Китайские итоги
Одним из основных экономических трендов стала активизация российско-китайского экономического сотрудничества. В рамках визита Владимира Путина в КНР результатов удалось добиться на трех основных направлениях - ТЭК, авиастроение и региональные институты развития.
В энергетической сфере серьезных преференций удалось добиться «Транснефти» и «Роснефти». Госкомпаниям удалось договориться о погашении задолженности по оплате Пекином «черного золота». Напомним, в конце марта «Роснефть» и «Транснефть» заявили, что их контрагент по поставкам нефти в Китай - «дочка» китайской госкомпании CNPC - снизила оплату за поставки на 7%. Российские компании не исключали обращения в Лондонский суд, однако позже китайская сторона погасила часть задолженности. В конце июня «Транснефть» сообщила, что китайская сторона опять сократила выплаты за поставки нефти и топ-менеджмент госкомпании собирается подавать в суд.
Успехи на нефтяном направлении «Транснефть» и «Роснефти» обусловлены проблемами на газовом фронте. Ранее основной переговорщик РФ – Игорь Сечин – увязывал скидки на «черное золото» с договоренностями по газу. Москва рассчитывала заключить с Поднебесной 30-летний контракт на поставку 68 млрд кубометров в год. По итогам переговоров Сечин и «Газпром экспорт» рассчитывали выйти на $400 за тысячу кубометров при поставке через восточный маршрут (Сахалин — Хабаровск — Владивосток).
Пекин придерживался ориентира в $240-250 при поставках через западный маршрут (строящийся трубопровод «Алтай»). Позиция КНР основывалась на стоимости среднеазиатского газа, который Поднебесная получает за $200. Также Пекин пытался увязать Китай цену на газ со стоимостью энергетического угля, в то время как «Газпром» ориентировался на более дорогие нефтепродукты.
За несколько дней до визита стало очевидно, что продвинуться по газовой теме не удастся. И переговорной группой было принято решение добиваться выплаты долга «Роснефти» ценой ослабления переговорных позиций по газу. В итоге Сечин решил две задачи: обеспечил близкую вице-премьеру НК дополнительным финансированием и ослабил конкурирующие группы из «Газпром экспорта».
Серьезных успехов удалось достигнуть в авиастроении, подконтрольном Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Серьезно укрепляя позиции в средней (МС-21) и ближней магистрали (SSJ), ОАК отказывалась от конкуренции в дальней авиации. Здесь большую часть рынка делили Airbus и Boeing. Причем, в противостоянии двух авиагигантов американцы, благодаря продвижению новой модели Dreamliner, продолжили наращивать объемы «твердых» заказов в широком фюзеляже, а европейцы закрепляли триумф Airbus 320 Neo в узком формате.
Понимая, что конкурировать с Neo сложно, ОАК решила зайти в дальнюю магистраль через широкий фюзеляж. В качестве основного партнера был выбран Китай. Поднебесная имеет обширный опыт инженерного взаимодействия с Москвой, а объемные внутренние рынки обеих стран обеспечат спрос на новый лайнер.
Для реализации перечисленных проектов РФ и КНР решили создать совместный инвестиционный фонд. Участие в российско-китайском финансовом проекте станет первым совместным опытом работы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Новая бизнес-структура создавалась, чтобы разделить риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации. Это позволило бы увеличить объемы прямых иностранных инвестиций и повысить конкурентоспособность РФ на фоне стран БРИК.
Дмитрий АБЗАЛОВ,
Центр политической конъюнктуры
