Статья
1174 17 октября 2008 22:51

Госдума приняла во II чтении бюджет на 2009 г. и на период до 2011 г.

Госдума приняла во втором чтении проект бюджета на 2009–2011 годы, предусматривающий выделение средств на поддержку финсистемы, увеличение расходов на оборону. Доходы бюджета в 2009 году планируются в размере 10,9 трлн рублей (18,98% ВВП), в 2010 году – 11,73 трлн рублей (18,81% ВВП) и в 2011 году – 12,84 трлн рублей (18,06% ВВП). Расходы составят в 2009 году 9,024 трлн рублей (18,8% ВВП), в 2010 году – 10,32 трлн рублей (18,8% ВВП), в 2011 году – 11,317 трлн рублей (18,1% ВВП). Планируемый объем ВВП в 2009 году – 51,475 трлн рублей (106,0% к 2006 году), в 2010 году – 59,146 трлн рублей, в 2011 году – 67,61 трлн рублей. Ожидаемый уровень инфляции в 2009 году – 8,5%, в 2010 году – 7,0%, в 2011 году – 6,8%. Проект бюджета увеличивает денежное содержание федеральных госслужащих и военнослужащих: с 1 августа 2009 года на 8,5%, с 1 января 2010 года на 7% и с 1 января 2011 года на 6,8%. Объем расходов на реализацию нацпроекта «Образование» утверждается в 2009 году в размере 30,9 млрд рублей, в 2010 году – 7,9 млрд рублей и в 2011 году – 7,9 млрд рублей. На проект «Здоровье» выделяется в 2009 году 111,9 млрд рублей, в 2010 году – 105,9 млрд рублей и в 2011 году – 109,3 млрд рублей. По проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» предусмотрены расходы в 2009 году в размере 91,2 млрд рублей, в 2010 году - 69,1 млрд рублей, в 2011 году – 10,6 млрд рублей. Кроме того, депутаты будут рекомендовать правительству в 2009 году предусмотреть повышение стипендий учащимся учреждений начального и среднего профобразования до 800 рублей с 1 сентября 2009 года. .

Георгий Осипов, экономист:
Российским правительством сейчас принимаются ровно те же меры, что и всеми другими цивилизованными странами. Рецепт везде один – вливание денег, поддержка финансового сектора. Дума в этом смысле делает то, что должна: как сегодня рассказал Кудрин, потребуется достаточно много времени, чтобы рынок отыграл позиции, и ждать больших успехов в ближайшие дни не стоит. Причём отфильтровываются совсем уж экзотические предложения: например, долги структур, зарегистрированных в оффшорах по зарубежной юрисдикции, которые пытались провести через Думу поправку, чтобы государство покрыло ещё и эти долги. Государство очень оперативно спасло уже 4 банка, тем самым не давая разгораться панике среди населения. И это совершенно справедливо, поскольку у страны, стараниями Минфина есть подушка безопасности, есть очень хорошие золотовалютные резервы, которых, кстати, нет у многих других стран. Другое дело, что, может быть, было бы поинтереснее, полюбопытнее и пополезнее узнать более подробно, о том как, куда, через кого и каким образом будут распределяться эти огромные финансовые потоки, потому что у меня есть подозрения в некой коррупции. Не должно быть здесь никакой непрозрачности: когда «план Полсона» представлялся в Конгресс, на первом этапе он составлял три страницы. Естественно, его завернули. И потом он разросся до 150 страниц. У нас как было 3 листа – так и осталось. Кроме того, что сама финансовая архитектура мирового сообщества несёт в себе риски. Грубо говоря, огромное количество ничем не обеспеченных американских долларов (и бумажных, и виртуальных), огромное количество обеспеченных или не обеспеченных этими долларами товаров и проч. – все это крайне опасно. Нужно избавляться от Бреттон-вудской системы доллара. Как всё это будет построено, что заменит доллар – никто пока даже предположить не может. Но сегодня все страны вынуждены (другого способа человечество ещё просто не изобрело) бороться с пожаром кризиса, заливая его теми же самыми долларами, которые и послужили причиной этой кризиса. Мы должны вспомнить еще одну деталь… Я согласен с Кудриным и со всеми, что надо говорить о последствиях кризиса, а не о самом кризисе, поскольку мы его проходим. Надо иметь в виду, что это не первый и не последний кризис. Кризис всегда срабатывает как хороший очистительный аппарат, как механизм для запуска новых решений. Особенно внушает оптимизм, что по настоянию ряда европейских стран эти решения будут приниматься уже совместно всем миром вместе и с Россией, и с африканскими странами, и с латиноамериканскими, и Китаем. Мы имеем дело с постепенным движением к тому, что закрытый клуб G8 открывает двери и приглашает к сотрудничеству все другие страны, поскольку совершенно очевидно, что проблемы современного мира не могут решаться одной, двумя или даже восемью странами.

Комментарии экспертов

Российский бюджет серьёзно зависит от цен на нефть – следовательно, для планирования бюджетной политики нужно дать оценку ситуации на рынке углеводородов. В настоящее время цены снижаются, однако предаваться панике не следует. Если некоторое падение цен на нефть приведёт к отказу от некоторых по-настоящему безумных статей бюджетных расходов и к понимаю того, что деньги нужно тратить разумно, а не рассовывать по карманам – для России это будет только полезно. Но при этом ожидать падения стоимости нефти до уровня 30-40 долларов за баррель я бы не стал. Эпоха дешёвой нефти безвозвратно ушла в прошлое.

