Статья
8880 17 февраля 2010 0:01

Госдума оптимизирует заксобрания

Очередное заседание Госдумы началось с принятия «юбилейного» документа. 17 февраля исполняется 200 лет со дня «добровольного вхождения Абхазии в состав России», и депутаты решили поздравить соседей праздничным заявлением. В нем говориться, в частности, что «приняв в начале 19-го века решение вступить в состав России, абхазский народ надолго соединил свою судьбу с судьбой россиян. В документе отмечается, что это решение дало мощный импульс прогрессу производительных сил, науки и культуры в Абхазии, упрочению мира на Кавказе. В свою очередь, Абхазия внесла заметный вклад в развитие экономики, науки и культуры Российской империи, а затем – СССР».

На «парламентский час» была приглашена министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник, которая заявила, что Россия не будет испытывать дефицита мяса и не столкнется с ростом цен на него в связи с сокращением импортных квот.

«Уже согласовано последовательное снижение квот на импорт мяса в течение трех лет. При этом хочу отметить, что дефицита и роста цен на рынке мяса не будет», - отметила министр, говоря о роли таможенно-тарифного регулирования в выполнении доктрины продовольственной безопасности РФ. По словам Е.Скрынник, к 2012 году Россия увеличит производство мяса на 25%, а доля импорта снизится до 18% от общего объема потребления. В 2009 году доля импорта мяса снизилась почти на треть - до 25%. Доктрина продовольственной безопасности предполагает снижение этого показателя в 2012 году до 15%.

Ранее Елена Скрынник рассказала, что особенностью этого сельскохозяйственного года является подписание Минсельхозом России соглашений с руководителями регионов о предоставлении субсидий на поддержку сельхозпроизводства и социальное развитие села. Нагрузка на местные бюджеты по софинансированию Госпрограммы сокращена с 50 до 35%». По информации министра, всего в 2010 году из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса выделено 107,6 млрд. рублей, из них 79,3 млрд. рублей - на субсидирование процентной ставки по кредитам. Как уже сообщалось, депутаты предложили при очередной корректировке федерального бюджета в 2010 году рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств на реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства на уровне 2008 года и ФЦП «Социальное развитие села».

На рассмотрениии в Госдуме находится законопроект о численности региональных парламентов, сегодня депутаты почти единогласно приняли его в первом чтении.

Законопроект устанавливает следующую зависимость числа мест в парламенте от числа избирателей: менее 500 тысяч избирателей   15-50 депутатов, от 500 тысяч до миллиона
25-70 депутатов, от 1 до 2 миллионов   35-90 депутатов, свыше 2 миллионов   45-110 депутатов.

Данной пропорции сегодня не соответствуют парламенты 19 регионов. В 8 республиках число депутатов больше, чем предусматривает законопроект (Адыгея, Башкирия, Северная
Осетия, Тыва, Хакассия, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария и Удмуртия. Причем в Тыва имеет двухпалатный парламент со 162 депутатами, так что этой республике придется сократить от 112 до 147 мандатов. В 11 регионах напротив, число депутатов меньше, чем предлагает президент (это Хабаровский край, Кемеровская, Пензенская, Саратовская, Тверская, Тюменская и Ульяновская области, Москва, Югра, Ненецкий и Чукотский округа). 

Этот документ должен установить единые критерии численности парламентариев в региональных законодательных собраниях в зависимости от количества избирателей в регионе, о чем за день до рассмотрения законопроекта, парламентским журналистам сообщил спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. По его словам, ко второму чтению законопроект может быть существенно доработан: в частности, в него могут быть внесены поправки, предусматривающие ликвидацию двухпалатных парламентов в регионах, а также унифицирующие их названия. «Считаю, что для законодательных органов субъектов РФ излишне иметь двухпалатный парламент», аргументировал необходимость доработки законопроекта думский спикер.

Комментарии экспертов

Я не вижу особенной актуальности принятия закона о региональных парламентах.Тут дело даже не в математических формулах, а в том, что, в принципе, регионы в состоянии сами определять, как могут называться парламенты и какое количество депутатов там будет работать. Есть регионы со сложившимися традициями. И с точки зрения духа федерализма, я полагаю, вопрос численности парламентариев - это вопрос на самом деле сугубо региональный.

В России сегодня представительные органы в общей политической картине серьёзной роли не играют. Они играют в лучшем случае вспомогательную роль. Интерес населения к ним не очень высок. Поэтому на конкретную политическую ситуацию это влияет мало.
 

Основный смысл того, о чём говорил президент в послании Федеральному собранию, заключается в том, что необходимо обеспечить определённый уровень и определённое качество представительства избирателей в региональных законодательных собраниях. Это представительство на сегодняшний день достаточно неравномерно. У нас есть регионы, где 1 депутат на 300 тысяч граждан, а есть регионы, где 1 депутат на 100 тысяч и даже меньше. То есть равенство председательства не совсем обеспечивается.

