Статья
4968 30 апреля 2021 10:27

История вмешательства: как Запад пытался влиять на выборы в России

Тема вмешательства в выборы становится одной из ключевых в преддверии кампании в Госдуму. Российские власти обвиняют западных коллег в попытках повлиять на ход голосования и итоговые результаты. «Актуальные комментарии» разобрались, какие технологии вмешательства применялись во время предыдущих кампаний.

1993

В 1993 году в России произошли события, которые стали кульминацией конституционного кризиса, начавшегося годом ранее. В завершении этого насыщенного на политические события года, 12 декабря, состоялись первые в новейшей истории России выборы в Государственную думу.

21 сентября 1993 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», озвученный в телевизионном обращении к гражданам России. В Указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом /ВС/ Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов РФ. Указом на декабрь 1993 года были назначены выборы в первую Государственную думу.

После ельцинского выступления по телевидению Клинтон сделал официальное заявление о том, что он «полностью» поддерживает президента России: «При демократии [сам] народ должен принимать окончательные решения по вопросам, находящимся в центре политических и социальных дебатов. Президент Ельцин сделал свой выбор, и я его поддерживаю полностью».

По словам Клинтона, он «почти со вздохом облегчения» воспринял обещание Ельцина провести в декабре новые «свободные и справедливые» выборы «во имя демократии» и «обеспечить мир, стабильность и открытый политический процесс». Байден, который на тот момент был лидером демократов в Сенате, назвал Ельцина «единственной лошадью, на которой можно ехать».

26 октября 1993 года конгрессмен-республиканец от штата Нью-Йорк Джеральд Соломон направил официальное обращение Клинтону, в котором прогнозировал, что предстоящие выборы в России «приведут к образованию первого действительно представительного парламента в истории России». Далее следовал призыв объявить предстоящие выборы одним из «основных приоритетов внешней политики США» и предоставить «как можно больше помощи демократическим кандидатам в России».

Дело, действительно, не ограничилось одними лишь комментариями из уст первых лиц американской политики. В специальном докладе Счетной Палаты США для Комитета Палаты представителей по иностранным делам, представленном в феврале 1996 года, отмечается, что с 1992 по 1994 год было выделено $64,2 млн на программы поддержки демократического развития в России. Существенная часть этих денег шла на разработку российского электорального законодательства и поддержку отдельных политических партий. Основными исполнителями выступали две американские структуры — Национальный демократический институт по международным вопросам* (National Democratic Institute for International Affairs — NDI) и Международный республиканский институт** (International Republican Institute — IRI).

Бывший посол США в России Майкл Макфол, работавший в те годы в московском Центре Карнеги, пишет, что в 1992 году Национальный демократический институт провел серию рабочих встреч по развитию электоральной и партийной системы России с авторами существовавших на тот момент проектов электорального законодательства. В этих мероприятиях, например, участвовали будущий помощник президента Ельцина Георгий Сатаров и будущий заместитель председателя Комиссии законодательных предположений при Президенте РФ, один из основателей партии «Яблоко» Виктор Шейнис.

Американский дипломат Сара Мендельсон, работавшая в 1990-х годах в московском офисе NDI вспоминает, что британские структуры тесно сотрудничали с политическим движением «Выбор России». Национальный демократический институт по международным вопросам работал с «Выбором России» и партией «Яблоко». В программах NDI и IRI также участвовала «Партия российского единства и согласия». Проекты сотрудничества включали в себя разработку электоральных стратегий, проведение опросов и фокус-групп, подготовку политической рекламы.

1996

В 1996 году в России выбирали главу государства. Американское влияние заключалось в том, что США направили в РФ своих политтехнологов, которые контролировали ход кампании.

В преддверии выборов российского президента 1996 года администрация Клинтона заблаговременно направила в РФ американского политтехнолога Майкла Капуто, чтобы добиться переизбрания Ельцина. Об этом сам Капуто рассказал в интервью телеканалу Fox News в 2017 году. В 1995-м политтехнолог стал советником Ельцина. В этот же период он работал на Агентство США по международному развитию (USAID) — организацию, которая действовала в России с 1992 по 2012 год и пыталась влиять на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества.

По словам Капуто, все ведущие российские оппозиционные партии были обеспокоены его деятельностью. «Они говорили, что я должен перестать вмешиваться в выборы», — сказал Капуто в эфире Fox News.

