Статья
1461 30 ноября 2011 23:20

Киев и Москва возобновили диалог

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе переговоров со спикером Верховной Рады Владимиром Литвиным заявила, что рассчитывает на присоединение Украины к Таможенному союзу через год, когда будут оценены итоги его работы.

«Думаю, что через год работы Таможенного Союза вы посмотрите на конкретные цифры, что это дало экономикам трех стран, и примите решение», - цитирует Матвиенко сайт партии «Единая Россия».

В свою очередь глава украинского парламента отметил, что в Киеве «изучают вопрос возможного присоединения Украины к Таможенному союзу».

«Вопросы интеграционных процессов сегодня очень важны, так как экономика носит международный характер, - констатировал он. - И мы пытаемся понять, что может дать Украине вступление в Таможенный союз». Со своей стороны Матвиенко особо подчеркнула, что «Россия никого не заставляет и не зазывает в ТС».

Литвин также отметил, что визит Матвиенко в Киев означает возобновление политического диалога между странами.

«Первый официальный визит Валентины Ивановны Матвиенко в новом качестве на Украину - это само по себе знаковое событие. И, во-вторых, этот визит является свидетельством того, что у нас полностью восстановлен политический диалог между Россией и Украиной, в полном объеме», - сказал Литвин на брифинге в Киеве после встречи с Матвиенко, сообщает «Интерфакс».

По итогам беседы с Литвиным, а также встречи с президентом Украины Виктором Януковичем Матвиенко сообщила журналистам, что поднимала вопрос участие Киева в интеграционных процессах на постсоветском пространстве с обоими собеседниками
. Она подчеркнула, что эти процессы «носят разноуровневый и разноформатный характер». В частности, спикер напомнила о недавнем подписании Украиной соглашение о зоне свободной торговли.

 «С моим коллегой Литвиным мы говорили о синхронизации внутригосударственных процедур по ратификации этого документа», - добавила она. В свою очередь спикер Верховной Рады выразил мнение, что «было бы идеально, если бы все участники этого соглашения провели ратификацию в определенный день».
 
«Пока этот документ к нам не поступал, - продолжил Литвин. - Думаю мы его рассмотрим, когда он поступит, и проявим прагматичный подход в этом вопросе, так как понимаем, что от этого соглашения все только выиграют».

Как сообщали «Актуальные комментарии»
, Украина ранее уже отказалась от предложения интеграции с Россией.

Напомним, Москва неоднократно приглашала  Киев вступить в Таможенный союз, членство в котором, в частности, обеспечит Украине более низкие цены на газ.

Однако Украина в ответ подчёркивала, что нацелена на процесс евроинтеграции и рассчитывает подписать к концу года  cоглашение о создании зоны свободной торговли  и ассоциации с Евросоюзом. В середине сентября президент Украины Виктор Янукович подтвердил, что вопрос о вступлении Украины в ТС не стоит.

Отметим, что 18 октября Украина подписала договор о Зоне свободной торговли в рамках СНГ. Подчёркивалось, что подписание соглашения не означает отказа  Украины от евроинтеграции.

Между тем, интеграционные процессы на постсоветском пространстве  последнее время обрели динамику.

Так, 18 ноября президенты России, Белоруссии и Казахстана на встрече в Москве подписали договор о Евразийской экономической комиссии и декларацию о Евразийской экономической интеграции – «дорожную карту» интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского экономического союза.

На прошлой неделе Москва и Минск достигли компромисса по газовому вопросу. Белоруссия будет получать газ по интеграционным ценам.
Скидок на газ давно  добивается Украина.

Украина много раз повторяла, что цена на российский газ непомерно высока. В настоящее время Украина добивается от России пересмотра газовых контрактов, в частности - снижения цены и гарантий объемов транзита газа через территорию Украины.

