Статья
4929 29 сентября 2014 10:12

Каспийский вопрос

В понедельник, 29 сентября, в Астрахани открылся IV Каспийский форум. В работе саммита примут участие главы пяти прикаспийских государств — России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана, передает МИА «Россия сегодня».

Его итогом, как ожидается, станет подписание трех соглашений: о порядке взаимодействия в случае чрезвычайных происшествий на море, об урегулировании добычи биологических ресурсов и о сотрудничестве в области гидрометеорологии. Помимо них по итогам саммита ожидается подписание политического заявления, которое станет базой для будущей Конвенции о правовом статусе Каспия.

Документ будет содержать положения, определяющие зону госсуверенитета и рыболовную зону, а также фиксирующие невозможность присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав.

Открывая саммит, президент РФ Владимир Путин заявил, что Каспийское море является стратегическим наследием всех пяти прикаспийских государств, а регион в целом — оазисом мира.

«Каспийское море и его богатства — стратегическое наследство всех государств, сохранение и приумножение которых — это ответственность перед будущими поколениями», — цитирует слова президента России Газета.ru.

Путин призвал участников саммита объединить усилия в борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркоторговлей и другими вызовами.

«Помимо упомянутых вопросов правового режима, безопасности и экономики планируется обсудить меры по развитию транспорта, поддержание экосистемы», — добавил президент.

Путин также заявил, что правовой статус Каспия будет закреплен на следующем саммите. 

Президент России на полях Каспийского форума в Астрахани 29 сентября проведет отдельные двусторонние встречи с президентами Ирана Хасаном Роухани, Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым и Азербайджана Ильхамом Алиевым, сообщил журналистам помощник президента РФ Юрий Ушаков.

Однако наибольший интерес российские и международные СМИ проявляют ко встрече между президентом России Владимиром Путиным и его иранским коллегой Хасаном Роухани. Это не случайно. Иран находится в настоящее время на пересечении сфер интересов России и Запада.

Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на помощника президента РФ Юрия Ушакова, центральной темой повестки дня форума является наращивание торгово-экономических связей двух стран, так как пока что российско-иранский товарооборот продолжает сокращаться, в том числе в связи с односторонними санкциями ряда стран в отношении Ирана. Так, в 2013 году объем торговли снизился на 31,5% и составил $1,6 миллиарда, в первом полугодии текущего года падение составило 16,6%.

Кроме того, «в ходе беседы предполагается обсудить ход реализации подписанного в августе в Москве межправительственного меморандума о взаимопонимании, а также наиболее важные вопросы сотрудничества в сфере мирного атома», — сказал Ушаков, напомнив, что в сентябре прошлого года был запущен первый энергоблок АЭС «Бушер».

Вопрос определения правового статуса Каспийского моря актуализировался после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права — государств Азербайджан, Казахстан и Туркмения — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса акватории связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.

«Коммерсантъ» напоминает, что переговоры о статусе Каспийского моря начались после 1992 года. С тех пор соглашения об урегулировании вопросов границ были подписаны между Казахстаном, Азербайджаном и РФ. Однако разногласия в вопросах разграничения акватории, недр и шельфа между странами «пятерки» сохраняются. Они до сих пор не позволяли подписать конвенцию о правовом статусе Каспия, разработка которой ведется уже более 18 лет. Москва, выступая против раздела Каспийского моря на национальные сектора прибрежных государств, согласилась на создание на Каспии так называемых национальных поясов (25 миль от берега) при условии, что остальная часть акватории останется общей. Такая позиция находит поддержку не у всех партнеров по диалогу.

Остаются также разногласия по принципам прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. РФ настаивает на том, чтобы такие проекты согласовывались всеми прикаспийскими странами, однако Азербайджан и Казахстан считают это необязательным. В свете закладки 20 сентября Трансанатолийского газопровода, рассчитанного на поставки азербайджанского газа в Европу, а также идущих переговоров по подключению к Южному газовому коридору других игроков региона, энергетический вопрос займет на саммите особое место.

Подписанные в ходе Каспийского форума документы должны стать «крупным шагом по достижению согласия, позволяющим выйти на финишную прямую». Об этом ранее заявил спецпредставитель президента РФ по делимитации и демаркации границ со странами СНГ, посол по особым поручениям Игорь Братчиков. А по словам помощника президента России Юрия Ушакова, «если работа в Астрахани завершится успехом, будет открыта прямая дорога для подписания конвенции на следующем саммите в Казахстане».

30 сентября президент России Владимир Путин вылетит в город Атырау (бывш. Гурьев, Казахстан), где примет участие в XI форуме межрегионального сотрудничества двух стран.

Фото: Bestalex / Wikipedia.org, Ds02006 / Wikipedia.org

Комментарии экспертов

Ситуация с разграничением акватории Каспия драматичная. Едва ли не 20 лет мы её всё обсуждали. Но сейчас она свою актуальность потеряла. Рассматривались разные принципы разграничения — по береговым линиям, секторальным зонам. А проблемой, которая подогревала эту тему, было строительство газопровода по дну Каспия. Есть национальные зоны в рамках национальных линий. И там, как известно, добыча ведётся.

Азербайджан давно добывает нефть в своем национальном секторе. «Лукойл» ведёт добычу на севере Каспия. Что касается Казахстана, мы даже уже в приграничных зонах с Астаной договариваемся. Определённое взаимопонимание между странами по этому вопросу достигнуто.

