Статья
906 7 января 2011 14:26

История российского предпри- нимательства

Эволюция делового мира России с момента возникновения государства у восточных славян в IX в. до возрождения деловой активности в условиях НЭПа в 20-х годах XX в.

Комментарии экспертов

Придуманный Чуковским «канцелярит» уже скоро как век остается неисчерпаемой темой для упражнений в остроумии. Но сам язык стоит подобный неприступному бастиону, лишь изредка содрогаясь, когда дело доходит до актуальных моменту пояснительных записок на сайте Президента РФ. Сродни «канцеляриту» и современный российский академический слог.

Одному Богу известно, почему российские академические круги так привязаны к своему архаичному наречию, важнейшим свойством которого является способность превратить в тошнотворно-нечитаемый любой, даже самый интересный текст. Механизм ли это охранения знания от злонамеренных, но неспособных к концентрации внимания людей или своего рода культурный сувенир из советского прошлого?

Книга Александра Алексеевича Бессолицина «История российского предпринимательства» — учебник. Это единственное оправдание, которое можно привести в защиту в общем хорошей, но бессовестно загубленной академическим бубнежом книги. Конечно, не сказать, что автор проделал титаническую работу, развивая собственную теорию российского предпринимательства.

Нет ничего прорывного ни в признании того факта, что религиозный (например, становление крупных промышленных семей девятнадцатого века из среды старообрядцев) фактор был существенен для ведения дел сначала на Руси, а потом и в России. Ни в приведенной Бессолициным периодизации и т.д. и т.п. Но и те редкие моменты, когда отвлекаясь, автор рассказывает о значении Петербургской премии памяти Людвига Нобеля, с которой будет «списана» классическая Нобелевская премия или о работе Георгия Гинса, члена правительства адмирала Колчака, а потом и преподавателя в Беркли, эти познавательные и способные освежить книгу "истоии" оказываются затоплены тиной дополнительных общеизвестных аксиом и штапмов, которые обязаны быть в любом отечественном учебнике.

Тем не менее, несмотря на удивительное стремление российской профессуры не писать интересные книги, «История российского предпринимательства» заслуживает того, чтобы подержать её в руках, хотя бы ради тех не очень частых моментов, когда автор забывает о том, что он — российский преподаватель и находит в себе настоящего неравнодушного к своему предмету человека.

А. А. Бессолицын, «История российского предпринимательства», М.: Маркет ДС, 2010 — 280 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".