Комментарий
4063 27 декабря 2013 23:11

Итоги кода

Одним из самых ярких событий уходящего года был «Евромайдан».

Был, потому что он скоропостижно скончался. Его безжизненное тело растянулось по всему Крещатику, повсюду можно видеть шрамы и кровоточащие раны на месте некогда красивого центра Киева. Конечно, периодически в него пытаются вдохнуть новую жизнь: делают искусственное дыхание и массаж сердца, но едва ли это поможет.

Мне повезло побывать на этом прекрасном мероприятии несколько раз, как в эпоху рассвета, так и в период упадка. С нескрываемым любопытством я наблюдал, как русские люди учат себя и окружающих ненавидеть всё русское, радостно обманывают друг друга и стремятся выжечь в себе калёным железом часть своей идентичности, чтобы наскоро прикрепить, приклеить, присобачить что-то новое, пока неизвестное, загадочное и от того ещё более волнующее.

Конечно, я несколько утрирую и сами участники возразили бы мне, мол, "мы не совсем против России, а против Януковича и возрождения «совка»". Естественно, сказали бы, что никакие они не русские, а свободолюбивый украинский народ. Их право. Но у каждого своё субъективное восприятие действительности. Та действительность, которую мне довелось засвидетельствовать, отразилась во мне русской речью, русскими песнями, русским «закурить не найдётся?» и русофобскими (пусть и не очень частыми) речами со сцены.  Отразилась, именно, как часть русского мира, потому что я узнал во всём этом то, что уже видел много раз, и каждый день вижу, читаю, слышу, находясь в России от части наших сограждан.

К сожалению, ненависть к себе, и как следствие, бунт против себя, характерная черта для  нашего общества. Это составляющая нашего культурного кода. Причём мы умеем не просто ненавидеть себя, а ненавидеть самоотверженно, героически, до исступления, до последней капли крови. Эта ненависть не раз приводила к страшным последствиям и развалу страны. Наряду с этой чертой нам свойственна идеалистическая мечтательность в купе с со странной забывчивостью. Мы придумываем себе некую желаемую действительность, которая может совершенно не соответствовать объективной реальности, после чего заставляем себя и окружающих в неё поверить. И так же, как и в случае с ненавистью, речь не идёт о полутонах... Вера должна быть фанатичной, до треска в голове, заразительной, заставляющей заблокировать память и способность к элементарному анализу.

Подобные черты, естественно, можно встретить и у представителей других цивилизаций, но в отличие от них, у нас они с завидной периодичностью дают о себе знать. Почему я говорю «у нас»? Потому что считаю, что Украина — это мы. Конечно, не в политическом смысле.  Скорее в культурно-историческом, в семейном. Прошло совсем немного времени с момента растворения Советского Союза, состав крови, ментальность, тем более сформированная веками, не меняется так быстро. И то, что мы видим в Киеве это как раз внешняя сторона процесса приобщения украинской части русского мира к другой цивилизации. Попытка переливания крови. Украина неоднородна, а точнее не однонародна. Часть общества, в силу исторических и географических причин, изначально ближе в ним, чем к нам. Часть ровно наоборот. И если на Западной Украине «побеждать» уже некого, в Восточной пока рано, то за  нейтральный центр идёт борьба. Борьба не только за власть (это «бусы»), хотя местным политикам и бизнесменам думается именно так, борьба идёт, как бы высокопарно это не звучало, за душу, за содержание, за смыслы, за историю. Этим объясняется то, что «ядро» Евромайдана составляют как раз выходцы из западной части страны. У них уже сложилась новая/старая идентичность.  

Многие комментаторы происходящего на Майдане, я, кстати, в их числе, возмущались участию европейских политиков во внутренних делах Украины. Для нас дико, когда представители иных стран оказывают прямое воздействие на события в суверенной стране. Но это только для нас — это «страшилки» внутреннего потребления. Для тех, кто собрался врасти в новую европейскую империю, кто ментально уже там, а здесь или в Киеве в эмиграции, это не то что не жесткий «фэйспалм», а совсем наоборот. Они жаждут не быть собой, не нести за себя ответственность, желая жить в своего рода «Нарнии» - сказочной стране, где все счастливы, и всё хорошо, и не нужны эти проклятые русские вместе с их деньгами и газом... Но такой страны, к сожалению для них, не существует. Возможно, некоторые об этом догадываются, но окружающая действительность столь ничтожна, всё так надоело, а коллективная вера столь сильна, что рождает галлюцинации, и так не хочется трезветь. Тем более, что этот мираж эффектно и технологично поддерживают апостолы Большой Европы —  Европы от Калифорнии до Владивостока. А эти ребята не о каких этих наших суверенитетах не слышали, в их системе ценностей нет такого понятия.