Проблема была именно в том, как делить всё море для того, чтобы построить, прежде всего, транскаспийский газопровод, который планировала построить Туркмения. Естественно, Россия была против. Мы настаивали на том, чтобы сначала договориться по всем вопросам, а потом строить трубу. Договориться так и не удалось. Жесткую позицию заняла не только Россия, но и Иран.

Сейчас актуальность этого сюжета резко снизилась — газ Туркмении уже ушёл в Китай. Зачем нужен был транскаспийский газопровод? Чтобы вывести туркменский газ на европейский рынок. Этот проект активно лоббировали американцы. Но они не заметили одной простой вещи, посчитав, что если убрать Россию из региона, то США и Европа там будут доминировать, лидерство в регионе перехватил Китай. И это надолго. Сейчас Туркмения фактически находится под его контролем. И очень мощное влияние у Китая в Узбекистане, и даже в Казахстане, где традиционно была зона влияния американских компаний. Китай сейчас активно прибавил веса.

Не стоит ждать особого успеха от Каспийского саммита, потому что даже у тех стран, которые лоббируют проект, сейчас нет никакого желания этим заниматься. Азербайджан не хочет быть транзитёром туркменского газа, он намерен продавать свой газ. А Туркмения весь газ уже законтрактовала в Китай, у неё нет свободных объёмов. А самое главное, что Китай фактически сейчас взял Туркмению за горло. Китаю не нужна эта труба, иначе Туркмения сможет повышать стоимость газа, а ему этого не хочется и поэтому никого транскаспийского газопровода не будет.

Поэтому от Каспийского саммита не стоит ожидать кардинальных перемен. Актуальность этой тематики ушла. В Астрахани состоится просто дружественная встреча дружественных стран.

Вопрос Каспийского моря — это очень долгая и затянувшаяся история. Речь идёт о том, как определить национальные границы, поделить дно Каспийского моря. Если поверхность можно использовать всеми государствами, то дно надо делить.

В своё время, когда произошёл распад Советского Союза, Иран сделал очень хорошее предложение России. Так как мы правопреемники Российской империи и Советского Союза, то между Советским Союзом и Ираном была договорённость о разделе пополам Каспийского моря. Новые государства — Туркмения, Азербайджан, Казахстан очень хотели бы поделить дно Каспийского моря по простой причине — там много нефти и газа. Одно из предложений и заключалось в том, чтобы поделить на равные части по 20% всем.

Я не думаю, что на этот раз в Астрахани этот вопрос будет решен. Какие-то подвижки будут, но подписание кардинального соглашения о дележе не произойдёт. Возможно политическое заявление о том, что не могут присутствовать другие страны — США, НАТО и т.д. Тяготение к подобному присутствию имеют и Азербайджан, и Туркмения, в какой-то мере Казахстан.

29 сентября в Астрахани открылся саммит стран Каспийского региона, в котором примут участие президенты пяти прикаспийских стран: России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. На саммите будет обсуждаться целая серия разнообразных проблем, связанных с разделом Каспия и его милитаризацией.

Переговоры о разделе моря идут практически с момента распада СССР. Существенный прогресс достигнут пока лишь в северной части моря, в частности, урегулированы границы между РФ, Казахстаном и Азербайджаном. Однако в южной части Каспия вопрос совершенно не решен. Конфликт по поводу раздела моря имеется между Азербайджаном и Ираном, а также между Азербайджаном и Туркменистаном. В частности, стороны оспаривают принадлежность крупных месторождений. В спорных водах имеют место даже небольшие пограничные инциденты, особенно напряженные отношения между Баку и Тегераном.

Другая проблема — определение правового статуса Каспия. Здесь есть разногласия между всеми сторонами, даже в северной части моря. Россия против раздела Каспийского моря на национальные сектора. Москва согласилась на создание так называемых национальных поясов (25 миль от берега) лишь при условии, что остальная часть акватории останется общей. В частности, это не позволяет прокладывать газопроводы и нефтепроводы без согласия соседей. Кстати, Россия в разделе национальных поясов пошла на большие уступки, так как в российской зоне природных ресурсов не так много, как в соседних казахстанской и азербайджанской. А вот Иран не идет и на такие уступки соседям, он хочет получить не только право вето на трубопроводы, но и право на эксплуатацию богатств моря, которые при полном разделе окажутся в зонах соседей.

У многих других государств, надеющихся на прокладку по дну Каспия трубопроводов (потенциально это Казахстан, Азербайджан и Туркмения), позиция Москвы по неполному разделу моря вызывает возражения. Россия и Иран категорически против прокладки трубопроводов по дну Каспия, так как это будет означать создание альтернативных маршрутов доставки центральноазиатского газа в Европу и ударит по экономическим позициям и планам и Москвы, и Тегерана. Дополнительно используются и экологические аргументы.

Серьезные противоречия между прибрежными странами вызывают к жизни милитаризацию Каспия, даже гонку вооружений на нем. Переговоры позволят как-то сдержать эти негативные процессы. В частности, по итогам саммита 29 сентября главы государств примут политическое заявление и итоговое коммюнике, которое позволит, по мнению российской стороны, выйти в 2015 году на саммите в Казахстане на подписание конвенции о правовом статусе Каспия. Пока же будут подписаны три второстепенных соглашения: о порядке взаимодействия в случае чрезвычайных происшествий на море, об урегулировании добычи биологических ресурсов и о сотрудничестве в области гидрометеорологии.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".