Статья
1961 27 ноября 2020 11:28

Капитализм после пандемии

После финансового кризиса 2008 года в мировую финансовую систему было вложено более $3 триллионов. Цель заключалась в том, чтобы разморозить кредитные рынки и заставить мировую экономику вновь начать работать. Но вместо поддержки реальной экономики — той части, которая связана с производством товаров и услуг — основная часть помощи была направлена ​​в финансовый сектор. Правительства оказали помощь крупным инвестиционным банкам, которые непосредственно способствовали кризису. Налогоплательщики, со своей стороны, остались с разрушенной и неравноправной глобальной экономикой, которая была такой же, как и прежде, пишет экономист Мариана Маццукато на страницах Foreign Affairs.

Теперь, когда страны переживают последствия пандемии COVID-19, они должны избежать такой же ошибки. После обнаружения вируса, правительства вмешались в борьбу с сопутствующими кризисами в экономике и здравоохранении, разворачивали пакеты стимулов для защиты рабочих мест, издавали правила, чтобы замедлить распространение заболевания, и инвестировали в исследования и разработку вакцин. Эти усилия были необходимы, однако, правительства не должны вмешиваться в экономику в самый последний момент, когда рынки терпят крах или возникают кризисы. Они должны активно формировать рынки, с тем чтобы они приносили долгосрочные результаты в интересах всех.

По мере того, как страны выходят из нынешнего кризиса, они могут сделать больше, чем просто стимулировать экономический рост. Вместо того, чтобы оказывать корпорациям безоговорочную помощь, они могут проводить политику, которая защищает общественные интересы и решает социальные проблемы. В случае кризиса многие предприятия быстро обращаются за помощью к правительству, но в хорошие времена они требуют полной автономности. Кризис COVID-19 дает возможность исправить этот дисбаланс благодаря новому стилю ведения дел, который вынуждает компании, которым оказывается помощь, действовать в большей степени в общественных интересах и позволяет налогоплательщикам пользоваться выгодами от успехов, традиционно приписываемых только частному сектору.

Но если вместо этого правительства продолжат вливать деньги только финансовый сектор, не меняя правила игры, то экономический рост, который последует за кризисом, не будет ни всеохватывающим, ни устойчивым. Он также не будет служить интересам предприятий, заинтересованных в долгосрочных возможностях роста. Вмешательство будет напрасной тратой времени, и упущенная возможность будет лишь подпитывать новый кризис.

Во-первых, финансирование само по себе подрывает основы долгосрочного роста. Большая часть прибыли финансового сектора реинвестируется в банки, страховые компании и недвижимость, а не в производительные виды использования, такие как инфраструктура или инновации. Таким образом, нынешняя структура финансирования подпитывает систему, основанную на долгах, и спекулятивные пузыри, приводят к тому, что банки и другие требуют правительственной помощи. Другая проблема заключается в том, что многие крупные предприятия игнорируют долгосрочные инвестиции в пользу краткосрочных выгод. Одержимые квартальной доходностью и ценами на акции, генеральные директора корпораций вознаграждали акционеров, скупая акции и увеличивая их стоимость.

Затем происходит истощение потенциала правительства. Только после явного краха рынка правительства обычно вмешиваются, а политика, которую они предлагают, слишком запоздалая. Когда государство рассматривается не как партнер, а как просто фиксатор, бюджетные ресурсы истощаются. Социальные программы, образование и здравоохранение не получают достаточного финансирования.

Финансовый кризис в значительной степени был вызван чрезмерным притоком кредитов в секторы недвижимости и финансового сектора, раздуванием пузырей активов и долга домашних хозяйств, а не поддержкой реальной экономики и обеспечением устойчивого роста.

На данный момент внимание мира сосредоточено на преодолении непосредственного кризиса здравоохранения, а не на предотвращении надвигающегося климатического кризиса или следующего финансового кризиса. Блокировки опустошили людей. Многим из них не хватает как сбережений, так и льгот от работодателя, а именно медицинского обслуживания и отпуска по болезни. Корпоративный долг — ключевая причина предыдущего финансового кризиса — только растет, поскольку компании берут новые огромные кредиты, чтобы выдержать падение спроса. А одержимость многих компаний тем, чтобы удовлетворить краткосрочные интересы своих акционеров, лишила их долгосрочной стратегии выхода из кризиса.

Все это говорит о том, что отношения между государственным и частным сектором нарушены. Чтобы исправить это, необходимо сначала решить основную проблему экономики: в этой области неверно истолковано понятие ценности. Современные экономисты понимают ценность как нечто взаимозаменяемое с ценой.

