Статья
3459 31 мая 2010 1:52

Идеологические истоки Американской революции

Классическое исследование интеллектуальной атмосферы, в которой сформировался идеологический фундамент Соединенных Штатов Америки.

Комментарии экспертов

Книга американского историка Бернарда Бейлина «Идеологические истоки Американской революции» является классической работой по интеллектуальной истории колониального периода Соединенных Штатов. Впервые она была опубликована в 1967 году. Бейлину удалось изменить представления целого поколения исследователей о философских корнях американского государства и сформировать новое понимание отличительных черт Американской революции как таковой, которые выделяют ее на фоне других социальных катаклизмов Нового времени и эпохи Просвещения, и не только.

До «Истоков» большинство американских историков предпочитало смотреть на Американскую революцию через «неамериканские» очки. Историки разделяли понимание революции, восходящее к социальному утопизму французского Просвещения и марксистским теориям XIX столетия. События второй половины XVIII столетия истолковывались ими как результат противостояния различных враждующих классов, в котором необходимо было четко отделять пропагандистскую риторику местных и пришлых интеллектуалов от фундаментальных социально-экономических причин конфликта колонистов с метрополией. За пределами внимания историков, таким образом, автоматически оказывался идейное содержание целого пласта текстов, которое в лучшем случае можно было интерпретировать как вводящее в заблуждение самоописание американскими революционерами собственных предпосылок.

Парадоксально, но в таком понимании отстаивание того, что принято называть традиционными американскими ценностями, — индивидуальная свобода, защита частной собственности, отделение церкви от государства и ограниченное правительство — оказывались на втором плане. Точнее, они вовсе не рассматривались как движущий мотив революции. Новая политическая философия отцов-основателей, выраженная, например, в «Федералисте», также теряла в глазах историков свою уникальность. Ее стали рассматривать лишь как частный (и не очень показательный) случай развития политических концепций Просвещения. В результате истоки нового политического концепта, созданного отцами основателями в ходе обсуждения классических античных текстов и дискуссий вокруг необходимости создания федерального правительства после революции — демократической республики — потерялись в глазах историков. Это позволило их консервативным критикам говорить о распространенной интеллектуальной амнезии в отношении исторических целей американского государства и о превратном понимании либеральной элиты эволюции самого современного государства в странах Запада.

Заслуга книги Бейлина заключается в раскрытии самобытности идеологических корней Американской революции. Он проделал огромную текстологическую работу, проанализировав основной инструмент распространения политических споров того времени — политические памфлеты. Бейлин заново открыл богатую интеллектуальную жизнь колоний, которая существовала, в отличие от Европы, вопреки фактически полному отсутствию класса «профессиональных» интеллектуалов.

Бейлин сумел доказать, что риторика свободы является центральной для понимания истоков американской государственности. Движущим фактором революции стала борьба за восстановление исконных британских свобод в колониях. Что касается идеологических влияний, то на рассуждения колонистов большое воздействие оказали не только философы Просвещения и античные авторы, но и радикальная британская публицистика, получившая несоизмеримо большую популярность в североамериканских штатах, нежели на своей родине. Именно к популярности радикальной публицистики вигов можно возвести широко распространенное среди революционеров мнение о существовании «заговора против свободы», который якобы исходил от доминирующих в британском парламенте сил, стремящихся поставить крест на завоевания Славной революции 1688 года.

Книга Бэйлина демонстрирует, что Американская революция и последующее создание федерального правительства были уникальным экспериментом в человеческой истории по успешному приложению политической философии к реальности. Долгое время парадигмальным примером революции считалась Французская революция. Действительно, в североамериканских колониях не произошло радикальной смены общественного строя, не было масштабного передела собственности. Она была относительно бескровной, не направлялась силой толпы и, что самое главное, потрясающе успешной с точки зрения самих революционеров, чего не скажешь о других революциях. После революции произошло относительно мало изменений в существующих юридических, социальных и экономических институтах. Большинство изменения имели целью ослабление власти правительства, прежде всего, исполнительной власти для восстановления исконных свобод. При том свободы, согласно политической философии отцов-основателей, предшествовали Конституции, а не учреждались ею. Они не были результатом творения после успеха революции. В этом смысле «Истоки» находится в ряду тех работ, которые заставили новое поколение политических мыслителей заново взглянуть на сам концепт революции и на понимание масштабных социально-политических изменений.

Книгу можно приобрести в магазине "Фаланстер".

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".