Статья
1532 27 ноября 2014 19:20

Восемь линий противостояния

Накануне выборов в Верховную Раду соратники Порошенко не скрывали своих планов на избирательную кампанию: «Блок Петра Порошенко» должен одержать убедительную победу, в парламенте должна быть сформирована проевропейская коалиция с конституционным большинством для принятия поправок в основной закон, соответственно, премьером должен стать также представитель президентской партии (предполагалось, что пост достанется Владимиру Гройсману), при этом следовало удалить из Рады коммунистов и поставить крест на «регионалах».

Если последняя задача, несмотря на сравнительный успех «Оппозиционного блока», была в общем достигнута, победа по партийным спискам «Народного фронта» Яценюка, Турчинова и Авакова смешала все остальные планы президента.

Порошенко вынужденно отказался от самой важной цели — формирования полностью подконтрольного кабинета, члены которого будут подчиненными главы государства и будут проводить только его политику. Бывшие союзники оказались на грани раскола и встали перед проблемой формирования реальной политической коалиции, а не парламентской машины для принятия президентских законопроектов.

То, что произошло в итоге, можно охарактеризовать как смену правительства «камикадзе» «правительством соперников». Оглашенные условия существования коалиции таковы, что любой из ее участников имеет технические возможности снять с себя ответственность за политику правительства и вести собственную политическую игру. Вместо «проевропейского единства» и полноценной политической коалиции появился, скорее, рыхлый союз с виртуальной политической программой. Не зря текст коалиционного соглашения напомнило известному экономисту Андерсу Ослунду выступление Брежнева на XXVI съезде КПСС: «Это не программа реформ: это бюрократический документ советской эпохи, призванный зафиксировать старую систему».

В результате вместе с восьмым по счету парламентом Украина получила, как минимум, восемь уже готовых линий противостояния. Условно их можно подразделить на три группы. Первая группа — это конфликты внутри коалиции, вторая — между коалицией и другими блоками и депутатами, третья — конфликты между бизнес-группами. Если вторая группа конфликтов вряд ли будет оказывать большое влияние на траекторию украинской политики (оппозиция пока слишком слаба, чтобы ее замечать), то первая и третья группы конфликтов обладают разрушительным потенциалом, который может сократить жизнь как правительству, так и Верховной Раде.
 
«Блок Петра Порошенко» против «Народного фронта»
 
Пока это разворачивается как классический конфликт разделения полномочий. «Народному фронту» достался главный приз прошедших выборов – премьерское кресло, а поэтому именно главе правительства придется возложить на себя ответственность главного «куратора» украинских реформ. Формально после выборов Украина перешла к парламентско-президентской форме правления. Однако между президентом и премьером до сих пор не достигнуто понимание относительно именно политического разделения полномочий, что и показала завершившаяся «коалициада». Конструкция власти на данный момент такова, что и Порошенко, и Яценюк будут вынуждены действовать самостоятельно и тем самым вмешиваться в полномочия друг друга. А следовательно, отношения между ними вряд ли ограничатся «холодной войной». Тем более что в украинской прессе регулярно тиражируются слухи о том, что Яценюк присматривается к президентскому креслу.
 
«Народный фронт» против «Батькивщины»
 
До президентских выборов главным соперником победителей «старого режима» считалась «тяжеловес» Юлия Тимошенко. Символическая жертва президентства Януковича до Майдана казалась единственной консолидирующей фигурой оппозиции, а следовательно — естественным врагом всех остальных претендентов на власть. Второе место на президентских выборах со сравнительно низкими процентами показало, что «проект Тимошенко» исчерпан. Украинцы продемонстрировали готовность к полной перезагрузке власти.

Накануне парламентских выборов были попытки подталкивания Тимошенко к более активной политической деятельности с целью создания противовеса тогда еще единой команде Порошенко-Яценюка-Турчинова. Она продолжала рассматриваться как единственная фигура, чья критика правящего трио могла быть услышана украинским обществом. В итоге — раскол в «Батькивщине», после того как не желающие оставаться в партии на вторых ролях Яценюк, Турчинов и Аваков пришли к выводу, что без Тимошенко получат больше, чем получат с ней.

Сейчас бывший «оранжевый» премьер посылает сигналы, что на власть не претендует, одновременно пытаясь казаться большим милитаристом и сторонником евро-атлантической интеграции, чем другие. В ситуации неустойчивого большинства Порошенко будут необходимы союзники для противовеса «Народному фронту». Обновленная «Батькивщина», с Тимошенко уже не в качестве потенциального национального лидера, но еще в качестве совести нации, идеально подходит для такой роли.

Со своей стороны, в случае совместного провала Порошенко и Яценюка Тимошенко продолжает числиться среди потенциальных кандидатов на «спасителя Украины», обладая достаточной харизмой и опытом. Ей остается только ждать чужих ошибок, аккуратно критикуя власть за нерешительность и постепенную ревизию идеалов Майдана.
 
