Статья
1209 23 марта 2010 0:00

Конкуренция за будущее

В Москве завершился первый день работы инновационного форума малого и среднего предпринимательства, организованный ОПОРой России. На форум приехал глава российского правительства, который  донес до бизнесменов, несомненно, радостную для них информацию. А именно: государство будет сокращать полномочия служб, надзирающих за бизнесом, и одновременно увеличивать ответственность предпринимателей за нарушение прав потребителей.

«Мы будем кардинально менять идеологию и практику работы контрольных служб, сокращать избыточные полномочия госорганов, избавляться от лазеек, создающих возможности для злоупотреблений и коррупции», – сказал Владимир Путин, выступая на инновационном форуме. «Самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не какая-то компанейщина, не временное «антикризисное» послабление для бизнеса, а суть политики государства», – подчеркнул премьер.

В то же время, как подчеркнул Владимир Путин, контроль и надзор будут сориентированы на выявление и пресечение реальных угроз для жизни и здоровья граждан и состояния окружающей среды. Кроме того, подчеркнул В.Путин, «ответственность предпринимателей (как административная, так и финансовая) за нарушение прав потребителей, за выпуск опасной продукции многократно возрастет».

«Отмена избыточного контроля не должна негативно отразиться на потребителях. Мы будем добиваться, чтобы бизнес нес полную ответственность за результаты своей работы, а не прикрывался разного рода сертификатами, разрешениями и никому не нужными, неэффективными бумажками, которыми мы все обросли за последние годы», – сказал глава правительства.

Это уже не первая встреча В.Путина с представителями малого и среднего бизнеса. 22 апреля 2009 года премьер выступил на пленарном заседании подобного, организованного ОПОРой России, Форума по малому и среднему предпринимательству, озвучив ключевые меры правительства по поддержке данного сегмента экономики.

В нынешнем мероприятии приняли участие первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, представители профильных министерств и ведомств, академики РАН, предприниматели из 80 регионов РФ, лидеры 123 отраслевых союзов, представители промышленных кругов, международных организаций и зарубежных компаний.

Глава правительства выступал на форуме во второй половине дня, к тому времени экономисты, бизнесмены, ученые уже успели обсудить главный информационный повод нынешнего собрания.  Дело в том, что организация предпринимателей, которую возглавляет Сергей Борисов, специально к форуму подготовила исследование под названием «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России». В работе была сделана попытка оценить конкурентоспособность национальной инновационной системы России.

«Почему именно ОПОРА взяла на себя эту миссию? Мы уверены, что малый и средний бизнес является неотъемлемой частью инновационной экономики. В условиях роста конкуренции, стоимости новых технологий, мобильности человеческого и финансового ресурсов, решающим элементом конкурентоспособности становится скорость создания и внедрения инноваций. А малый бизнес – гибкий и мобильный – имеет явные преимущества перед более крупными компаниями», – заявил Сергей Борисов, представляя результаты исследования участникам форума.

Вместе с тем, по мнению С. Борисова, инновационная система важна не сама по себе, «развитие и внедрение инноваций – не самоцель», а только инструмент, нацеленный на достижение результатов в социально-экономическом развитии страны.

Сергей Борисов представил также идеальную модель инновационной системы. По его словам, она включает в себя три уровня, передает информационный портал ОПОРы.

«Верхний позволяет согласовывать направления государственной политики и контролировать их. Его ключевая задача –  формирование чёткого плана действий (стратегии) с обязательным мониторингом его реализации и определением приоритетов в работе всех структур в этой сфере», – отметил президент ОПОРЫ. В то же время, уточнил он, речь не идет о создании «суперведомства», которое решало бы все вопросы инновационной политики: «нет ни одного примера успешно работающего «министерства инноваций».

Второй уровень включает в себя несколько сегментов. Среди его задач – финансирование новых научных знаний, увеличение финансирования посевных и старт-ап инструментов, а также количества инфраструктурных объектов коммерциализации. Необходимо формирование технологической политики. И главное – одинаковые прогрессивные условия, способствующие развитию инновационных компаний, подчеркнул С. Борисов.

«Если мы реализуем этот первый, только что озвученный сценарий – то национальная инновационная система России станет самой современной в мире», – считает президент ОПОРЫ. Однако, по его словам, в этой модели должен быть третий уровень – участие регионов.

Сегодня малый и средний бизнес России – это 17 тысяч средних и 228 тысяч малых компаний, более 1 миллиона микропредприятий, а также 4 миллиона предпринимателей и фермеров. Правительством уже принят ряд целый мер по поддержке представителей малого и среднего бизнеса. Только в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено 10 млрд. рублей на развитие этих видов предпринимательства, сообщается в материале пресс-службы правительства, подготовленном к форуму.

 

Комментарии экспертов

На форуме мы хотим оценить в целом ситуацию, в которой мы, все предприниматели, находимся.  Какова же оценка всей инновационной системы России? – Мы сравниваем ее с инновационными системами других стран, определяем тренды,  системы показателей и факторов, в которых развивается наша инновационная система.

