Статья
1113 28 октября 2013 12:14

Итоги недели 21-27 октября

Семинар для мэров городов, прошедший по инициативе администрации президента, показал, что внутри властных структур ведется борьба вокруг решения двух проблем - необходимостью очередной раз перераспределить финансовые полномочия между центром, регионами и муниципалитетами и назначением ответственных за данную работу. Подобные семинары являются удобной площадкой для “вбрасывания пробных шаров”. На этот раз пробный шар “вбросил” президент, заявив, что готов обсудить проблему полномочий уровней власти на предстоящем 8 ноября Всероссийском съезде муниципальных образований. Возможно, что все закончится самим процессом обсуждения. Довольно обтекаемая формулировка означает, что никаких решений еще не принято, хотя для правительственных структур это еще один политический сигнал - соответствующие комиссии не справляются с делом. Администрация президента заинтересована в том, чтобы перевести этот вопрос под свой контроль. Даже придуман «новый» инструмент - спецмониторинг работы глав городов. Пока, правда, работа по его внедрению идет довольно медленно – нет даже технического задания на его подготовку.

Принятие Госдумой во втором чтении законопроекта об изменении в пользу одномандатников соотношения депутатов региональных представительных органов было неизбежным. Однако прошедшая в итоге поправка об особом положении Москвы и Санкт-Петербурга, которым дано право самим определить такую пропорцию свидетельствует, что власть чувствует неуверенность в благоприятном исходе очередных выборов. Сейчас это особенно актуально для Москвы, ведь выборы в Санкт-Петербурге будут проходить только в 2016 году. В Санкт-Петербурге радикальное изменение пропорции тоже возможно, ведь сейчас там полностью пропорциональная система. Учитывая уровень поддержки правящей партии в Москве, в случае перехода к полностью мажоритарной системе (об этом уже говорил мэр столицы) оппозиция совокупно теряет шанс гарантированно провести по своим спискам не менее четверти депутатов гордумы. Поправка лишает возможности попасть в гордуму почти все малые и новые партии, у которых нет ресурсных кандидатов. Из малых партий по одному-двум одномандатникам смогут провести лишь «Яблоко» и «Гражданская платформа».

Внесение в Думу законопроекта о замене пожизненного «криминального фильтра» на ограниченный по времени также не стало неожидаемым – законодатели не могли игнорировать решение Конституционного Суда. Предложив дифференцировать лишение пассивного избирательного права (за тяжкие преступления – 10 лет и за особо тяжкие – 15 лет после погашения судимости), депутаты продемонстрировали, что готовы пойти лишь на жесткий вариант. Эта позиция основана на принципиальных позициях президента и премьера, а также предыдущих громких заявлениях лидеров парламентского большинства. На самом деле  никакого массового характера проблема «проникновения во власть криминала» пока не имеет – по данным Центризбиркома, среди кандидатов в депутаты выдвинутых во время последней избирательной кампании судимых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений было менее полпроцента. Представители власти демонстрируют неверную тактику – они аргументируют свою позицию общими соображениями, а не конкретными примерами. Оппозиционеры же последовательно настаивают на том, что «криминальный фильтр» нужен лишь для недопущения части их к выборам.

Акция несистемной оппозиции 27 октября оказалась удачной для всех. Власти она нужна была для демонстрации приемлемости подобных мирных шествий в условиях «либерализации» политсистемы. Для организаторов важно было продемонстрировать массовость, и они ее достигли. Несмотря на то, что численность участников оказалось ниже заявленной, вряд ли кто-то ожидал, что она будет на уровне самых многочисленных мероприятий. Выбранная тематика акции – борьба за права политзаключенных, не способствовала высокой активности. Можно рассматривать это мероприятие как промежуточную мобилизацию, своеобразный смотр рядов оппозиции перед акциями, которые планируются на декабрь - посвященными очередной годовщине протестов после парламентских выборов (2011) и юбилею Конституции (1993).

Съезд «Справедливой России» завершился очередным имиджевым провалом. Ничего содержательно нового эсеры предложить не смогли, да и не предполагали. Призыв Мизулиной «быть круче, чем Навальный» выглядел комично. Фактически съезд ограничился обсуждением кадровых вопросов. Рокировка Левичева-Миронова диктовалась не только внутрипартийными склоками, но и неприлично низким для эсеров результатом номинального лидера партии на выборах мэра Москвы. Миронову удалось немного укрепить свои позиции введением в руководящие органы своих людей (Шеин, Зубов) и ослабить самого яркого внутрипартийного оппозиционера - Оксану Дмитриеву. Судя по этим перестановкам, эсеры получили гарантию на сохранение партии до завершения следующего единого дня голосования.

Обзор подготовлен на основе материалов Центра политической конъюнктуры.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".