Комментарий
1179 25 августа 2010 9:41

Говорящий мир

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

У меня есть аккаунты в livejournal (заброшенный), twitter (полубессмысленный – привет формату), Вконтакте (слушаю музыку) и теперь еще и в facebook (не знаю, зачем), и это, если учесть, что человек я маленький, хмурый, неразговорчивый, не ведущий светской жизни и никому не интересный – действительно странно.

Я заставляю себя писать людям письма. Личные, сотрудникам, родным, начальству – кому угодно, о разном, но связно и хотя бы по два абзаца – просто из боязни потерять навыки связной осмысленной речи.

И этот текст мог быть филологическим всхлипом о том, как, мол, безвозвратно меняется «великий и могучий» и как бы нам его удержать, привязав всех к стульям и заставив читать Пушкина, но он как раз об обратном. О том, что интернет – наша коллективная фатическая речь, единственное, пожалуй, публичное свидетельство того, что мы пока еще живы.

Я много езжу в поездах, и диалоги попутчиков с нижних полок выучил почти наизусть: чаще всего, это какая-то немыслимая вакханалия – рассказы о родственниках из Белгорода, рецепты, жалобы на жизнь, исполненные жизненной правды гендерные споры – и о погоде, разумеется, на всем протяжении Родины. Это – фатическая речь, главное ее предназначение – общее успокоение присутствующих: «у меня все хорошо, у вас все хорошо, мы – мирные, культурные люди, неспешно ведем беседу о разных таких вот вещах».

Теперь этот тип речи, совершенно бессмысленной и не означающей ничего, в невероятном количестве воспроизведен в Сети, и все мы знаем обо всех – и я знаю, поэтому чаще трепа – даже в поездах – я слышу стук клавиатуры ноутбука и пиликанье смс-ок. 

И когда среди этой фатической речи люди вдруг договариваются друг с другом о добром и полезном деле – это выглядит, как если бы они на улице собрались бы и нашли бы себе общее дело – то же самое, которое они найдут в Сети, придя домой.

Мы ежедневно сталкиваемся с двумя типами речи – текстом и ремаркой, и как из сетевой ремарки получается текст – возможно, главный нынешний вопрос. Как вырастает из сора (если не откровенного мусора) все то, что мы пока с опаской зовем гражданским обществом – быстро, неуловимо и снова схлопываясь – вот, пожалуй, загадка для специалистов и по языку, и по коммуникации.

Но все почему-то или изучают «падонкафский язык», давно уже позабытый, или сетуют на падение нравов, хотя нравы-то как раз совершенно обычные.

И когда накануне 1 сентября из каждого утюга начинает раздаваться согласный хор о «детях», которые «наше будущее» и которым «надо помочь», мне всегда становится неловко – не потому, что дети не наше будущее, а потому, что стоит уже, наверное, оставить их в покое и не тыкать в них планами учебных занятий, как палкой в мертвую ворону, а попытаться увидеть в них upgrade той коммуникативной системы, в которой мы уже живем и которая нам самим даже нравится.

Но мы-то пришли в эту систему извне, а они существуют в ней с самого детства.

Вдруг – я, извините, не по-педагогически скажу – они даже думают иначе, чем мы. С иной скоростью, с иной целью. Вдруг они – говорящий мир, который мы даже расслышать не можем. Потому что не хотим, не умеем и ленимся.

И расслышать этот мир, мне кажется, - задача куда более важная, чем воспитание, обучение и приручение к нашим – довольно кривым, но других нет – правилам общежития.

И я действительно не понимаю, почему школа занимается исполнением планов и составлением отчетов об исполнении планов, а не распознаванием нового мира, который уже не просто стоит рядом, а прямо стучится в наглухо запертую дверь.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".