«Контригра» мэра
Важнейшие информационные кампании недели были связаны с политической «контригрой» мэра Москвы и возможностью совмещения региональной и федеральной парламентских кампаний осенью 2011 года.
Юрий Лужков, ранее ставший объектом целой серии негативно окрашенных сообщений СМИ (в том числе, федеральных телеканалов), предпринял ряд последовательных шагов в защиту своих интересов. Заручившись поддержкой значительной части депутатов Мосгордумы, мэр опроверг все обвинения в свой адрес, заявив о намерении добиваться защиты в суде и апеллируя к Владимиру Путину, который положительно оценивал его работу. Представители властного «тандема» от комментариев по поводу сложившейся ситуации вполне предсказуемо воздерживаются, вместе с тем, можно говорить о том, что Центру удалось сохранить контроль над ситуацией: в конце недели стало известно о том, что Лужков уходит в краткосрочный отпуск. Вероятно, этот шаг был согласован с федеральным руководством, которое стремится к прекращению «информационной войны» и развитию ситуации по «системному» сценарию. Перевод конфликта в латентную плоскость отвечает интересам Центра, так как позволяет расширить «коридор возможностей» для принятия стратегически важного кадрового решения. Выбор кандидатуры «преемника» Лужкова, по всей видимости, на федеральном уровне еще не завершен, хотя вероятность досрочного ухода градоначальника с занимаемого поста остается достаточно высокой.
Дискуссия о возможном переносе сроков проведения очередных парламентских выборов в СМИ началась еще минувшим летом: тогда авторами «утечек» становились председатель Совета Федерации Сергей Миронов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. На минувшей неделе возможности совмещения региональных и думской кампаний в «единый день голосования» в октябре 2011 г. не исключил и спикер Госдумы Борис Грызлов. Выдвижение этого вопроса на повестку дня в подобной форме свидетельствует о том, что сценарий досрочных выборов не является сугубо теоретической конструкцией, а в действительности обсуждается на высшем уровне. Однако окончательное решение, по всей видимости, еще не принято.
Совмещение кампаний разных уровней, помимо возможности предотвращения дестабилизации в случае действия каких-либо неблагоприятных социально-экономических факторов, отвечает интересам «Единой России» с точки зрения укрепления политических позиций партии, так как дает возможность консолидировать ресурсы и провести более масштабную и целенаправленную агитационную работу с населением. Немаловажен и экономический аспект, связанный с возможностью экономии значительного объема финансовых средств. В условиях дефицита бюджета целесообразность этого не оспаривается ни «партией власти», ни оппозиционными политическими силами. Можно предположить, что принцип экономии расходов на выборы найдет понимание и у значительной части населения.
В заключение стоит отметить события в сфере кадровой политики: ожидаемая смена власти на минувшей неделе состоялась в Калмыкии. Для реализации этого сценария сложились как политические, так и социально-экономические предпосылки. Так, в течение последних лет отмечается рост внутриэлитной конфликтности, что можно рассматривать как симптом снижения управленческой эффективности «режима Илюмжинова». Республика остается в числе «депрессивных» территорий с низким уровнем жизни населения и негативной динамикой ситуации в сфере обеспечения безопасности. Стоит учесть и объективные проблемы: низкую плотность населения, неразвитость инфраструктуры, сложный национальный состав.
Логика решения кадрового вопроса отражает принцип преемственности и учет национального фактора: первый зампредправительства, представитель Калмыкии при президенте РФ Алексей Орлов является фигурой, наиболее близкой к уходящему главе республики (из числа внесенных в список «Единой России»). Тем не менее, можно прогнозировать трансформацию регионального властного режима, хотя значительного обновления управленческой «команды», вероятно, не произойдет.
Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев