это опасностью экологической и гуманитарной катастрофы из-за обострения военной ситуации. То, что данное обострение происходит по вине Киева, на уровне официальных лиц подтвердившего реализацию политики «постепенного занятия нейтральной территории», не приводит к необходимой оценке со стороны ОБСЕ. Поэтому следует признать подобное «совпадение» неслучайным и подозревать: украинскую сторону в преднамеренных провокациях, а представителей ОБСЕ – в использовании гуманитарно-экологических проблем и темы безопасности инфраструктуры в качестве предлога для вытеснения ополчения республик, создания «демилитаризованной зоны» с последующим ее занятием Вооруженными силами Украины».

Эксперты прогнозируют, что открывающиеся в 2017 году возможности и усиливающиеся риски могут оказать существенное влияние как на динамику переговорного процесса, так и на долгосрочный процесс урегулирования конфликта.

В докладе выделяется пять важных аспектов, влияющих на меняющийся контекст выполнения соглашений:

 «Во-первых, 2017 год уже внес коррективы благодаря ожиданиям, связанным с возможным изменением позиции США по отношению к причинам и инструментам урегулирования конфликта Украины и Донбасса. Администрация Дональда Трампа подтвердила, что рассматривает возможность отвязки темы антироссийских санкций от прогресса в имплементации Минских соглашений в случае налаживания конструктивного диалога с Кремлем. Если шаг в этом направлении будет сделан, то это может оказать позитивное влияние на ход мирного процесса и будет способствовать изменению поведения украинской стороны, а также позиции европейских гарантов Минских соглашений.

Во-вторых, существенное влияние на мирный процесс, скорее всего, окажут и результаты президентских выборов во Франции 23 апреля и 7 мая, и парламентских выборов в Германии 24 сентября.

В-третьих, следует учитывать фактор времени. Украина с 2014 года сделала все возможное, чтобы надолго отложить реальное политическое урегулирование конфликта. Но фактор времени, выигрышный в тактике, в стратегическом плане играет против Киева. Траектории развития народных республик Донбасса и Украины все больше расходятся в разные стороны. Это делает интеграцию т.н. «отдельных районов» в украинское правовое и экономическое поле все более трудной задачей.

В-четвертых, важную роль может сыграть фактор внутриукраинской нестабильности. Противники президента Порошенко усиливают ставку на проведение досрочных выборов в Верховную Раду в этом году после того, как истечет иммунитет правительства Гройсмана. Результаты этих выборов сложно поддаются прогнозированию. На сегодняшний день вероятно как усиление «партии мира», впрочем, весьма незначительное, так и укрепление «партии войны», когда противники имплементации Минских соглашений сохранят позиции в парламенте и даже расширят правящую коалицию. Поэтому представляется невозможным сейчас определить реальные перспективы проведения через состав будущего парламента разблокирования закона об особом статусе, закона о местных выборах в Донбассе, конституционной реформы с предоставлением отдельным районам особого статуса на постоянной основе и закона об амнистии. В то же время шантаж Запада угрозой досрочных выборов выгоден и самому Порошенко, являющемуся единственным приемлемым для США и ЕС игроком в украинской элите. Чувствуя это и играя «с двух рук», в Киеве дают понять, что могут пожертвовать поддержкой Запада, если он будет настаивать на выполнении Минских соглашений в буквальной интерпретации.

В-пятых, при определенных условиях, блокирование Украиной минского процесса может сыграть против Киева. В ходе переговоров с Вашингтоном, Парижем и Берлином российское руководство может поставить вопрос о целесообразности дальнейших переговоров с Украиной, которая сознательно и систематически игнорирует свои обязательства, ставит мирный процесс в тупик и блокирует процессы нормализации на неподконтрольных территориях».

По мнению экспертов Центра политической конъюнктуры, в повестке дня продолжают сохраняться три сценария развития ситуации.

Оптимистический сценарий. Переход мирного процесса в режим среднесрочного урегулирования (3-5 лет). В докладе отмечается, что он остается вероятным, хотя в меньшей степени, чем год назад. «На него чаще всего продолжают ссылаться некоторые участники переговоров. Делается это скорее по причине необходимости сохранения оптимизма в общественном мнении – данный сценарий является наименьшим из зол. Однако с высокой долей вероятности можно утверждать, что даже смена мандата в Киеве по итогам предстоящих в будущем году президентских и парламентских выборов не приведет к качественному прогрессу», – отмечают эксперты ЦПК.

Реалистический сценарий. Замораживание ситуации на долгие годы, если не навсегда. По мнению авторов доклада, он «наиболее вероятен, несмотря на то, что количество заинтересованных в длительном замораживании конфликта в сегодняшнем виде невелико. Однако в условиях жесткой блокировки принятия ряда необходимых, в первую очередь политических, решений, по факту реализуется именно этот сценарий. Стороны и в дальнейшем будут расходиться в практике работы политических и общественных институтов и, в конце концов, если и произойдет возвращение к теме реинтеграции, то лишь в виде конфедерации».

Пессимистический сценарий. Возобновление регулярных боевых действий на значительной части линии соприкосновения, либо спорадических локальных столкновений, приводящих к блокированию процесса урегулирования на неопределенный период. Вероятность реализации такого сценария, по мнению экспертов ЦПК, возросла, при этом речь в большей степени идет о локальных столкновениях. «Регулярные попытки руководства Украины инициировать обострения в тактических целях вряд ли приведут к кардинальному изменению позиций. У сторон конфликта нет достаточных ресурсов для этого. Однако до тех пор, пока вооруженные силы Украины и республик Донбасса не будут разведены на безопасное расстояние от линии соприкосновения и не начнут соблюдать режим прекращения огня, возможность возобновления регулярных боевых действий также приходится признавать весьма высокой», – отмечается в докладе.

В результате как наиболее вероятный и реалистичный авторы доклада определили сценарий, что конфликт на Украине ждет заморозка «на долгие годы, если не навсегда».


____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".