До работы в администрации Ельцина Капуто занимал должность советника президента США Рейгана, а также консультировал в ходе предвыборной кампании его преемника Джорджа Буша-старшего.

Сотрудник газеты The New York Times и бывший корреспондент московского отделения издания Скотт Шейн в 2018 году опубликовал статью, в которой сообщил, что спецслужбы США с момента основания Центрального разведывательного управления (ЦРУ) после Второй мировой войны проводили тайные операции, направленные на вмешательство в политические процессы и выборы в зарубежных странах. В ход шли такие средства, как «чемоданы с деньгами, пропагандистская литература, наглядная агитация и физическое устранение неугодных». В статье приводятся данные о роли США в российских выборах президента 1996 года.

«Американская администрация боялась, что Ельцин может проиграть Зюганову на выборах 1996 года, в связи с чем Клинтон распорядился провести спецоперацию, чтобы оказать Ельцину поддержку. США добились того, чтобы Международный валютный фонд предоставил России кредит в размере $10 млрд долларов всего за четыре месяца до дня выборов», — говорится в статье Шейна.

Помимо этого, США отправили в Россию команду политтехнологов, чтобы консультировать Ельцина.

«В последние несколько десятилетий наиболее заметным признаком присутствия США в политике иностранных государств были финансируемые за счет налогоплательщиков группы, такие как Национальный фонд поддержки демократии***, Национальный демократический институт и Международный республиканский институт, которые не поддерживают конкретных кандидатов, но помогают создавать демократические институты, готовить наблюдателей на выборах и учить тому, как нужно проводить предвыборные кампании», — добавил автор статьи.

Отдельно стоит отметить, что, как отмечает Сара Мендельсон, посольство США в России рекомендовало USAID воздержаться от поддержки от инициатив по наблюдению за ходом выборов. По ее словам, неофициально признавалось, что наблюдатели могут вскрыть нарушения в пользу Ельцина.

1999

В 1999 году проходили выборы в Государственную думу третьего созыва. США пытались повлиять на исход выборов через программы Национального фонда демократии, направленные на финансирование информационного сопровождения выборов и тренинги для отдельных партий и кандидатов.

За год до парламентских выборов Национальный фонд демократии выделил Национальному демократическому институту по международным вопросам $137,837 на развитие организационной структуры партий «Яблоко», «Наш дом Россия» и «Демократический выбор России». Непосредственно в 1999 году Фонд финансировал «распространение информации в региональных газетах во время выборов в Думу». Кроме того, по линии Фонда были выделены ресурсы Международному республиканскому институту на тренинги сотрудников избирательных штабов и наблюдателей, а также подготовку не менее 40 женщин-кандидатов для участия в электоральной кампании.

2000

В 2000 году в России в связи с заявлением Ельцина об уходе в отставку состоялись досрочные выборы президента. Основным инструментом влияния со стороны США в этот период стали попытки дискредитации имиджа Путина за счет публикаций в СМИ и медийной активности подконтрольным Западу НКО.

В отчете за 2000-й год Национального фонда демократии прямо говорится, что усилия грантополучателей Фонда были направлены против консолидации власти Владимиром Путиным. США выделяли деньги на распространение нужной им информации о ходе президентской кампании в региональной прессе, с акцентом на оценке выборов «известными журналистами, политиками и экономистами».

Информационные атаки предпринимались «Радио Свобода»****, открыто финансируемом Конгрессом США, военно-историческом обществом «Мемориал»****, финансируемом рядом зарубежных правозащитных организаций и дипломатических ведомств, и «Новой Газетой», аффилированной с фондом «Открытое общество»***** Джорджа Сороса.

Как отмечает доктор политических наук Андрей Манойло, в ходе президентской кампании США также активно применяли метод так называемой «народной дипломатии». Его смысл заключался в оказании непосредственного влияния на электорат за счет создания психологически доверительного восприятия американских дипломатических работников у граждан России. Американские дипломатические работники пытались наладить неформальное и непосредственное общение с населением. С этой целью они посещали значимые культурные, спортивные и экономические события в регионах, проводили встречи как с простыми людьми, так и с представителями региональных экономических, финансовых и промышленных элит.