Мы провели очень серьезное исследование и будем его презентовать на форуме. Это исследование, которое происходило без малого в течение года от задумки до реализации, охватило 200 ученых, которые публикуются в зарубежных изданиях, около 200 малых инновационных компаний, 200 средних и крупных предприятий и около 2000 граждан России.

У нас получился потрясающий срез, и мы смогли оценить систему факторов, из которых складывается инновационная система.

Теперь мы видим те составляющие, которые необходимо достраивать в российской инновационной системе. Мы почему-то думали в последние годы, что нужны только изобретения и их  коммерциализация. Это далеко не так. Нужны еще подготовленные люди,  то есть это талант и образование, должна быть соответствующая наука, инфраструктура,  должна быть предрасположенность и возможность заимствовать  высокие технологии у развитых стран и адаптировать под свою деятельность. Должно быть, наконец, эффективное государственное управление.

Если мы будем сегодня думать только о поддержке точечных проектов, мы серьезно не продвинемся. Должны быть системные меры, мы должны идти широким фронтом по разным составляющим, и если мы где-то будем уступать, где-то будем отставать, это не значит, что мы прорвемся в отдельных составляющих этой системы. Поэтому все должно быть сбалансировано.

 

Если посмотреть на опыт тех стран, которые успешно осуществляли модернизацию, причем ускоренными темпами, то везде роль государства была чрезвычайно большой, если не определяющей.

Другое дело, как понимать эту роль государства. Чаще всего её понимают редуцированно, как какие-то государственные средства, которые для этого тратятся: инвестиции или какие-то государственные закупки, заказы и т.д. Это всё абсолютно необходимый компонент, но недостаточный. Обычно ещё упоминают некую законодательную базу, которая должна быть адекватной тем задачам, которые призвана решать эта инновационная система.

Разработанность национальной законодательной базы в этой сфере у нас действительно пока ещё очень низкая, и есть огромное количество лакун. Даже с теми же инновационными парками, технопарками и т.д. есть много до сих пор законодательно не решённых вопросов, связанных с земельными отношениями, статусом и т.д. Как всегда, у нас большие проблемы с интеллектуальной собственностью, её защитой, правами, которые будут иметь инноваторы в этой сфере, как это всё будет распределяться между инвесторами, венчурными фирмами, и т.д. Здесь есть много аспектов, которые не разрешены, и в условиях коммерческого использования и рыночной экономики это будет огромный тормоз, если вообще не непреодолимый барьер.

Это всё – то, что относится к слову «условия», но не «факторы». Условия предполагают некие пассивные характеристики, а факторы – это некие активные характеристики.  

Необходимы какие-то организационные усилия государства, которые гораздо менее формализованы. Во всяком случае, они могут быть чрезвычайно разнообразными. Они связаны и с передачей технологии, и с организацией банков данных для предоставления инноваторам для широкой пропаганды каких-то идей и т.д. У нас подчас многие фирмы просто не представляют себе, что есть те или иные идеи. По большому счёту, идею можно найти, но она не станет известной. Таких усилий (а их множество в самых разных сферах) и не хватает. По большому счёту, государство должно было бы озаботиться именно этим.

Второе – это создать соответствующую среду и отношение самих компаний. Это делается разными способами, включая и механизмы объективного свойства. Например, определённые разные режимы налогообложения, какие-то штрафные санкции с тех компаний, которые этим не занимаются. Можно было бы предположить, что крупные финансовые группы должны были бы процент своих средств выделять на диверсификацию в пользу каких-то современных отраслей. Эту программу можно было бы согласовывать в рамках формального или неформального органа, где можно было бы собирать топ-менеджеров этих финансово-промышленных групп и закреплять за ними определённые направления этой модернизации.

Здесь есть большой простор для нормального экспериментирования. Все эти механизмы были задействованы в Японии в 50-е, 60-е и даже 70-е годы. Для этой цели у них даже существовало специальное министерство, министерство внешней торговли и промышленности, которое координировало всю эту работу, причём подключало к ней и компании, и профсоюзы, и академическое сообщество. Иначе говоря, необходимы те механизмы, на которых бы происходило тесное общение и вырабатывались бы совершенно конкретные решения с прописанными ответственностями сторон. Я считаю, этого нам серьёзно не хватает в этой программе. Всё остальное в каком-то смысле является производным.

Что касается Сколково, то оно будет некоторой единственной точкой, на которую мы хотим сделать ставку. Что, это будет суперструктура, которая решит все проблемы России на всёх её необъятных пространствах и охватит все отрасли? Это же невозможно предположить. Несомненно, это не так. Сама идея со Сколково – это замечательная идея, но её, совершенно очевидно, будет недостаточно для серьёзного мощного разворота нашей экономики в структурную диверсификацию в пользу наиболее наукоёмких производств и отраслей.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".