Инвестиции в регионах
Ключевые решения недели в сфере региональной политики были связаны с решением актуальных задач социально-экономического развития. В ходе инвестиционных форумов в Сочи и Иркутске обсуждались перспективные меры для стимулирования администраций субъектов федерации к более эффективной самостоятельной работе по повышению доходной базы.
Привлечение инвестиций для создания новых производств, внедрения новых технологий и услуг рассматривается на федеральном уровне как важнейшее условие повышения уровня социально-экономического развития российских территорий. Одним из препятствий на пути реализации этого курса выступает недостаточная активность руководства регионов в процессе реализации конкретных мер, направленных на формирование благоприятной для бизнес-деятельности среды. Наиболее распространенным способом пополнения бюджетов вне зависимости от состояния экономики остается обращение за федеральными дотациями и субсидиями, а принятые на местах инвестиционные программы зачастую остаются лишь декларациями.
На форуме в Сочи Владимир Путин заявил о готовности федерального Центра финансово поощрять региональные администрации, которые окажутся наиболее успешными в деле наращивания инвестиционной активности. В дальнейшем, как ожидается, правительство России не будет снижать объем субсидий, выдаваемых дотационным регионам, которые смогли самостоятельно повысить свою привлекательность для инвесторов, а также будет поощрять те регионы, которые успешно привлекают вложения от бизнеса. Пока эта задача для региональных властей зачастую первостепенной не является: социальные обязательства, первостепенные для поддержания стабильности (особенно в предвыборный период) и находящиеся в сфере пристального внимания федерального Центра, исполняются, как правило, успешно, однако уровень инвестиций в большинстве случаев остался прежним по сравнению с докризисной ситуацией. На практике потенциальные инвесторы сталкиваются со значительными административными и иными «барьерами», что существенно снижает привлекательность даже «ресурсоемких» субъектов. Типичные препятствия на пути роста бизнес-активности связаны с работой таможенной и почтовой служб, неразвитостью транспортной инфраструктуры, сложностью прохождения визовых и административных процедур.
И президент, и премьер-министр неоднократно подчеркивали ответственность глав регионов за создание благоприятной бизнес-среды в субъектах федерации. Вероятно, в дальнейшем этот показатель будет иметь особое значение при оценке эффективности работы губернаторов на федеральном уровне. Также стоит отметить новые полномочия полпредов президента: в каждом федеральном округе действует институт инвестиционного уполномоченного, активное взаимодействие с которым станет важной частью работы представителей главы государства. Деятельность инвестиционных уполномоченных направлена на содействие в реализации частных инвестиционных проектов: новые должностные лица призваны стать своего рода посредниками при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти в регионах.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры