Статья
2934 3 июня 2021 9:37

Инструменты вмешательства: соцсети на выборах в Госдуму

Скандалы, связанные с вмешательством в выборы разных стран, продемонстрировали значимость социальных сетей и сервисов в политических процессах. Рост числа претензий российских властей к западным соцсетям говорит о том, что и на парламентских выборах 2021 года они могут стать инструментом вмешательства.

В чем обвиняют администрации соцсетей

Значительный объем претензий Роскомнадзора к популярным соцсетям можно разделить на три больших блока: неисполнение требований российского законодательства (например, о хранении данных российских пользователей на территории РФ), цензура в отношении российских пользователей и СМИ со стороны администрации сервисов (например, удаление аккаунтов или отметки о том, что СМИ является государственным), отказ от удаления противоправной информации по решению суда или предписанию Роскомнадзора (например, сохранение сообщений с призывами участвовать в несанкционированных акциях протеста).

Наиболее заметными в последнее время стали конфликты вокруг Twitter. Так, в прошлом году Twitter заблокировал более тысячи аккаунтов, которые продвигали повестку «Единой России» и негативно высказывались о российской оппозиции. Тогда Мария Захарова отметила, что соцсеть занимается политической цензурой. При этом она обратила внимание, что подобные действия платформа позволяет себе не только в России, но и в Китае и Турции.

Активное противостояние влиянию социальным сетям началось в марте этого года в связи с игнорированием российского законодательства со стороны Twitter. РКН замедлил работу платформы, а в последствии пригрозил блокировкой, если соцсеть не удалит запрещенный контент, «склоняющий несовершеннолетних к совершению самоубийств, содержащий детскую порнографию, а также информацию об использовании наркотических средств». После такого ультиматума компания пошла на уступки и убрала противоправные ссылки.

В свою очередь Facebook блокировал аккаунты, которые якобы занимались российской политической пропагандой. Свои действия соцсеть обосновала кампанией по борьбе с фейковыми новостями, запущенной в 2016 году.

Между тем в феврале Владимир Путин отметил, что иностранные соцсети заинтересованы только в прибыли, не задумываясь о своих пользователях.

«Что стоит во главе бизнеса? Извлечение прибыли. И, к сожалению, очень часто это делается любой ценой. Плевать они хотели, что тот или иной контент наносит ущерб категории людей, на которую он направлен», — сказал он.

По мнению главы государства, Интернет может нанести непоправимый ущерб обществу, если не будет подчинен «моральным законам».

«Сталкиваемся в Интернете с детской порнографией, детской проституцией, с распространением наркотиков, где целевой аудиторией являются именно дети и подростки, с вытаскиванием на ту же улицу, чтобы похулиганить и подраться с полицией, а потом за детей спрятаться, подставляя их вперед», — указал президент.

Популярность соцсетей в России

По  данным Brand Analytics, в октябре прошлого года у Instagram стало больше активных пользователей в России, чем у «ВКонтакте», — 42,8 против 28,7 млн человек соответственно. Тройку лидеров замыкает YouTube — 7,7 млн. пользователей. Далее идут Одноклассники (6,6), TikTok (5,3), Facebook (1,6) и Twitter (0,7).

При этом в исследовании ФОМ говорится, что среди мессенджеров в России лидирует по популярности WhatsApp (50%). В свою очередь 22% граждан предпочитают пользоваться Telegram, а 10% Viber.

Регулирование иностранных соцсетей

Так, 1 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обяжет крупные IT-компании открывать свои представительства на территории России. Согласно документу, владельцы информационных ресурсов, чья суточная аудитория превышает 500 тыс. пользователей, должны будут учредить российское юрлицо. Такие филиалы станут своеобразным каналом взаимодействия, которые будут представлять интересы компаний. В случае отказа их будут ждать экономические санкции, в том числе запрет на рекламу и блокировка платежей.

Кроме того, IT-гиганты должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и использовать его для взаимодействия с госорганами. Помимо этого, им необходимо будет разместить на своем ресурсе форму для обратной связи с российскими гражданами и организациями.

«Исполнения трех этих нехитрых требований вполне достаточно для установления прямых коммуникаций между IT-ресурсом и российской стороной (органы власти, юрлица, пользователи). Такой диалог крайне необходим», — рассказал Александр Хинштейн.

Отмечается, что новые правила коснутся 20 ресурсов, среди которых Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, WhatsApp, Telegram, Aliexpress, Gmail, Ikea, Wikipedia.org.

Кроме того, по итогам думской кампании власти собираются уточнить правила публикации политической рекламы в социальных сетях.

«Наши оппоненты совершенствуются в вопросах вмешательства в суверенные дела РФ, поэтому нам придется, к сожалению, еще не раз возвращаться к этой теме по мере того, как мы будем вынуждены отвечать, ибо действия наши всегда носят ответный характер», — подчеркнул глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства в суверенные дела РФ Андрей Климов.

