Хиллари Клинтон
Госсекретарь США презентует новую Стратегию национальной безопасности страны, которая призвана стать основополагающим документом, определяющим политику администрации Барака Обамы внутри страны и на международной арене.
Оценивать отношение США к России, исходя только из стратегии, было бы не совсем верно. Всё-таки, эти отношения определяются целым комплексом проблем, начиная от экономических и заканчивая проблемами гуманитарного характера. Но тот факт, что Россия упоминается как партнёр США по контртеррористической борьбе – безусловно, шаг навстречу России, ещё один шаг в процессе перезагрузки, которую и Москва, и Вашингтон декларируют с 2009 года.
Вместе с тем, отличительной особенностью нынешней стратегии является апелляция США к необходимости сотрудничать, необходимости расширять партнёрство в противостоянии терроризму, чего в предыдущих стратегиях не было, и это очень важная часть документа, характеризующая внешнеполитическую линию новой администрации, поскольку Барак Обама заявляет о том, что США уже не готовы взять на себя всю ответственность за происходящие в мире события, а намерены разделять её и с другими ведущими игроками.
Причём это касается не только борьбы с терроризмом, но и проблемы ядерного нераспространения. Достаточно вспомнить саммит по ядерной безопасности, который был в США в апреле этого года. Там Обама тоже призывал к консолидации сил, к необходимости совместно противостоять этой ядерной угрозе, прежде всего имея в виду такие страны, как КНДР и Иран.
Сейчас мы видим, что проблема терроризма (прежде всего исходящего из Юго-Азиатского региона, то есть Афганистана и Пакистана) стоит для США на первом плане. И здесь Вашингтон намерен разделить ответственность за происходящие там события с другими игроками – прежде всего это партнёры по Североатлантическому альянсу, во-вторых, это Россия, чего раньше не было.
Таким образом, Обама, с одной стороны, приглашает Россию в лагерь антитеррористических борцов, но, с другой стороны, в некоторой степени ограничивает российское руководство в манёврах, поскольку у России теперь не остаётся иного выбора, кроме как заявлять о партнёрских отношениях с США и в общем поддерживать внешнеполитические стратегии США. На мой взгляд, это одна из целей этого положения о сотрудничестве с Россией по антитеррористической борьбе.
Вместе с тем, не стоит отбрасывать и сам факт заинтересованности России в повышении своей роли в этом процессе борьбы с терроризмом, поскольку российское руководство неоднократно заявляло о том, что готово внести свой посильный вклад в этот процесс. Какой это будет вклад, я думаю, мы увидим в самое ближайшее время.
Повторюсь, сейчас самое главное для России – это действовать, исключительно исходя из своих интересов (я думаю, это будет реализовано), и учитывать особенности отношений России с теми странами, которые упоминаются если не в стратегии, то во внешнеполитических заявлениях руководства США – с теми странами, с которыми планируется вести борьбу или, наоборот, с которыми планируется солидаризироваться по антитеррористической борьбе.
Я думаю, что определённый позитивный сигнал послан. Насколько этот сигнал искренен, насколько он будет реализован, я думаю, мы увидим в самое ближайшее время и, прежде всего, в Афганистане.