В основе реформы лежит универсальный демократический принцип. Он заключается в том, чтобы работа депутата была эффективной и он мог качественно представлять общественные и гражданские интересы, интересы отдельных избирателей и групп, должен приходиться на не слишком большое количество избирателей. И тогда будет реализовываться функция представительства интересов, и достучаться до депутата, донести свои интересы могут практически все избиратели.

При этом соответствующие положения, которые заложены в законопроект, по нормам выравнивания численности региональных законодательных собраний с точки зрения нормы представительства по количеству граждан, достаточно мягкие. Там заложены достаточно серьёзные «вилки», в рамках которых регионы могут действовать. Поэтому ни к какой радикальной и жёсткой ситуации это привести не должно. В конечном счёте, только порядка 20-и российских регионов должны будут скорректировать численность своих законодательных собраний.

В перспективе это может коснуться и некоторых других регионов, но это произойдёт только в том случае, если у них, например, будет или очень сильный рост населения, или очень сильный отток населения.

В принципе, такой законодательный подход, достаточно мягкий, с большими «вилками», в рамках которых регионы могут действовать, вполне согласуется с конституционными принципами федерализма и с тем, что регионы в рамках некоторых общих принципов федерального законодательства самостоятельны в установлении структуры и численности своих парламентов. 

Задачи, которые поставлены в президентской доктрине продовольственной безопасности, совершенно справедливы и спорить с ними бессмысленно. Более того, на протяжении достаточно долгих лет, наоборот, производилась попытка убедить власти, которые пребывали в иллюзиях рыночных 90-х годов, что без способности удовлетворить спрос на основные продукты питания Россия фактически является крайне уязвимой страной.

Но вопрос в том, насколько достижима поставленная задача. Мне кажется, что мы выдаём желаемое за действительное. Мы вдохновлены результатами урожая этого года. Но надо понимать, что это сезонная конъюнктура, и неизвестно, как будет в следующий раз. То есть на самом деле это не свидетельство того, что программы господдержки прекрасно работают. Вопросов, как я понимаю, здесь много, и, по большому счёту, выполнять эти задачи будет крайне сложно.
 

Госдумой в первом чтении рассмотрено предложение президента РФ по установлению требований к числу депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в зависимости от того, какое количество избирателей проживает на территории того или иного субъекта. Необходимость данного положения была обозначена в Послании президента Российской Федерации.

Совершенно понятно, что представительная демократия в федеративном государстве должна отвечать требованиям, с точки зрения того, сколько людей могут представлять население того или иного субъекта. В ряде случаев сложились достаточно заметные перекосы, когда при относительно небольшом числе избирателей представительство было крайне большим. Были и другие перекосы, когда при большом количестве избирателей, проживающих на территории субъекта, число депутатов было относительно мало. Поэтому происходит необходимое уравнивание, которое будет способствовать реализации нормальных демократических требований об отражении интересов избирателей.

Президент Дмитрий Медведев обратил внимание на необходимость унификации численности региональных органов законодательной власти в своем Послании Федеральному Собранию в ноябре прошлого года. И действительно, нынешняя ситуация, когда, например, в Москве у нас 35 депутатов, а в Туве - 162, кажется абсолютно нелогичной, на что и обратил внимание глава государства. До этого, напомню, к проблеме привлекала внимание и партия Справедливая Россия. Наша кампания по выборам в Москве проходила под лозунгом <Большая перемена!>, и поменять мы предлагали,помимо всего прочего, количественный и качественный состав Мосгордумы.

Однако полностью отдавать вопрос о численности региональных парламентов центру, на мой взгляд, было бы неправильно. Это противоречило бы принципам, заложенным в Конституции РФ. Именно поэтому было найдено принципиальное решение, хорошо известное юристам-государствоведам: федеральное законодательство устанавливает границы, в рамках которых действуют регионы. Более того, удивительным кажется тот факт, что на протяжении многих лет этот вопрос оставался неурегулированным.

Принять такой закон диктует сама логика развития политической системы. Его конечная цель - сделать так, чтобы региональные парламенты реально представляли интересы граждан. Фракция Справедливая Россия поддерживает данный законопроект. Вместе с тем мы обращаем внимание на тот факт, что рамки, заложенные документом, на наш взгляд, слишком широкие. Простой пример: при численности избирателей свыше 2 миллионов человек законопроектом предполагается установление численности регионального парламента <не менее 45 и не более 110 депутатов>. Для Москвы с численностью избирателей 7,5 млн. человек 45 депутатов - это явно маловато. По части представительства не Туву надо приводить к параметрам Москвы, а Москву - к параметрам Тувы! Ко второму чтению фракция предложит ряд поправок.

Обращу внимание и на другой факт. Все изменения бессмысленны, если выборы проходят ечестно - в таком случае даже унифицированные по численности парламенты интересы граждан отражать не будут. Поэтому нашу главную цель мы видим в обеспечении честности и прозрачности выборов всех уровней.
 

