Статья
1815 20 октября 2016 21:02

Итоги Берлина

19 октября после годичного перерыва в Берлине прошла встреча «нормандской четверки».

Как и год назад в Париже, лидеры России, Германии, Франции и Украины по итогам саммита не подписали никакого документа. Это было сделано, чтобы избежать риска интерпретации результатов встречи сторонами конфликта как заменяющих тексты Минских соглашений. К тому же в «нормандском формате» не представлен один из участников конфликта – республики Донбасса. А следовательно, «четверка» могла обсуждать только способы и сроки выполнения тех обязательств, которые были ранее зафиксированы в документах, подписанных с участием представителей ДНР-ЛНР.

Берлинские договоренности можно свести к пяти ключевым пунктам.

Во-первых, все участники саммита без исключения подтвердили безальтернативность Минских соглашений и свою приверженность их реализации.

Это означает, что стороны в очередной раз заявили о своей готовности выполнять свои обязательства, описанные в четырех базовых документах: в Минском протоколе от 5 сентября 2014 года («Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина»); в Меморандуме об исполнении положений Протокола от 19 сентября 2014 года; в Комплексе мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года и в Декларации Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года.

Указанные документы содержат как сами обязательства, так и порядок их выполнения. Как было сказано выше, никаких новых документов, которые изменяли бы порядок выполнения Минских соглашения, на чем пыталась настаивать украинская сторона, подписано не было.

Во-вторых, лидеры «четверки» договорились о составлении «дорожной карты» по имплементации Минских соглашений.

«Дорожная карта» представляет собой пошаговый план реализации уже существующих договоренностей, в котором детально будут расписаны порядок и сроки их выполнения. В соответствии с Минскими соглашениями в этом плане должны быть учтены как пункты по безопасности (отвод войск, контроль за тяжелыми вооружениями), так и политические пункты (особый статус, закон о выборах, амнистия, собственно, проведение самих выборов), при этом в той очередности, в которой они определены в Комплексе мер от 12 февраля 2015 года. Таким образом, в «дорожной карте» останется неизменным, что Украина получит контроль над границей в конце процесса политического урегулирования (то есть после изменения законодательства и проведения выборов на неподконтрольных территориях), а не в его начале или в середине, чего пытается добиться Порошенко.

Сейчас работой по составлению и согласованию «карты» занимаются профильные помощники глав «четверки». На начальном этапе каждая из сторон должна подготовить свою версию и разослать ее остальным партнерам. Россия уже предоставила свой проект плана. Германия и Франция находятся в процессе формулирования своих предложений. Подготовит свою «карту» и Украина. Из этих проектов в ходе переговоров будет написана итоговая «дорожная карта».

Однако, учитывая тот факт, что Порошенко не оставляет попыток изменить порядок выполнения Минских соглашений, можно прогнозировать, что формирование единой «дорожной карты» может сильно затянуться и даже выйти далеко за пределы оговоренных сроков. Более того, украинская сторона, скорее всего, будет сознательно затягивать подготовку документа, чтобы не принимать на себя конкретных обязательств по выполнению политической части Минских соглашений, как она это делала и раньше.

В-третьих, Россия, Германия и Франция выступили за то, чтобы в «дорожной карте» были учтены так называемая формула Штайнмайера и договоренности саммита «нормандской четверки» в Париже 2 октября 2015 года.

В соответствии с «формулой Штайнмайера», закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей вводится в действие на временной основе в день проведения выборов по украинскому законодательству в ДНР и ЛНР, а на постоянной основе – после опубликования отчета ОБСЕ об их итогах.

На парижском саммите было принято решение о последовательном выполнении четырех шагов в рамках имплементации Минских соглашений – двух в сфере безопасности и двух в политической сфере. При этом за каждым шагом в сфере безопасности должен был последовать политический шаг. Первый шаг – отведение войск в Донбассе вдоль всей линии соприкосновения, второй - принятие Украиной поправки в Конституцию об особом статусе, третий – введение круглосуточного контроля ОБСЕ за тяжелой техникой, четвертый – проведение амнистии.

Для Киева эти требования означают необходимость совершения определенных шагов в законодательной сфере. Украине придется внести поправки в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», завершить конституционную реформу, наделяющую Донбасс особым статусом, а также ввести в силу закон, запрещающий преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, до проведения местных выборов в ДНР и ЛНР.

В-четвертых, «четверка» не поддержала предложение о введении вооруженной миссии ОБСЕ, на котором настаивала Украина.

Участники саммита договорились предпринять меры по расширению миссии ОБСЕ на линии соприкосновения (соответственно об усилении мониторинга наблюдателями соглашения о прекращении огня и соглашения о разведении сил и средств вдоль линии соприкосновения), а также в местах хранения тяжелой техники. Согласно этой договоренности, усиленный контингент СММ ОБСЕ, при необходимости вооруженный легким оружием, может занять образовавшуюся после разведения сторон зону безопасности, а также в постоянном режиме контролировать пункты, где стороны конфликта сосредоточат свою тяжелую технику. Именно с этой позицией согласилась Россия.

Предложение украинской стороны ввести на неподконтрольную Киеву территорию Донбасса вооруженную миссию ОБСЕ, которая обладала бы полным доступом ко всей зоне конфликта, в том числе к участку российско-украинской границы, было названо канцлером Германии Ангелой Меркель «несвоевременным». По ее словам, о такой миссии можно будет начать разговор, «когда будет существовать закон о выборах, и процесс местных выборов будут готовить».

В-пятых, стороны договорились о выполнении и расширении рамочного соглашения о разведении сил и средств в Донбассе от 21 сентября 2016 года.

В соответствии с соглашением, Украина и республики должны были отвести войска в районе трех населенных пунктов – Золотого, Петровского и Станицы Луганской. В настоящий момент эта работа не завершена в Станице Луганской. «Четверка» договорилась о том, что отвод войск должен быть доведен до конца в этом месте. Кроме того, стороны решили расширить этот процесс и договориться о новых пунктах для разведения в рамках Контактной группы. В ходе переговоров президент Порошенко поднял тему Дебальцево, однако президент Путин выразил несогласие с позицией украинского лидера, настояв на сохранении статус-кво. В этом его поддержали Меркель и Олланд.

За пределами повестки берлинского саммита остался один ключевой вопрос – о продлении Минских соглашений на 2017 год. Многое будет зависеть от того, как пойдет работа по согласованию «дорожной карты». Прогресс в составлении этого документа, а также продолжение разведения сторон вдоль линии соприкосновений определят повестку процесса мирного урегулирования на следующий год. В возможностях Украины затягивать обсуждение «дорожной карты» настолько, чтобы исключить достижение компромисса в текущем году, однако в возможностях Германии и Франции содействовать ускорению этих консультаций, найдя для Киева подходящие аргументы.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции   
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".