После победы на президентских выборах Путин взял курс на укрепление позиций России на международной арене и синхронизацию политической власти внутри страны. В июне 2000 года президент утвердил новую Концепцию внешней политики РФ, основным тезисом которой стало «сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала».

Путин также последовательно укреплял отношения с Китаем: 16 июля 2001 года РФ и КНР подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который наметил долговременный план перспективного развития двусторонних отношений в XXI веке.

Запад остро воспринял активное возвращение России в мировую политику, включая укрепление российско-китайских отношений. Не менее негативно западными странами воспринимались реформы Путина, направленные на усиление центральной власти и внутреннего единства страны.

Приход Путина к власти стал переломным моментом в отношениях России с другими государствами. Это не могло не отразиться и на пересмотре подходов стран Запада к попыткам вмешательства в электоральные процессы в РФ.

2003

Выборы в Госдуму IV созыва состоялись 7 декабря 2003 года, они стали первой федеральной кампанией, проходившей при Путине. На выборах было зарегистрировано 1 200 наблюдателей от 49 стран и 105 международных организаций. Из них более 500 — от ПАСЕ и ОБСЕ.

Наблюдатели ОБСЕ оценили выборы как «свободные, но несправедливые». Представитель делегации ОБСЕ Брюс Джордж отметил, что «не были соблюдены множество обязательств перед ОБСЕ и Советом Европы, а также многие стандарты демократических и свободных выборов». Кроме этого, отмечалась проблема при соблюдении тайны голосования и «перекос на государственном телевидении в пользу одной партии».

США напрямую финансировали попытки повлиять на ход электоральной кампании, ее оценку и итоги. В 2003 году Ассоциация «Голос»*****  получала финансирование от Национального фонда демократии на подготовку наблюдателей и публикацию отчетов о нарушениях на выборах, включая итоговый доклад об итогах голосования. Отдельные ресурсы Фонда были выделены Национальному демократическому институту по международным вопросам для организации семинаров и тренингов для отдельных политических партий и поддержки инициатив «Голоса». Показательно, что в ежегодном отчете Национального фонда демократии за 2003 год раздел о России проиллюстрирован распространявшимися «Голосом» в ходе избирательной кампании плакатами с лозунгами «Вчера мы голосовать не хотели, сегодня нам голосовать не дают» и «Потому что у них нет голоса, у тебя он есть!»

Примечательно, что в IV созыве Госдумы было немало депутатов с двойным гражданством, в частности, Николай Борцов, член фракции «Единая Россия» (гражданство Великобритании), Александр Кравец от КПРФ (Черногория), Леонид Симановский от «Единой России» (гражданство Израиля), Айрат Хайруллин от «Единой России» (Испания).

2004

В 2004 году в РФ состоялись очередные президентские выборы. Вмешательство западных государств заключалось в оценках итогов голосования международными наблюдателями, которые пытались подвергнуть сомнению легитимность процедуры.

Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), по итогам выборов заявили о «злоупотреблении государственными ресурсами, предвзятости в государственных СМИ и случаях вброса бюллетеней в день выборов», а также о том, что на выборах «отсутствовали элементы подлинно демократического соревнования».

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в отчете об итогах выборов дало «рекомендации» по реформированию российской избирательной системы. В частности, предлагалось «предпринять широкомасштабный пересмотр избирательного законодательства с целью разъяснения и упрощения сложных положений для облегчения понимания рядовыми гражданами законоположений, касающихся выборов, а также организовать информационно-просветительскую программу для избирателей и провести обучение лиц, ответственных за организацию и проведение выборов».

Кроме этого, по мнению представителей ОБСЕ, российское избирательное законодательство должно было быть «пересмотрено с целью обеспечения независимости избирательных комиссий от органов исполнительной власти. За счет принятия поправок к законодательству или инструкций ЦИК России, необходимо установить однозначные правила, регулирующие присутствие представителей органов государственной власти и местного самоуправления на избирательных участках, и определить их роль в ходе предвыборной кампании и в отношении структур, ответственных за организацию и проведение выборов».

В докладе также критиковался отказ Путина от участия в дебатах. По мнению автор документа, «это привело к возникновению дефицита демократии в рамках избирательной компании, поскольку остальные кандидаты были лишены возможности задавать вопросы действующему президенту и комментировать его деятельность, что было усугублено общим отсутствием подобных критичных вопросов в материалах ведущих СМИ».