Все вместе против «Радикальной партии Олега Ляшко»
 
Ляшко — enfant terrible украинской революции. Включение партии в коалицию — это даже не брак по расчету, а брак по принуждению. Проблема в том, что Ляшко – это плохой партнер для политики реформ. Он больше всех заинтересован в том, чтобы снять с себя ответственность за потенциально непопулярные решения правительства и, напротив, обвинить правящую команду в антисоциальном курсе или предательстве национальных интересов. Темы Ляшко — национальная безопасность и противостояние с Россией, все остальное первое время он предпочтет не замечать. Кроме того, известно, что к формированию списка «Радикальной партии» приложила руку олигархическая группа Левочкина—Фирташа и другие бизнес-группы, что делает его проект с точки зрения других участников коалиции «политически ненадежным» и «оппортунистическим».
 
«Самопомощь» против истеблишмента
 
Партия харизматичного мэра Львова Андрея Садового — темная лошадка Рады. Скорее, это партия на случай необходимости очередной «проевропейской перезагрузки» правящей элиты. Пока она успешнее других позиционирует себя в качестве новой партии здравого смысла и реформ, а не как ситуативный блок, созданный исключительно под выборы. «Самопомощь» может использовать нарастающее стремление по саботированию важных перемен в качестве основания для критики президента и премьера. В то же время есть веские основания считать, что к «проекту» приложил руку Игорь Коломойский. В таком случае он вряд ли откажется от использования партии в своих интересах в случае углубления противоречий с Порошенко.
 
Партийная элита против «командиров»
 
В состав партий коалиции прошло сразу несколько знаковых имен участников войны на Донбассе. Вряд ли стоит придавать большое значение в последнее время популярной на Украине теме угрозы «правого переворота», когда недовольные «национальным предательством» бойцы добровольческих вооруженных формирований захватывают власть. Покажут ли командиры свою бескомпромиссность или последуют свойственной Раде культуре политических сделок — покажет время. Однако не исключено, что они возьмут на себя роль «низового» своеобразного контроля склонных к коррумпированности и излишней компромиссности партийных элит, апеллируя к улице и передовой.
 
Все вместе против «Оппозиционного блока»
 
В тексте коалиционного соглашения сказано прямо: «Учитывая принципиальные политические разногласия, присоединение к коалиции депутатской фракции политической партии «Оппозиционный блок» невозможно». «Оппозиционный блок» — тень «Партии регионов». Для «команды соперников» в нем слишком много одиозных фигур «старого режима», в том числе голосовавших за «диктаторские» законы 16 января. Коалиция либо будет делать все, чтобы не замечать существование «Оппозиционного блока», либо использовать для напоминания избирателю о режиме Януковича. Со своей стороны у оппозиции есть свои преимущества — удобная позиция для критики правительства и устойчивая база поддержки на юго-востоке. Однако главная проблема для коалиции в том, что в случае и по мере падения поддержки политики власти на Донбассе, которая, похоже, не будет пересматриваться, «Оппозиционный блок» сможет сформулировать рациональную альтернативу, по крайней мере, популярную на востоке страны.
 
Порошенко против Коломойского
 
Каждая из украинских политических партий, прошедших в Верховную Раду, содержит в себе «клиентов» ведущих олигархических групп. Кто-то связан личными, кто-то партнерскими отношениями, кто-то является сотрудником тех или иных бизнес-структур.

Дисциплинированное поведение таких депутатов представляет не только проблему для имиджа новой власти, которая демонстративно пытается избавиться от наследия «старого режима». Олигархи обладают возможностями для саботажа законопроектов, прямо затрагивающих их интересы и для подрыва позиций как президента, так и правительства. О войне Порошенко и Коломойского, которая расползается по регионам, в последнее время не говорит только ленивый. По разным оценкам, Коломойский контролирует от 50 до 70 депутатов. Днепропетровский олигарх имеет инструменты и для раскачивания президентской фракции: в последней числится порядка 15 человек, связанных с Коломойским. Люди Коломойского прошли и по спискам «Народного фронта», и «Самопомощи». Потенциально «группа» Коломойского может сыграть на усиление позиций Яценюка, однако история может повернуться и в противоположном направлении.
 
Ахметов, Фирташ, Левочкин и другие «группы»
 
Главный потерпевший от войны на Донбассе украинский олигарх Ринат Ахметов, по разным оценкам, располагает в Раде группой до 21 депутата.

Другие известные украинские олигархи Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин имеют порядка 50 депутатов.

Игорь Еремеев (12 депутатов) и Виталий Хомутынник (15 депутатов) также намерены воссоздать свои группы «Суверенная европейская Украина» и «Экономическое развитие».

Петр Порошенко также собирает небольшую группу из лояльных депутатов, которые голосовали за законы 16 января и поэтому не могут войти в коалицию.

Скорее всего, эти группы (кроме группы Порошенко) будут участвовать в политической игре по принципу «поддержки самого сильного», уделяя основное внимание политическому предпринимательству и законодательному обеспечению бизнес-интересов. Вместе с тем не исключено, что в случае острого конфликта президента и премьера они станут участниками больших политических схем.
 
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»
19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".