Комментарии экспертов

Очевидно, что курс взаимоотношений Украины и России будет меняться, и он развернется в сторону России. На практике это было реализовано в продлении сроков аренды российской базы под Севастополем. Но по факту таким громким, в общем-то, решением дело и ограничилось. Сейчас на повестке дня стоят два ключевых вопроса, - это, как раз таки, предоставление скидки на газ для Украины и объединение «Нафтогаза» и «Газпрома». Хотя вторая тема уже несколько ушла с повестки, и по сути, сейчас Киев настаивает именно на том, чтобы Москва пошла на уступку по снижению тарифов, по снижению цен на поставку российского газа.

Ситуация с Белоруссией показала, что в отношении  Москвы подобные шаги не невозможны. В отношениях с Белоруссией российское руководство эту уступку осуществило, хотя со стороны Минска это было достаточно длительной и долгой претензией, просьбой, я бы сказала. И это, в общем-то, тоже долго было одним из камней преткновения в российско-белорусских отношениях.

На Украине  ситуация другая. Там режим гораздо более спокойно воспринимается в европейских кругах, даже несмотря на дело Юлии Тимошенко, все-таки Евросоюз не отказывается  сотрудничать с Украиной, не отказывается рассматривать ее как одного из своих не членов, ну уж союзников точно.

Поэтому, здесь у Украины остается пространство для маневра, и Виктор Янукович его  использует. Говоря о том, что внешняя политика Украины носит многовекторный характер и что интеграция с европейскими структурами – это один из приоритетных пунктов его политики. Здесь, повторюсь, маневров гораздо больше и поэтому говорить о том, что Украина вот-вот присоединится к Таможенному союзу, я бы не стала.

Но, конечно же, я думаю, что если будет стоять вопрос о скидке на газ в обмен на присоединение к Таможенному союзу, то я не исключаю такого сценария. Экономика Украины находится не в лучшем положении, и необходимо как-то ее поддерживать, демонстрировать свою переговорную эффективность. А пока добиться этого Виктору Януковичу не удается. Есть такого рода вариант обмена - бартерный, его я не исключаю, но я думаю, что не в среднесрочной перспективе.

Идет процесс внутреннего самоопределения украинской элиты. Сегодня в самых верхах, принимающих решение, на Украине больше представлены те, для кого главным является европейский рынок. Это в экономическом пространстве - металлурги и химики. А в идеологическом – очень велико негативное политическое влияние западной Украины, которая пока что определяет идеологическую повестку дня в том смысле, что всякий, кто начинает отказываться от европейского вектора, объявляется предателем национальных украинских интересов и является агентом Москвы.

Такая конфигурация сильно затрудняет рефлексию реальных интересов основной части украинской экономики, которая, вообще говоря, была бы заинтересована в интеграции. Отрасли, которые связаны с высокой добавленной стоимостью, машиностроение, прежде всего, объективно заинтересованы в интеграционных процессах. Без них ни украинская авиационная промышленность, ни автомобилестроение не имеет будущего.

И самое главное, что только интеграция с Россией создает спрос на высокое качественное образование на Украине. Потому что, если исходить из евроинтеграционных процессов, то в высоком уровне развития науки, образования нет необходимости. И это будет просто неизбежно сметено. 

Но все эти аргументы, о которых я говорю, о которых говорят сотрудники Украинской академии наук, пока плохо воспринимаются по той причине, что украинцы считают, что достаточно им прийти в Евросоюз, и на них прольется манна небесная. Такая же, какая, например, пролилась на Румынию. Эта страна, в отличие от Болгарии и той же Греции, все-таки более или менее быстро развивается и превращается в более или менее самодостаточную.

На мой взгляд, сегодня, несмотря на все экономические трудности, Европа старается не обмануть надежды своих евроориентированных сторонников на Украине и всячески подпитывает эти иллюзии. И в силу этого президент Украины, который должен учитывать мнение всех украинцев, все время колеблется. С одной стороны, он реально понимает все плюсы от вступления в Таможенный союз. С другой стороны, не хочет раздражать жителей западной Украины.

А премьер-министр, который является председателем «Партии Регионов», и электорат  которого в основном сосредоточен на востоке и в центре, подумывает о разных формах интеграционных процессов. Однако рассчитывать на прямое вхождение в Таможенный союз Украины не стоит.