Прогнозировать стоимость нефти – всегда занятие крайне неблагодарное и опасное, потому что есть масса факторов, которые на эту цену влияют. Но сегодняшний рынок нефти организован так, что на него сильно влияют биржевые спекуляции. Поэтому я бы выделил среди причин падения цен на нефть два фактра, один менее, а другой – более важный.

Первый фактор – это стремление республиканской администрации выиграть выборы, сознательно опуская стоимость нефти - чтобы убедить избирателя, что всё в порядке и нефть дешевеет. Этот процесс начался ещё до открытого экономического кризиса. Если это так, то после 4 ноября ситуация на нефтяном рынке может измениться.

Второй и более важный фактор – это, конечно, глобальный кризис. Все ожидают спада спроса на энергоносители по всему миру. Если мы говорим о долгосрочном тренде, возникает вопрос, насколько серьёзен будет спад потребления нефти. Но каким бы ни был спад, он не будет катастрофическим. Например, спад потребления в Европе будет компенсироваться ещё более быстрым спадом добычи нефти и газа на собственных месторождениях. Тенденция спада добычи в Европе наблюдалась все последние годы и нет оснований предполагать, что она изменится. Собственная нефте- и газодобыча Китая также не позволит ему покрыть собственный дефицит энергоресурсов даже при значительном спаде потребления.

Кроме того, мест, где можно дёшево добывать нефть, становится всё меньше. Я знаю, пожалуй, только два таких места – Ирак и Иран. В остальных местах добыча нефти требует крупных капиталовложений. Разаработка новых месторождений требует запуска крупных проектов, в которых от фазы начала до стадии запуска проходит несколько, как правило, более пяти лет. Сейчас срок окупаемости вложений в проект в среднем по отрасли – 3-4 года с момента запуска добычи. Таким образом, даже при нынешних ценах только 10 лет должно уйти только на то, чтобы вернуть вложения – прибыли ещё не будет. Разумеется, при низких ценах на нефть никто новых больших проектов начинать не будет. Яркий пример – французская компания Total заявила, что не будет вести проект по битумам Канады при стоимости нефти ниже 90 долларов за баррель. Это означает, что компании начнут отменять уже анонсированные новые проекты. Разумеется, при таком развитии событий падение нефтедобычи ускорится, а предложение нефти на рынке сократится. Тогда сработает естественное «торможение» тенденции снижения нефтяных цен, но оно будет сопровождаться кризисом нефтедобывающей отрасли. 

За день до рассмотрения ключевого документа цена на нефть опустилась ниже психологически важной отметки в 70 долларов. При цене за баррель до 50 долларов угрозы для исполнения российского бюджета в 2009 году нет. В случае если стоимость «черного золота» упадет ниже 60 долларов, дефицит будет покрываться из Резервного фонда, объем которого превысил 3 трлн рублей. Даже в случае форс-мажора РФ сможет компенсировать потери в течение трех-четырех лет. В дальнейшем прогнозные показатели бюджета будут пересмотрены. Цена на нефть, уровень ВВП, курс рубля будут скорректированы.

Россия в рамках нынешнего мирового финансового кризиса находится в достаточно выгодном положении в силу сразу нескольких обстоятельств. Во-первых, для России кризисные явления - не новое явление, и у нас значительное количество предпринимателей и населения более-менее психологически устойчиво к подобного рода событиям и, самое главное, обладают умением успешного преодоления подобного рода ситуаций. Во-вторых, Россия подошла к этому всемирному финансовому кризису в ситуации намного лучшей, чем, скажем, 10 лет назад, и намного лучше, чем другие государства, в силу того, что у нас есть реально сильная и дееспособная государственная власть. Надо сказать, что последние меры, предпринимаемые президентом и правительством являются адекватными и абсолютно востребованными. Хотя, на мой взгляд, недостаточно энергичными являются, в первую очередь, действия Центрального банка. И я бы сказал, что средний уровень государственного аппарата, конечно, не успевает в должной мере и с должной скоростью исполнять те решения, которые принимаются руководством страны, о чём, собственно, Медведев и говорил в начале недели, призывая всех быть очень собранными и действовать быстро.

Как бы то ни было, естественно, что Россия не может оставаться в стороне от мировых проблем. Этот кризис - не российский, а в первую очередь мировой. Тем не менее, он уже затронут, в первую очередь, финансовые рынки и отражается на реальном секторе. Очевидно, что это будет достаточно долгий и продолжительный кризис. В то же время, у России есть исторический шанс по результатам этого кризиса, который, на мой взгляд, будет продолжаться достаточно долго по сравнению с кризисом 1998 года, сможет, что называется, на повороте обогнать многие развитые экономики и совершить гигантский скачок вперёд в своём экономическом развитии и занять достойное место в политическом мире. Главное, чтобы наше население, наши предприниматели и наш государственный аппарат не впадали бы ни в какую панику или, упаси Господь, депрессию. Люди должны быть собранны. Естественно, что кризис – это такое время, когда люди должны работать больше, а получать меньше. Это - очевидная вещь. Мы, конечно, должны понимать, что придётся частично затягивать пояса в каких-то вещах, но, тем не менее, мы должны ясно отдавать себе отчёт, что Россия находится в очень выгодном по отношении к другим государствам положении. У нас есть серьёзные шансы для того, чтобы по прошествии этого кризиса вырваться вперёд.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".