Статья
813 27 сентября 2010 6:22

Игра по старым правилам

17 сентября 2010 года действующий премьер-министр Японии, лидер Демократической партии Японии (ДПЯ) Наото Кан объявил новый состав своего кабинета министров. Формальным поводом для смены персонального профиля правительства стала победа Кана на выборах лидера ДПЯ, состоявшихся 14 сентября. В ходе внутрипартийного голосования он с заметным отрывом победил своего единственного конкурента, «теневого сёгуна» и главного политического стратега ДПЯ Итиро Одзаву.

Победа Наото Кана была обеспечена консолидацией вокруг него большей части политических кланов ДПЯ. Для них Кан выступает как наиболее компромиссный игрок, не склонный к конфронтации и готовый учитывать мнение консервативного большинства партии. Благодаря этим качествам Кан смог сменить Юкио Хатояму на посту премьера 8 июня 2010 года. Аналогичный сценарий группировки демократов реализовали и 17 сентября, теперь уже не в масштабах страны, а на сугубо партийном уровне. Причем дополнительным стимулом для их мобилизации выступил оппонент Кана - Одзава. Несмотря на то, что именно Одзава является главным архитектором победы ДПЯ на парламентских выборах 30 августа 2009 года, отношение к нему внутри партии весьма неоднозначно. «Серого кардинала» демократов и возглавляемую им группу (т.н. «люди Одзавы») воспринимают едва ли не как чужаков. Объясняется это тем, что сам Одзава и большинство его сторонников являются выходцами из Либеральной партии Японии, вошедшей в состав ДПЯ лишь в 2003 году. Перед выборами Кан позиционировался как выдвиженец «старой» ДПЯ, что во многом и предопределило его победу.

На этом фоне формирование нового правительства явилось целенаправленным политическим действием, ориентированным на укрепление позиций группировок, поддержавших действующего премьер-министра. Придя к власти в июне, Кан практически не менял персональный состав доставшегося ему от Юкио Хатоямы кабинета. В его правительстве остались 11 министров из пула прежнего премьера. ДПЯ готовилась к выборам в верхнюю палату парламента (состоялись 11 июля), и все силы были брошены на политическую борьбу с оппонентами из Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ). После же голосования, по итогам которого ДПЯ сохранила самую крупную фракцию в Палате советников, у партийных боссов появилась возможность уже в «спокойной» обстановке определить новый состав исполнительной власти, который бы в большей степени отвечал текущему соотношению сил внутри ДПЯ.

Смена состава кабинета министров свидетельствует о том, что он продолжает функционировать по старым правилам. Они сводятся к регулярной смене премьеров и составов правительства. При этом каждый из таких кабинетов работает в среднем около года. Подобная практика - устойчивый тренд политического процесса Японии последних лет. С 2006 года в Стране восходящего солнца сменилось пять премьеров. Срок легислатуры четырёх из них не превышал обозначенный скоротечный период (пятый вступил в должность в июне 2010 года). Причем такая хронология правления не зависит от партийной принадлежности премьеров. Троё из них (Синдзо Абэ, Ясуо Фукуда и Таро Асо) представляли ЛДПЯ, а один - ДПЯ (Юкио Хатояма). В более отдаленной перспективе такая динамика сохраняется. В частности, с 1998 по 2001 год во главе японского правительства побывало три политика из рядов ЛДПЯ (Рютаро Хасимото, Кэйдзо Обути и Ёсиро Мори). Срок их полномочий не превышал 1-2 лет. Исключением в этом списке оказался лишь «долгожитель» ЛДПЯ Дзюнъитиро Коидзуми, который проработал на своём посту рекордный срок - с 2001 по 2006 год.

Следует полагать, что и правительство Наото Кана вряд ли сможет усидеть больше одного-двух лет. Против долгосрочного правления этого состава кабинета - перманентные разногласия между различными номенклатурными группировками внутри ДПЯ, экономические проблемы, жесткое противостояние с ЛДПЯ. Нельзя не учитывать и тот факт, что «короткая жизнь» кабинетов - дань национальной политической традиции. Короткие и предельно короткие циклы работы того или иного правительства - норма для послевоенной Японии. Каких-то особых конкурентных преимуществ на этом фоне у команды Наото Кана нет. Ни премьер, ни его окружение не отличаются особыми политическими дарованиями, сопоставимыми с потенциалом правительства Коидзуми. Речь идет о типичном партийном кабинете, пришедшем к власти в результате закулисной внутрипартийной борьбы. Для ДПЯ будет очень большим успехом, если команде Кана удастся сохранить контроль на Кантэем (официальная резиденция правительства) до 2013 года, когда в стране должны пройти плановые выборы в нижнюю палату парламента.

Принципиальных изменений в российско-японских отношениях с приходом нового кабинета министров не произойдет. На посту министра иностранных дел умеренного консерватора Кацую Окаду сменил более ярый консерватор Сэйдзи Маэхара. За время работы в парламенте и аппарате ДПЯ он зарекомендовал себя как последовательный сторонник укрепления союзнических связей с США и приверженец проведения «твёрдой линии» в отношении Китая и России. Политика министерства Маэхары на русском треке будет курироваться Каном, генеральным секретарем правительства Иосито Сэнгоку и Окадой, занявшим пост генсека ДПЯ. Они не изменят «непримиримой» позиции по Курильскому вопросу, но в то же время постараются избежать явных обострений в политическом диалоге с Кремлем.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".