Кино, вино и домино
литературный критикВиктор ТопоровYII съезд Союза кинематографистов (договоримся считать его легитимным) имеет в ближайшей перспективе труднопрогнозируемые последствия.
Однако со среднесрочной перспективой ошибиться трудно: начался окончательный демонтаж сложившейся в советское время системы творческих союзов. Демонтаж, впрочем, правомерный и даже, пожалуй, несколько запоздалый.
Пресловутый Закон о творческих союзах (на который в свое время наложил вето президент Путин) теперь будет навсегда положен под сукно.
А сами союзы — в отсутствие господдержки и с оглядкой на всегдашнюю хозяйственную беспомощность, усугубляемую вороватостью «управленцев» — растеряют остатки собственности и мало-помалу сойдут на нет.
Не на взносы же прикажете жить?
Произойдет ли это в режиме цепной реакции или сработает эффект домино, сказать трудно (скорее всего, оба эти процесса будут развиваться одновременно), да это и не имеет особого значения.
Викто ТОПОРОВКуда важнее другое: творческие союзы — пережиток прошлого, плоть от плоти уже не существующего идеократического государства — и, далеко не в последнюю очередь, плод страстной до болезненности личной любви И. В. Сталина к литературе и искусству.
В сегодняшней жизни (хоть в семь тучных лет, хоть в семь тощих) традиционным творческим союзам места нет, они не реформируемы (дальше я объясню, почему) и, следовательно, обречены на исчезновение.
На смену им придут другие способы самоорганизации представителей творческих профессий, другие структуры (вспомним пусть и неоднозначный опыт Киноакадемии, Медиасоюза, Русского ПЕН-клуба и всевозможных гильдий): ассоциации, клубы и т.п.
Связь времен некоторым образом прервется, но свято место пусто не бывает.
В советских (сталинских) творческих союзах — в каждом из них — одновременно и параллельно высились две пирамиды успеха: карьерная и сугубо творческая.
Можно было подниматься по иерархической лестнице: членство в бюро секции, в правлении, в секретариате, во всевозможных статусных комиссиях и т.д. А можно и «брать свое» успехом у публики (зрителя, читателя, слушателя).
Странность (и несомненная эффективность) сталинской стереометрии заключалась в том, что пирамиды во многих точках (и на всех ярусах) пересекались: лауреат (или просто народный любимец) открывал секретарскую дверь ногою, но и самого секретаря не обносили ни премиями, ни прочими милостями.
И всё это зиждилось на фундаменте практически безграничной господдержки.
В наши дни пряников перестало хватать на всех. И подлинные любимцы публики оказались неизмеримо богаче и могущественнее секретарей. Секретарство потеряло престижность — и в руководство творческих союзов потянулись уже совершенно особые люди.
Идеалисты — но их моментально заедала «система». Ворюги (в союзах всегда есть что украсть) — но о них не будем.
Костяк руководства творческих союзов составляют, увы, амбициозные халявщики. Власть у них призрачная, блага небольшие, деньги маленькие — но им много и не надо.
А за спиной у руководства — так называемый актив.
Вот на них — на руководство и на актив — остатков (которые сладки) пока хватает.
А остальные?
В каждом из творческих союзов примерно 10% эффективно работающих профессионалов. И они предпочитают заниматься профессией. А если и приходят ненадолго в руководство, то в ужасе сбегают оттуда.
Еще 10% — руководство + актив. А остальные 80% — в той или иной мере «овощи».
Балласт. Бремя. Обуза.
Правда, обуза с правом голоса.
Творческие союзы следовало бы сократить в десять раз. Или как минимум в пять. Но на это никогда не решатся.
Вот поэтому они и не подлежат реформированию.
Вот поэтому они и подлежат роспуску.
Союз во главе с влиятельнейшим Никитой Михалковым распускать бы не стали (хотя, может, и следовало бы).
Но вот главное препятствие к роспуску устранено.
А за Союзом кинематографистов — как двадцать лет назад — подтянутся и все остальные.
Виктор ТОПОРОВ