К тому же надо менять Конституцию Украины, это надо понимать. Конституция Украины запрещает входить в любые союзы, где присутствует наднациональные органы. 

Поэтому, действительно, нужно искать механизмы, посредством которых с Украиной можно взаимодействовать, но, конечно, не такие при которых из булки будет вытаскиваться изюм. Вот этого допускать нельзя. Поэтому, я думаю, что нужен диалог, нужно искать формы взаимодействия. Не зря Украина так долго добивалась соглашения о зоне свободной торговли в СНГ и добилась.

Я смотрю на интеграционные процессы с Украиной со сдержанным оптимизмом. На мой взгляд, время, когда начнут сыпаться украинские высокотехнологичные предприятия, сделает ситуацию более прозрачной и потребует ясного принятия решения от руководства. Многое решат выборы в Верховную Раду Украины, которые будут в 2012 году.

Модель разноуровневой интеграции предлагает в качестве ответного хода сама Украина, когда Москва говорит, если она вступает в Таможенный союз, тогда будут соответствующие цены на газ. Украина же хочет ограничиться зоной свободной торговли, но без участия в Таможенном союзе. А это как раз не устраивает Россию. Причем не устраивает вполне закономерно.

Условно говоря, зона свободной торговли это - открытый доступ к рынку Таможенного союза, но без ответных шагов со стороны самой Украины. То есть, это дорога с односторонним движением, потому что полноценное участие в Таможенном союзе предполагает единые таможенные тарифы по всему периметру территории, а зона свободной торговли только отсутствие ограничений между странами. Украина в этом заинтересована, потому что, рынок Таможенного союза очень существенный. Но Россия хотела бы полноценного участия в Таможенном союзе, потому что если будет зона свободной торговли без встречных обязательств, проект будет размыт.
Вступление в Таможенный союз для Украины тоже выгодно. Эта выгода имеет вполне четкий денежный эквивалент, связанный и с ценами на энергоносители, улучшением доступа украинской продукции на рынки стран Таможенного союза и т.д. Но это решение политически на Украине пока не может быть принято.

Дело в  том, что на Украине просто не существует политических сил, которые выступали бы за участие в Таможенном союзе. Есть отдельные политики, не первого ряда, но нет ни одной из серьезной партии, которая выступала бы  с этой программой.

Это так вопреки объективной заинтересованности в плодах от участи участия в Таможенном союзе. Через год эта ситуация измениться не может. Вот в чем проблема. Это зависит не только от успешности самого Таможенного союза, сколько от структуры украинской политики. Конструкция украинской политики такова что, присоединение Украины в Таможенный союз невозможна. Пока эта конструкция не изменится, присоединение не состоится, даже если Таможенный союз будет более чем успешен. 

На самом деле об успехе можно говорить уже сейчас: есть рост приграничного товарооборота, расчеты, которые показывают прибавку в ВВП, имеется тот же самый единый тариф на энергоносители. Но пока все эти успехи и плюсы ничего не стоят, если нет политических сил, которые готовы отстаивать и принимать соответствующие решения. И пока, к сожалению, на Украине такой политической силы не вижу.

Из нынешних партий могла такой стать только «Партия регионов». Но ее позиция определяется во многом украинскими олигархическими группами, которые рассматривают российские аналогичные группы в качестве главных конкурентов за доступ к европейскому рынку. Поэтому, хотя они в высшей степени заинтересованы в дешевом газе,  в такой же мере они заинтересованы в режиме наибольшего благоприятствования на европейских рынках, и главное, в определенных барьерах на пути экспансии российского капитала на Украину.

Пока на Украине ситуация, когда одна часть украинской элиты против интеграции по таким корпоративным соображениям, а другая - по идеологическим. И в ближайшее время конфигурация вряд ли изменится.

Выборы на Украине могли бы изменить ситуацию только в том случае, если бы появились партии с другой позицией, либо бы произошли изменения в идеологии уже существующих партий. Пока таких тенденций не видно. Поэтому, какие бы аргументы мы не приводили, они не будут иметь решающегося эффекта, в ситуации, когда просто некому эти аргументы выслушать и приступить к исполнению.

19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".