Статья
569 26 декабря 2008 1:25

Искусство возможного

Президент, как и обещал в послании Федеральному собранию, внес поправки в закон, изменяющие процедуру назначения губернаторов. Главная суть в том, что теперь в отборе кандидатов будет участвовать партия, получившая большинство в региональном парламенте. Именно ей теперь (в лице руководящего органа) принадлежит право, после проведения консультаций с президентом, предложить ему на выбор не менее трех кандидатур. В случае неудовольствия президента предусмотрено троекратное предложение кандидатур - три раза по три. Но выбирать придется только из них.

Оговорюсь сразу: мне лично кажется, что много проще и демократичнее прямые выборы губернаторов. Предпочтительнее на партийной основе. Прямая демократия, может, внешне "шумнее", непредсказуема, зато гибче и восприимчивее к запросам на перемены, в ней эффективнее обратная связь с электоратом. Такой порядок в России, как известно, существовал, но отменен после трагических событий в Беслане во имя укрепления вертикали власти. В своем практическом, "фирменном российском" воплощении в жизнь он был далек от совершенства, от классических демократических теорий. Видимо, память об этих "несовершенствах" столь прочно засела в головах правящей элиты, что она не готова вернуться в это прошлое. Да и с точки зрения политической тактики и реалий вряд ли такая реставрация была бы возможна при имеющихся раскладах на конец 2008 года.

Очевидно, в нынешних непростых экономических условиях, когда прогнозы относительно развития экономической и, как следствие, социальной обстановки в стране на ближайшее будущее отличаются разной степенью тревожности, президент предпочитает делать осторожные шаги в направлении диверсификации политических процессов в регионах столь огромной и по-всякому неоднородной страны.

Если рассматривать предложенный законопроект в контексте нынешней реальной ситуации, с учетом всех тактических возможностей задействованных политических сил, то основной акцент, судя по всему, делается на то, чтобы "запустить" механизм политической ответственности партий на региональном уровне, создав, так сказать, институт "двойной легитимации" губернаторской власти. В таком случае это действие - в развитие той же логики конструирования общественно-демократических институтов сверху, которая тоже заметна в упомянутом медведевском послании.

Сам по себе институт партии (вне зависимости от названия и степени доминирования в обществе) - неотъемлемый, обязательный институт всякого развитого демократического общества, назначаются ли губернаторы главой исполнительной власти (как в большинстве стран Старого Света), или избираются населением (как в США), - роли не играет. И всякая классическая партия призвана выполнять как минимум три важнейшие функции - идеологическую (то есть формулировать идеи, программы, лозунги и планы развития общества), электоральную (рекрутировать избирателей на поддержку этих идей посредством голосования) и кадровую (то есть взращивать политические, управленческие кадры, обеспечивать их ротацию). Можно спорить о том, сколь присущи все три эти функции в максимально эффективной форме правящей партии на федеральном уровне, однако ясно, что на уровне региональном они не могут вообще никак исполняться до тех пор, пока номинация будущего губернатора остается делом полпредов в федеральных округах. И вот теперь - не остается.

Хочется надеяться, что данная новация посодействует большей осмысленности и предметности партийно-политической борьбы в регионах (появляется стимул, сегодня ведь бороться на местах по сути не за что), а в условиях непростой экономической ситуации - и относительно большей (по сравнению с "сытыми годами") состязательности. Сегодняшний расклад - "Единая Россия" имеет большинство в 79 из 83 региональных заксобраний - выглядит, с точки зрения многопартийной демократии, довольно монотонно. Однако он может перестать быть таковым, когда для начала в одном-двух регионах будет осуществлен не столь однозначный выбор "правительства парламентского большинства". В среднесрочном плане практическое претворение в жизнь нового порядка назначения губернаторов может оказаться не столь уж однозначно простым, как кажется на первый взгляд. Борьба элит в России бывает куда драматичнее, нежели предвыборная агитация.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".