Статья
2243 20 сентября 2016 11:32

Итоги парламентских выборов-2016

Выборы депутатов Государственной Думы VII созыва целесообразно оценивать прежде всего с точки зрения экспликации тех целей и задач, которые ставили перед собой прямые и косвенные участники избирательного процесса, а также результатов, которых они смогли достичь по итогам голосования 18 сентября. Такой подход помогает избежать злоупотребления некоторыми пропагандистскими клише, которые доминируют в информационном поле при анализе кампании-2016.

В избирательной кампании принимали участие три группы игроков – Кремль и «Единая Россия» (власть + партия власти), парламентская оппозиция (КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») и непарламентская оппозиция (оставшиеся 10 партий, допущенных к участию в федеральных выборах).

Цели власти

Преодолеть синдром 2011 года. Признание итогов выборов в обществе, политическом классе, а также самими партиями-участниками кампании (за исключением маргиналов) имело приоритетный характер для Кремля, с самого начала подготовки к кампании.

После президентских выборов 2012 года власть последовательно занималась нормализацией и рутинизацией электоральных процессов, обкатывая эти технологии на региональных выборах.

Сознательно снижался интерес к партийным конфликтам. В качестве условия сокращения числа скандалов, связанных с результатами голосования, было определено низкое внимание к нему политически активной части аудитории. Неучастие (или минимальное участие) этой группы избирателей в голосовании рассматривалось как один из инструментов легитимации результатов волеизъявления граждан. Именно с целью снижения рисков политизации и роста протестной активности выборы нового состава Госдумы были перенесены на три месяца – с декабря на сентябрь.

Другой важный фактор легитимации сформировался ситуативно. В результате внешнеполитического успеха Кремля в связи с возвращением в РФ Крыма сформировался широкий межпартийный консенсус. Эффект от этого события оказался настолько устойчивым и долговременным, что власти оставалось выбрать оптимальные технологические решения, чтобы максимально консервировать этот консенсус к парламентским выборам и не дать оппозиции возможности нарушить его.

В рамках этого консенсуса оппозиция получила 18 одномандатных округов, где единороссы не выдвинули своих кандидатов. Чтобы обеспечить согласие либералов с исходом голосования, к разделу округов была допущена даже партия «Яблоко», по формальным признакам выпадающая из посткрымского консенсуса. Кроме того, в содержательной части кампании ставка была сделана на местную повестку в ущерб федеральной, чтобы снизить конкуренцию между партиями. Партия власти впервые участвовала в выборах без четкого месседжа, запоминающихся лозунгов и качественной рекламы.

***
Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры

____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".