Законопроект разработан в рамках целого пакета мер по укреплению демократических институтов на региональном уровне, предложенных президентом в Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года.

Согласно этому документу, вводится единый критерий установления численности депутатов органов законодательной власти регионов в зависимости от числа избирателей.

Как показывает анализ, численность депутатов представительных органов в 19 регионах в настоящее время не соответствует этой норме. В восьми субъектах (Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Удмуртской республиках, в Адыгее, Башкортостане, Северной Осетии, Тыве, Хакасии) число депутатов придется сокращать, а в 11 регионах (Хабаровском крае, Кемеровской, Пензенской, Саратовской, Тверской, Тюменской и Ульяновской областях, городе Москве, Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах), – напротив, увеличивать.

Например, в Московскую городскую Думу (сейчас в ней 35 депутатов) дополнительно должно быть избрано еще не менее 10 депутатов.

Реализация президентского законопроекта позитивно скажется на работе законодательных органов субъектов Российской Федерации. Во-первых, восторжествует здравый смысл и будут устранены перекосы в деятельности многих законодательных собраний, в которых число депутатов явно не соответствовало численности избирателей в регионе. Во-вторых, представительство станет по-настоящему универсальным. Это еще один важный шаг по утверждению политико-правового единства страны.

В 90-е годы первый президент России Борис Ельцин в обмен на лояльность глав регионов отдал им на откуп необоснованно много полномочий во многих областях. В том числе и в области формирования законодательных органов власти в регионах. Считаю, что такие организационные вопросы изначально стоило оставлять в ведении федерального центра.

Рассмотренная сегодня на пленарном заседании законодательная инициатива Президента Дмитрия Медведева наконец исправит этот недочет, и приведет к единообразию все законодательные собрания Российской Федерации. Это нововведение значительно увеличит запас прочности нашей политической системы, модернизируют государственный механизм.

Но не нужно останавливаться на достигнутом. Считаю, что ко второму чтению следует внести в данный законопроект поправки, которые доведут работу до конца. Нужно провести унификацию названий региональных парламентов и ликвидировать двухпалатную систему в ряде субъектов страны. Двухпалатные региональные парламенты – это неэффективно. Двухпалатная система на региональном уровне путает избирателей, увеличивает расход бюджетных средств на представительную власть, затягивает принятие решений региональными депутатами. Какая-то разнузданная политическая сложность получается.

Все эти изменения обеспечат устойчивое развитие законодательной работы депутатов в регионах. Следует помнить, что единство власти – необходимое условие единства нации.
 

На фоне кризиса единственная отрасль, которая показала в целом хорошие результаты - это, пожалуй, сельское хозяйство. Вместе с тем, напрашивается вопрос, довольны ли мы сегодня ситуацией в агропромышленном комплексе и в российском селе в целом. Конечно, ответ здесь может быть почти однозначен: "Довольны, да не совсем".

Решения, которые мы на уровне законодательной и исполнительной власти сообща принимаем, порой запаздывают в связи с тем, что мы пытаемся реагировать на результаты, которые складываются в макроэкономической ситуации в стране в целом, и это не даёт нам возможности с опережением решать те или иные проблемы как в экономическом секторе агропромышленного комплекса, так и по повышению качества жизни на селе.

На 2010 год у нас вместе с министерством сельского хозяйства есть много задумок по поводу того, как законодательно подкрепить отрасль и российское село. И начать мы это хотим с идеи, которая прозвучала 3 дня назад на фермерском съезде, когда фермеры очень основательно попросили всех нас сообща подумать, как упростить порядок кредитования мелкого товарного производства и других форм хозяйствования.

Нам в ближайшее время предстоит подготовить и внести на рассмотрение изменения в закон о развитии сельского хозяйства в части упрощения процедуры кредитования. Надо закоротить отношения государства и Россельхозбанка и, может быть, отодвинуть кредитозаёмщика от этого, чтобы деньги своевременно поступали на дальнейшее развитие кредитного портфеля.

Я не буду говорить про земельное законодательство. Смысл земельной реформы, который мы должны донести - каждое поле должно получить конкретного хозяина. Хочу подчеркнуть - прозрачную форму, чтобы не было каких-то подставных лиц и т.д., и все владельцы земли должны в полном объёме платить налоги за её использования.

По рынку зерна скажу только одну вещь, которую нам надо решить на законодательном уровне. Нужно изменить нормативно-правовую базы -принять федеральный закон о двойных, простых, складских расписках, свидетельствах, который значительно упростит продвижение зерна на рынок, и в первую очередь самих отечественных производителей.

Я считаю, что в этом году мы должны наконец-то принять решения по внесению изменений в закон о ветеринарии, по семенному законодательству, потому что этот вопрос чрезвычайно назрел, и нам очень нужно, чтобы племенное и семенное ядро были отечественными на нашем рынке. Эти вопросы нам надо решать.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".