Наивно полагать, что когда баррикады будут разобраны и макромитинг окончательно прекратиться, ситуация автоматически разрешится и действующая на Украине власть одержит безоговорочную победу. Это будет не победа, а кратковременное перемирие. Передышка перед новым, на этот раз, вероятно, решающим сражением. Хотим ли мы (Россия) участвовать в этом противостоянии? Во-первых, мы опосредованно, не напрямую, уже участвуем, во-вторых, мы не можем оставаться в стороне. Потому что речь идёт о национальных интересах, и весьма разноплановых... Будущее нашей страны, без преувеличения, напрямую зависит от событий, которые будут происходить в Киеве в 2014 году.   

Кому-то может показаться парадоксальным, но, на мой взгляд, наша задача не навязывать украинцам себя, как это сейчас делают наши европейские «партнёры», а помочь отстоять свою независимость. Независимая Украина — это братская нам страна. То, что сейчас предлагает ЕС и то, как он это делает — никакая не независимость, а самый что ни на есть отказ от неё. Отказ не столько в пользу Запада, сколько против России. Запад по-другому не умеет, как свидетельствует история, их модель глобализации не подразумевает сохранения самобытности не в декоративном формате. Мы можем наблюдать, что сегодня наши основные разногласия носят ценностный характер. Это дискуссия, грубо говоря, не про деньги. В то время, как мы действуем в экономической плоскости, в области здравого смысла, они работают с мировоззрением, с механизмом выбора и в большей степени с эмоциональной его составляющей - наименее рациональной. Отсюда и коллективный психоз, который мы могли наблюдать в первые дни «Евромайдана».

Оказавшись на площади я сразу понял, происходящее мне живо что-то напоминает.  Сцена, люди, палатки, костры, лекции... Для людей, которые впервые выходят на площадь, всё вокруг спонтанность и стихия. Кстати, как и для большинства зрителей. Дух захватывает. Но для организаторов любой «Майдан» понятный механизм, который функционирует по определённой технологической схеме. Кстати, именно по этой причине его можно было прекратить уже давно - было бы желание... Но это предмет для другого разговора. Ни для кого не секрет, что в организации «Евромайдана», кстати как и событий 2004 года, принимали участие «инструкторы» из стран прошедших цветные революции. Полагаю, это общее место. Их роль не только организационная, но и образовательная, и пропагандистская. Грубо говоря, актив в основном местный, а технологии и координация «оттуда». Так же на Украине действует капиллярная сеть из НКО разного уровня, политические партии получают соответствующую помощь от «евроинтеграторов», СМИ не претендуют на объективность, а открыто в эфире делают «европейский выбор». В это же время, про-властная сторона, с точки зрения социальных технологий, гораздо слабее, хоть и обладает необходимыми ресурсами. Я считаю, что к 2015-му мы должны уровнять шансы, помочь не только экономически, но и гуманитарно, оказать, если можно так выразиться, гуманитарную помощь. Ведь происходящее там, в числе прочего, результат нашего бездействия в этой области. И то, что ситуация пока развивается не по худшему сценарию, заслуга не только усилий в области экономики, но и нашего «кода», тех связей, что пока удерживают нас рядом друг с другом. Однако, при таком натиске, и без должного сопротивления, подводя итоги следующего года, мы можем обнаружить совсем иной «расклад».   

И в завершении. На мой взгляд, нам нужно сделать всё необходимое, чтобы украинцы, желающие быть с Россией и в России в полном объёме получили такую возможность.  

Российский политик, депутат Государственной Думы пятого и шестого созывов, член фракции «Единая Россия» Роберт Шлегель

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".