В свою очередь госкомиссия по правовому регулированию цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России также предложила взять под контроль рекомендации в соцсетях. Соответствующие предложения были направлены в Госдуму.

Новые правила могут затронут информационные ресурсы с аудиторией более 100 тыс. пользователей в сутки. Предполагается, что они сами смогут отключать алгоритмы, при этом не нарушая работу сервиса. Кроме того, должен быть проведен независимый аудит, который выявит рекомендации, противоречившие российскому законодательству.

«Уже есть база для будущего законопроекта. Но пока идет лишь концептуальное обсуждение возможных норм и мер для регулирования рекомендательных систем. О действующем законе говорить еще рано», — рассказал член комитета нижней палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

По его словам, иностранные площадки используют рекомендательные алгоритмы, чтобы влиять на настроения в России.

«В западных социальных сетях мы видим, как нарастает волна пессимизации российского контента, блокируются аккаунты наших медиа, журналистов, политиков», — сказал он.

Мировая практика

США

Действия социальных сетей в США регулируются разделом 230 Акта о благопристойности при телекоммуникациях 1996 года. Согласно документу, онлайн-платформы полностью освобождаются от ответственности за публикуемую пользователями информацию. При этом соцсети самостоятельно могут устанавливать требования к контенту, исходя из понимания ценности свободы слова и свободной дискуссии по общественно значимым вопросам.

Однако ситуация началась меняться в 2016 году. Тогда Facebook обвинили в том, что именно фейковые новости принесли победу Дональду Трампу на президентских выборах. Критики считали, что благодаря алгоритмам, которые по умолчанию формируют ленту новостей исходя из интересов пользователей и скрывают альтернативные публикации, был сформирован «информационный пузырь». Гражданину показывали только те новости, которые ему были интересны, что закрепляло убежденность в собственной правоте.

Позже издание Gizmodo указало, что редакторы Facebook убирали из раздела самых популярных новостей посты о республиканцах, тем самым скрывая важную информацию. Руководство компании опровергло эти обвинения, но позднее распустило свою команду по отбору новостей, доверив эту работу математическому алгоритму. Однако проблему это не решило. В результате в тренде появились посты, большинство из которых распространяли фейковую информацию.

В 2020 году Трамп подписал указ «О предотвращении онлайн-цензуры», регулирующий ответственность онлайн-платформ за распространяемую информацию. Поводом стало решение руководства Twitter пометить два сообщения главы государства значком «непроверенная информация».

«Когда крупные влиятельные компании подвергают цензуре мнения в социальных сетях, с которыми они не согласны, это опасная сила. Они перестают функционировать как пассивные доски объявлений, и их следует рассматривать как создателей контента», — говорилось в документе.

Однако непосредственного влияния на деятельность IT-гигантов он не оказал. Кроме того, в мае этого года Байден отменил указ своего предшественника.

Помимо этого, Трамп активно пытался противостоять китайским соцсетям — TikTok и WeChat. По его словам, они собирали данные пользователей и передавали их в КНР. В связи с этим Трамп выпустил указ о блокировке китайских приложений на территории США, так как они несут «угрозу национальной безопасности». В прошлом году владельцы видеосервиса сообщили, что около 60% из 26,5 миллиона ее активных пользователей в США — это молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет.

Позже президент предоставил компании ByteDance, владеющей TikTok, выбор: уйти с американского рынка или продать свой бизнес. Предполагаемым покупателем несколько недель подряд считалась американская компания Microsoft, позже появилась информация о том, что покупателем может стать Oracle. Официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь заявил, что США используют инструменты политического давления, чтобы затруднить работу китайских компаний на своей территории. Позже указ о блокировке приложения был обжалован, а продажа компании приостановлена в связи с приходом новой администрации.

Европа

О регулировании интернет-пространства и соцсетей в Европе заговорили в 2016 году. Тогда был разработан и принят европейский Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR). Согласно документу, пользователей может получить электронную копию своих персональных данных, которые обрабатываются платформами. Сам регламент вступил в силу 25 мая 2018 года.

После этого многие ресурсы изменили политику конфиденциальности и условия предоставления услуг. Например, WhatsApp повысил возрастные ограничения с 13 до 16 лет для резидентов ЕС, а Facebook перестал использованные данные в рекламных целях без разрешения пользователей.

Кроме того, в ноябре прошлого года в ЕС сообщили о разработке нового закона о цифровых услугах (Digital Services Act), который должен усилить ответственность соцсетей за распространение незаконного контента. Речь идет прежде всего об информации, которая содержит призывы к насилию или терроризму. Предполагается, что соцсети будут мониторить подобный контент и удалять его сразу после обнаружения без судебного решения.