Современная концепция стоимости имеет огромное значение для структуры экономики. Он влияет на то, как работают организации, как ведется учет деятельности, как расставляются приоритеты секторов, как рассматривается правительство и как измеряется национальное богатство. Например, ценность государственного образования не учитывается в ВВП страны, потому что оно бесплатное, но учитывается стоимость заработной платы учителей. Поэтому вполне естественно, что так много людей говорят о государственных «расходах», а не о государственных «инвестициях».

Изменение статус-кво требует нового ответа на вопрос: что такое ценность? Здесь важно признать инвестиции и творческий потенциал, предоставляемые широким кругом субъектов экономики — не только предприятиями, но также работниками и государственными учреждениями. Слишком долго люди действовали так, как если бы частный сектор был основной движущей силой инноваций. Но это просто неправда. Фармацевтические препараты, интернет, нанотехнологии, ядерная энергетика, возобновляемые источники энергии — все это было разработано с огромными государственными инвестициями и принятием рискованных решений, при поддержке бесчисленных рабочих и благодаря государственной инфраструктуре и учреждениям. Путь к более симбиотическому партнерству между государственными и частными учреждениями начинается с признания того, что ценности создаются коллективно.

Помимо переосмысления стоимости, обществу необходимо уделять приоритетное внимание долгосрочным интересам заинтересованных сторон, а не краткосрочным интересам акционеров. В условиях нынешнего кризиса это должно означать разработку всеобщей вакцины от COVID-19, которая будет доступна каждому на планете. Процесс разработки лекарственных препаратов должен регулироваться таким образом, чтобы способствовать сотрудничеству и солидарности между странами, как на этапе исследований и разработок, так и когда приходит время распространять вакцину. Знания, данные и технологии должны свободно распространяться по всему миру. Без этих шагов вакцина COVID-19 рискует стать дорогим продуктом, продаваемым монополистами, предметом роскоши, который могут себе позволить только самые богатые страны и граждане.

В более общем плане страны также должны структурировать государственные инвестиции, чтобы сформировать рынок в интересах общества. Во время пандемии эти условия должны способствовать достижению трех конкретных целей: во-первых, поддерживать занятость для защиты производительности предприятий и безопасности доходов домашних хозяйств. Во-вторых, улучшить условия труда за счет обеспечения надлежащей безопасности, достойной заработной платы, достаточного уровня оплаты труда по болезни и большего влияния при принятии решений. В-третьих, продвигать долгосрочные задачи во всех секторах экономики.

Смысл вмешательства правительства состоял в том, чтобы предотвратить крах рынка труда и сохранить фирмы в качестве производительных организаций — по сути, действовать в качестве страховщика катастрофических рисков. Но нельзя допустить, чтобы такой подход финансировал разрушительные бизнес-стратегии. И при спасении предприятий правительство должно ставить условия: запретить раздачу несвоевременных премий генеральному директору, выдачу чрезмерных дивидендов, направление прибыли в офшоры и др. Они также должны остановить компании от взвинчивания цен.

Государство не может просто инвестировать; оно должно заключить правильную сделку. Для этого ему необходимо стать «предпринимательским государством», — удостоверившись, что, инвестируя, оно не только снижает риск убытков, но и получает долю прибыли. Один из способов сделать это — получить долю в совершаемых им сделках. Правительствам также необходимо подумать о том, как использовать прибыль от своих инвестиций для обеспечения более справедливого распределения доходов. Это не о социализме; это о понимании источника капиталистической прибыли. Текущий кризис привел к возобновлению дискуссий об универсальном базовом доходе, согласно которому все граждане получают равную регулярную оплату от государства, независимо от того, работают ли они. Лучшая альтернатива — это дивиденды гражданина. Согласно этой политике, правительство берет процент от богатства, созданного за счет государственных инвестиций, вкладывает эти деньги в фонд, а затем делится выручкой с людьми. Идея заключается в том, чтобы напрямую вознаграждать граждан частью созданного ими богатства.

В разгар глобальной пандемии, у мира есть шанс попытаться сделать еще более амбициозный план: создание более совершенной экономики. Эта экономика была бы более инклюзивной и устойчивой. Он будет выделять меньше углерода, создавать меньше неравенства, строить современный общественный транспорт, обеспечивать цифровой доступ для всех и предлагать всеобщее медицинское обслуживание. Создание такого типа экономики потребует сотрудничества между государственным и частным секторами, которого не было уже несколько десятилетий.

Некоторые, кто говорит о восстановлении после пандемии, называют привлекательную цель: вернуться к нормальной жизни. Но это неверное направление. Двенадцать лет назад финансовый кризис предоставил редкую возможность изменить капитализм, но она была упущена. Теперь очередной кризис предоставил еще один шанс для обновления. На этот раз мир не может позволить себе пропустить его зря.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".