2008

В 2008 году проходили выборы президента России. В тот период к информационной кампании по влиянию на результаты голосования подключились так называемые рейтинговые агентства, аффилированные с различными политическими и околонаучными политологическими кругами в США.

Аналитический центр Freedom House в 2004-2008 годах последовательно понижал позиции России в индексах свободы и восприятия коррупции.

Впервые Россия попала в доклад Freedom in the World, составленный по итогам 1991 года. Тогда ей была присвоена оценка «частично свободная». В 2004 году РФ переместилась в группу «несвободных» стран. В докладах по итогам 2001 и 2002 годов на «уровень свободы» в стране влияла война в Чечне и кампания по борьбе с оппозиционными СМИ. В 2003 году критиковался арест Михаила Ходорковского, а также тот факт, что бывшие военные и офицеры спецслужб заняли 25% ключевых государственных должностей.

В 2004 году организация Freedom House обвиняла Кремль в уничтожении влиятельных оппозиционных партий и использовании трагедии в Беслане для отмены выборов глав субъектов. В 2005 году критике подверглось давление на оппозицию и преследование бизнесменов по политическим мотивам. Кроме этого, отмечались действия российского правительства, направленные на борьбу с «оранжевыми революциями» в бывших советских республиках. В докладе по итогам 2006 года говорилось о преследовании неправительственных организаций, ужесточении избирательного законодательства, росте ксенофобских настроений и притеснении грузин. Особо упоминалось убийство журналистки Анны Политковской. В 2007 было отмечено, что «Россия использует запасы нефти и газа для поощрения политически дружественных стран с авторитарными режимами, одновременно оказывая давление на те государства, которые не желают кланяться Кремлю».

Представители ОБСЕ и ПАСЕ в 2008 году и вовсе отказались осуществлять наблюдение за ходом президентских выборов.

2011

В 2011 году состоялись выборы в Госдуму. Кампанию по вмешательству западные страны готовили заранее. В течение нескольких лет до выборов правительство США финансировало программу «развития демократии в РФ». Еще одним инструментом влияния стали проекты Навального «РосПил» и «РосЯма».

В период с 2009 по 2012 год американское правительство потратило «на развитие демократии в России» свыше $200 млн. Большая часть этих финансовых ресурсов была направлена на формирование и поддержку активистов и информационных ресурсов в России: Ассоциации «Голос», движения «Солидарность», телеканала «Дождь», движения «Оборона», фонда «Образ будущего».

По данным Агентства США по международному развитию (USAID), финансовая помощь на поддержку демократии, выделяемая России по линии Госдепа и USAID, в 2011 году составила $37,3 млн. Эти средства шли на выделение грантов некоммерческим организациям, занимающимся защитой прав человека, и продвижение политических реформ. Кроме этого, оказывалась поддержка независимым СМИ и группам, занимающимся антикоррупционным контролем и наблюдением за выборами. В число партнерских организаций в РФ входили Ассоциация «Голос», Институт экономической политики имени Гайдара, Московская Хельсинкская группа и Горбачев-фонд.

В период с 2009 по 2012 год в Facebook и «ВКонтакте» стали появляться группы, открыто призывающие к протестам и митингам. Кроме этого, в 2011 году Навальный организовал проекты «РосПил» и «РосЯма», ставшие платформой политической активизации потенциально оппозиционно настроенных граждан через апелляцию к бытовым проблемам и недовольству местными властями.

Международные наблюдатели ОБСЕ и ПАСЕ раскритиковали ход парламентских выборов в России 2011 года. По их словам, во время голосования основные процедуры соблюдались, «однако качество процесса заметно ухудшилось во время подсчета голосов». По их мнению, голосование «охарактеризовалось частыми процедурными нарушениями и явными манипуляциями, включая несколько серьезных случаев вброса бюллетеней».

В официальном заявлении наблюдателей отмечалось, что «итоговые протоколы не были публично отражены на более чем трети избирательных участков, на которых велось наблюдение».

2012

В 2012-м в РФ прошли выборы главы государства. В этот период продолжилась информационная кампания по дискредитации итогов голосования, которая началась в рамках парламентских выборов годом ранее.

В частности, ассоциация «Голос», аффилированная c Агентством США по международному развитию, содействовала формированию негативного информационного фона за счет публикации информации о нарушениях на выборах, а организация «РосВыборы» дискредитировала предстоящие президентские выборы посредством сопоставления их в сознании избирателей с только что прошедшими парламентскими выборами и формирования негативных установок.

После подсчета голосов Госдепартамент США опубликовал заявление, в котором поздравил граждан России с завершением президентских выборов, однако выразил обеспокоенность сообщениями о зафиксированных на них нарушениях и призвал Россию провести независимое расследование этих фактов. Более того, в официальном сообщении не было упоминания имени Путина, а также поздравлений в его адрес. Белый дом, в свою очередь, от комментариев результатов голосования отказался.

Американские СМИ проводили активную кампанию по дискредитации итогов выборов 2012 года. The New York Times опубликовала статью под заголовком «Путин сталкивается с проблемой легитимности после выборов». В статье утверждалось, что реальной конкуренции на выборах не было, и Путин одержал победу якобы только благодаря «щедрым государственным расходам на избирательную кампанию».

К антироссийской кампании присоединились и некоторые европейские лидеры. По словам бывшего министра иностранных дел Хорватии Тонино Пицулы, возглавлявшего группу наблюдателей, в России на выборах «не было конкуренции, а злоупотребление государственными ресурсами дало гарантию победы Путина».

Еще одним инструментом американского вмешательства в российские выборы стала фигура Навального. В 2011 году под его руководством был создан Фонд борьбы с коррупцией, основной задачей которого с самого начала была дискредитация российской власти. В 2019 году ФБК был признан иностранным агентом.

2016

В 2016 году состоялись выборы в Госдуму VII созыва. В этот электоральный цикл основным методом вмешательства в ход кампании стало искусственное нагнетание информации о якобы имевшем место большом количестве нарушений.

Одним из основных исполнителей западного проекта по дискредитации парламентских выборов выступила Ассоциация «Голос». В заявлениях организации постоянно сообщалось о большом количестве нарушений. «Голос» утверждал, что «институциональных изменений для системного предотвращения злоупотребления административным ресурсом не произошло». По словам представителей ассоциации, число фальсификаций по сравнению с 2011 годом уменьшилось, но фиксировались вбросы бюллетеней, «круизные голосования», а также нарушения, связанные с давлением начальства на избирателей.

Кроме этого, «Голос» акцентировал внимание на дискриминационном характере процедуры сбора подписей и на наличии в списках так называемых «паровозов» — занимающих выборные должности лиц, не собирающихся становиться депутатами.

Также утверждалось, что результаты «были предопределены законодательными условиями, решениями и действиями, принятыми действующими властями и избирательными комиссиями, на стадии выдвижения и регистрации кандидатов, а также во время предвыборной агитации». Оценивая в целом избирательную кампанию, «Голос» заявил, что выборы «далеки от того, чтобы называться по-настоящему свободными и справедливыми».

Еще одним методом вмешательства стали «санкционные списки». С их помощью американская администрация рассчитывала воздействовать на общественное мнение о политической элите в России.

Персональным атакам подвергался и действовавший президент. За счет информационных кампаний, направленных на личную дискредитацию главы государства и его окружения, внешние игроки пытались оказать негативное влияние на имидж российской власти как таковой. На это был направлен, в частности, документальный фильм Навального «Он вам не Димон».

2018

В 2018 году в РФ проходили выборы президента. В фокусе внимания стран Запада были попытки повлиять на общественное мнение за счет социологических исследований, финансируемых администрацией США, а также путем продвижения фигуры Навального.

В преддверии президентских выборов 2018 года представители американской администрации начали проводить соцопросы среди граждан РФ, чтобы выявить слабые места и протестный потенциал как на федеральном уровне, так и в российских регионах. Эти опросы заказывались еще в 2014-2015 годах по линии Министерства обороны США, говорится в ежегодном докладе временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.

По данным российского МИД, сотрудники посольства США, в нарушение Венской конвенции, предпринимали поездки по регионам для проведения опросов населения об отношении к губернатору и к федеральному центру. Также представители американского посольства интересовались восприятием граждан РФ социально-экономической ситуации и последствий экономических санкций. Вызывающий характер этих действий даже вынудил МИД РФ выступить с требованием к американским дипломатам разорвать служебные отношения с уличенными в этом сотрудниками.