Главы европейских МВД тогда сказали, что разработка закона во многом связана с рядом террористических атак в Париже, Дрездене, Конфлане-Сент-Онорин, Ницце и Вене.

Китай

Регулирование иностранных соцсетей в КНР основывается в рамках проекта «Золотой щит» (иначе Великий китайский файрвол). Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «чёрному списку» адресов сайтов. При этом такие зарубежные ресурсы, как Google, Yahoo и Bing, должны формировать результаты поиска по такому же принципу. В свою очередь в 2006 году Google перевел свой поисковик на китайский, но согласно соглашению с китайским правительством, компания должна блокировать доступ к сайтам с «политически некорректным содержанием».

При этом онлайн-ресурсы, которые расположены в КНР, должны быть зарегистрированы в Министерстве промышленности и информационных технологий, чтобы в последствии выявить автора запрещенного контента. Помимо этого, в Китае созданы аналоги ведущих мировых сервисов: вместо Twitter — Weibo, Facebook — Wechat, YouTube — Youku.

В 2013 году в стране появился закон об ответственности за публикацию фейковой информации. Нарушителю может грозить уголовная ответственность, если пост получил 500 репостов или набрала более 5 тыс. просмотров. В 2021 году Государственная канцелярия по делам интернет-информации ввела новые правила для пользователей. Теперь они не могут самостоятельно публиковать информацию о политике, экономике, военной и социальной сферах, если у них нет аккредитации в качестве СМИ.

Сейчас в Китае недоступны Facebook, YouTube, Twitter, WhatsApp, Instagram, Pinterest и другие ресурсы. Однако в прошлом году для просмотра цензурированных версий крупнейших платформ также был запущен новый мобильный браузер Tuber.

Эксперты

Так, политолог, глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко отметил, что иностранные соцсети могут вести мониторинг, а также отслеживать деятельность.

«Тема качается, тем более сегодня возможности иностранного вмешательства технически гораздо выше. Учитывая прозрачность интернет-коммуникаций, внешнее вмешательство может быть и без присутствия на территории страны — в чем обвиняли мифических российских хакеров и в чем российские власти обвиняют зарубежные социальные сети. Но я думаю, что в первую очередь речь пойдет об Интернете и, соответственно, о деятельности зарубежных технологических гигантов. Потому что главный риск — управление алгоритмами и цензурирование социальных сетей», — сказал эксперт.

Эксперт по социальным сетям и создатель маркетингового агентства «Брусника» Теххи Полонская сообщила, что соцсети редко сохраняют нейтралитет в политике. «Соцсети — это один из социальных институтов, они точно так же завязаны в общей политической ситуации, и нужна очень сильная личная позиция, как у Дурова, чтобы по возможности оставаться в нейтралитете и оставаться просто техническим сервисом, без человеческого фактора», — сказала она.

По ее словам, самый яркий пример влияния соцсетей на политику — приход к власти Трампа в США. «Было много разговоров, что Трамп пришёл к власти благодаря активной и мощной работе в соцсетях. Так как они являются ещё и влиятельными медиа, предлагая огромное количество инструментов: официальную рекламу, возможность площадок для высказываний и дискуссий, возможность демонстрации личных пристрастий на страницах пользователей; площадку для запуска слухов и прочее», — указала Полонская.

В свою очередь директор Регионального общественного центра интернет-технологий Сергей Гребенников добавил, что несмотря на значительное влияние со стороны соцсетей, пользователи сами должны фильтровать поток информации.

«Уровень цифровой грамотности зависит исключительно от самих пользователей, от того, насколько ответственно мы будем подходить к тому, что мы делаем в интернете и как мы это делаем. Ни один закон или правило не отменяют того, что пользователь должен критически относиться ко всему тому контенту, который ему встречается в сети. Никто, кроме нас как пользователей, по сути, за себя в Интернете не отвечает. Конечно, законодательство сегодня направлено на то, чтобы деструктивного и опасного контента в сети было меньше, — надеюсь, через какое-то время это приведет к тому, что запрещенного контента в принципе не будет, — в том числе и социальные сети, и другие платформы в интернете научатся такой контент блокировать, а лучше вообще не давать возможности такой контент размещать», — сказал он.

Политолог Алексей Мухин указал, что регулирование западных соцсетей в России необходимо. «Нужна очень строгая регламентация работы зарубежных соцсетей в РФ вплоть до информационного файервола. Это особенно актуально в преддверии выборов в Госдуму в 2021 году. Настаиваю, что проплаченные блогеры и иноагенты в России должны отчитываться перед нашей налоговой системой, что называется, по всей форме. Это самая чувствительная вещь в их работе — мы помним, какой визг поднялся, когда были введены юридические требования к иноагентам», — подчеркнул он.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".