Статья
6333 29 августа 2014 15:51

Концепция семьи

Правительство РФ утвердило концепцию государственной семейной политики в России на период до 2025 года.

Соответствующее распоряжение, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, опубликовано на сайте кабмина.

Как отмечается в сопроводительном комментарии к документу, концепция разработана Министерством труда и социальной защиты РФ в соответствии с национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы и направлена на развитие основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации еще в 1996 году, но с учетом новых социально-экономических и политических условий

Реализация концепции планируется в два этапа: первый этап - 2015-2018 годы, второй этап - 2019-2025 годы.

В общих положениях Концепции нашли отражение и статистические данные: 43% российских семей имеют несовершеннолетних детей, из них только 11,4% - двух, многодетные - 2,5%. Доля детей, рожденных вне брака составляет - 23%. Больше половины заключенных браков распадается. По сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тысяч детей. Кроме позитивных показателей в документе отмечаются и негативные тенденции: ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин: рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин и случаев женского бесплодия.

Цели новой концепции включают поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

Среди задач концепции отмечены повышение ценности семейного образа жизни, развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

Эффективность реализации концепции будет оцениваться по таким показателям как уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте федерации, сокращение числа неработающих родителей, увеличение численности детей в возрасте до трех лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу, уменьшение числа разводов, увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тем же распоряжением Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами власти поручено до 1 декабря 2014 года представить в правительство проект плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа концепции государственной семейной политики.

Специально для «Актуальных комментариев» Наталья Захарова.

Комментарии экспертов

Четыре года назад меня пригласили выступить на съезде "Единой России", посвященном вопросам материнства и детства. Уже тогда активно обсуждались вопросы, которые в итоге нашли отражение в Концепции государственной семейной политики РФ. В своем выступлении я попросила задуматься над вопросом донесения информации о всех тех огромных возможностях, которые предлагает государство современной семье. Кроме словосочетаний "материнский капитал" и "родовой сертификат" другие варианты господдержки большинству будущих родителей неизвестны.

К тому же, повсюду слышны крики отчаяния молодых мам из-за запретов на посещение детского сада детьми до 3 лет, о невозможности устроиться на работу: если у тебя есть маленькие дети - не принимают. И вообще, если собрать высказывание родителей в соцсетях, то аж жутко становится - как можно сохранить бодрость духа и желание рожать детей в нашей стране?

С другой стороны, - прочитаешь эту концепцию и поймешь - молодцы! Всё продумали, все мелочи предусмотрели. Тут и борьба с абортами, и психологическая помощь семье, и помощь в приобретении жилья. Я уже не говорю о том, что существуют специальные организации, которые занимаются бесплатным профессиональным перепрофилированием и устройством на работу беременных женщин и мам с детьми до 3 лет.

Так почему с одной стороны государство так много денег вкладывает в развитие поддержки материнства и детства, а с другой стороны - остается ощущение плавания в мутной воде?

Во всей этой концепции не достает одного важного пункта - создания единого информационного центра и сайта, на котором можно было бы получить информацию из первых рук. Почему столько вопросов про тот же материнский капитал? Да потому, что каждый родительско-детский сайт трактует его на свое усмотрение. Причем, при создании такого информационного центра нужно рассчитывать не на родителей с двумя высшими образованиями, а на средний уровень образования. Всё должно быть очень просто и понятно.

В едином информационном центре должна быть возможность ознакомится со всеми опциями, получить консультации, помощь в оформлении документов, подаче заявления и т.д. На данный момент, пока такого единого информационного центра семьи нет, можно работать с каждой семьей в индивидуальном порядке. Например, при постановке беременной на учет в ЖК или про регистрации новорожденного в ЗАГСе с молодыми родителя должен проводится инструктаж по их правам и обязанностям. Хорошо бы выдавать им на руки памятку и сразу же, на месте, отвечать на появившиеся вопросы, предоставлять телефон единой справочной службы.

Иначе государство и его концепции будут жить в одной реальности, а родители с их проблемами и потребностями - в другой. И эти реальности никогда не пересекутся.

На данные инициативы и концепцию денег у местного самоуправления опять не будет. Поэтому экономически поспособствовать развитию данной концепции регионы не смогут. Зато у местного самоуправления есть другой ресурс – земля, которую они в праве предоставить молодым семьям, чтобы те в свою очередь могли свободно развиваться и строить дома. В первую очередь необходимо поддерживать молодёжь – работой и землёй – для того, чтобы способствовать повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в целом по стране. Также стоит не забывать о социальной рекламе – освещению принципов крепкой семьи и пропаганды семейных ценностей.

Для реализации подобного рода государственных программ и концепций на уровне местного самоуправления нужно оставить большую часть налогов в регионах, а такие решения должны приниматься на федеральном уровне. Поэтому для процветания семьи, пропаганды семейных ценностей и реализации государственных программ работа федеральных и местных властей должна быть максимально слаженной и не должно быть никакого привычного нарушения межведомственной координации.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".