На деньги Соединенных Шатов социологические исследования проводились также «Левада-центром»****.

Кроме этого, на стадии выдвижения кандидатов в президенты России Вашингтон и его европейские партнеры вкладывали ресурсы в продвижение Навального, на которого была сделана ставка в усилиях по дискредитации российской власти. США, безусловно, изначально понимали, что ЦИК России не сможет зарегистрировать Навального как кандидата в президенты из-за наличия у него судимости. Несмотря на это делался упор на следующий тезис: «без регистрации и участия Навального президентские выборы в России будут нелегитимными и неконкурентными».

В ходе электоральной кампании 2018 года предпринимались попытки прямого давления на ЦИК РФ. Так, в декабре 2017 года представитель Госдепартамента США Клэй Ноэл заявил, что отказ в регистрации Навальному в качестве кандидата в президенты «указывает, что российское правительство не смогло защитить пространство в России для осуществления прав человека и реализации основных свобод».

В свою очередь, во внешнеполитической службе Евросоюза в том же году заявили, что решение ЦИК России об отказе Навальному в регистрации «вызывает серьезные сомнения в политическом плюрализме в России и перспективах демократических выборов в следующем году».

В этой же информационной кампании участвовали западные СМИ: Voice of America («Голос Америки»)****, Radio Free Europe («Радио Свобода»)****, новостная служба «Би-би-си», Deutsche Welle, France Médias Monde, «Медуза»****. Все они финансируются из бюджета стран-членов НАТО.

Около 20% всех публикаций зарубежных СМИ были направлены на пропаганду отказа от участия в выборах. За счет этого страны Запада пытались снизить явку, чтобы сорвать выборы или как минимум получить повод для попыток их делигитимации.

Внутри страны в качестве одного из основных исполнителей на этом треке ожидаемо была привлечена Ассоциация «Голос». Организация активно поддерживала бойкот президентских выборов. В материалах «Голоса» разъяснялось право граждан не участвовать в выборах, а его эксперты навязывали гражданам России такой бойкот как наиболее верную электоральную стратегию.

Не менее управляемых характер имели в западных СМИ и публикации о кандидатах. В то время как упоминания Путина носили преимущественно негативный характер, Навальный позиционировался как единственный реальный кандидат на президентский пост в России, а все публикации о нем были в позитивном ключе.

Свою роль в подрыве доверия к российской электоральной системе также должно было сыграть поощряемое извне внутреннее «независимое наблюдение» и использование оценок внешних наблюдателей (иностранных дипломатов, журналистов, официальных международных наблюдателей, настроенных на антироссийский лад).

2021

Осенью 2021 года в России состоятся выборы в Госдуму. Работу по мониторингу возможного вмешательства из-за рубежа уже начали профильные комиссии Государственной думы и Совета Федерации.

Предварительная работа по подготовке почвы для попыток вмешательства в выборы 2021 года началась заранее. Уже сейчас западные официальные лица активно поддерживают политическую деятельность иностранных агентов, пытаются дискредитировать выборы и их легитимность, развивают дополнительную инфраструктуру для вмешательства.

Ассоциация «Голос» традиционно удерживает пальму первенства в создании повод для атак на российские электоральные процессы. 22 марта Член Совета движения «Голос» Андрей Бузин заявил, что «изъяны наших выборов лежат и в области законодательства, и в области организации, и в процедурах регистрации кандидатов, и на стадии агитационной кампании. Сейчас это — безнадежно больной институт, нежизнеспособный уродец, совсем не тот, который описан нашей Конституцией и международными избирательными стандартами». Уверенность в фальсификациях на предстоящих выборах высказывал «Голос Америки». В кампании по дискредитации голосовании также успела засветиться «Медуза», где прозвучала следующая оценка: «у нас установилась демократия пней и багажников, в связи с чем масштабы фальсификации становятся слабо предсказуемыми и очень широкими».

Параллельно с этим ведется работа по вовлечению все большего количества западных политиков во вмешательство во внутренние дела России. В марте было объявлено о создании чешскими парламентариями общественной платформы «Друзья свободной России» для поддержки оппозиции. Инициатива уже получила отклик на уровне Европарламента.

Наращивается прямое финансирование лояльных западу структур на территории России. В 2020 году признанный нежелательным в РФ американский Национальный фонд в поддержку демократии выделил на гранты в РФ более $10 млн. В этом году Госдеп запустил программу подготовки молодых лидеров в 4 странах, включая Россию. Заключительная часть проекта — ориентация участников на «сотрудничество с местными НКО» после возвращения в Россию для реализации на практике полученного опыта и вовлечения других граждан в работу организаций. Выделяют финансирование и европейцы. В феврале 2021 года норвежский Фонд Фритта Орда выделил грузинской НПО Civil and Media Initiatives 1,7 млн рублей на продвижение «независимой» журналистики в российских регионах. Получившую грант НПО возглавляет Юлия Счастливцева — выпускница московского проекта нежелательной в РФ Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы.

Предпринимаются попытки увязать внешнее санкционное давления с исходом предстоящих выборов. Так 1 марта Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис заявил: «Если мы настроены серьезно, реализация проекта "Северный поток — 2" должна быть отложена, по крайней мере, до окончания выборов в Государственную думу, которые продут этой осенью <...> Итак, следуя духу диалога, давайте дадим Путину ещё один шанс. Шанс доказать, что Россия способна провести действительно свободные выборы с реальным участием настоящей оппозиции, чьи фамилии будут не в списке заключённых, а в избирательных бюллетенях».

По словам председателя Комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василия Пискарева, одним из примеров вмешательства в предстоящие выборы являются попытки продвижения так называемого «умного голосования». Пискарёв отмечал, что «реклама „умного голосования“ во время прошлых избирательных кампаний не раз появлялась в иностранных СМИ и соцсетях, в том числе, в „день тишины“, когда любая агитация запрещена по закону». «За технологией „умного голосования“ стоят внешние силы и их иностранные агенты, работающие на территории нашей страны», — сообщал Пискарев. Он также отмечал, что в распоряжении депутатов «есть десятки методичек и инструкций американских политтехнологов и НПО по влиянию на избирательные компании в России для продвижения агентов влияния на выборные должности, есть видеоматериалы тренингов и вебинаров по этой же теме».

В Совете Федерации обращают внимание на «зарубежные попытки вовлечь молодежь в противоправную деятельность в период подготовки и проведения выборов в Госдуму». Об этом говорил председатель Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов. Он также отмечал, что «на эти цели США и их партнеры выделяют значительные финансовые средства. По линии признанного нежелательным в РФ американского Национального фонда в поддержку демократии в 2020 году на гранты, прямо касающиеся российской молодежи, было выделено порядка $700 000. Эти деньги идут на поддержку политических акций, организацию тренингов для активистов и создание между ними устойчивых сетевых связей».

* Национальный демократический институт по международным вопросам признан нежелательной организацией  на территории России.

** Международный республиканский институт признан нежелательной организацией  на территории России.

*** Национальный фонд поддержки демократии признан нежелательной организацией  на территории России.

**** «Радио Свобода», «Мемориал» (организация ликвидирована), «Левада-центр», «Голос Америки», «Медуза» признаны иностранными агентами.

***** Фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса признан нежелательной организацией  на территории России.

****** Ассоциация «Голос» признана иностранным агентом, работающим от имени норвежской Den Norske Helsingforskomite.


18 апреля 2024 Новости  ЕДГ-2024: эксперты о политической конфигурации Текущая предвыборная кампания в преддверии единого дня голосования, который пройдет 8 сентября, станет «прологом думской кампании» 2026 года, отмечают политологи, принявшие участие в круглом столе, организованном ЭИСИ 18 апреля. По словам экспертов, практически все губернаторы, которые в этом году будут участвовать в выборах глав регионов, получат поддержку президента и пойдут на второй срок. 18 апреля 2024 Новости  Риск экстремизма: эксперты о предвыборной гонке в США Трамп пытается подорвать доверие к избирательному процессу в США, заявляя о массовых нарушениях, связанных с голосованием мигрантов, обращают внимание американские эксперты. Также аналитики указывают на серьезный риск роста экстремизма и насилия во время президентской кампании. «Актуальные комментарии» подготовили обзор статей и докладов на тему президентских выборов в США, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 19 апреля 2024 Анонс  Парламентские выборы в Индии С 19 апреля по 1 июня в Индии пройдут парламентские выборы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".