Концепция семьи
Правительство РФ утвердило концепцию государственной семейной политики в России на период до 2025 года.
Соответствующее распоряжение, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, опубликовано на сайте кабмина.
Как отмечается в сопроводительном комментарии к документу, концепция разработана Министерством труда и социальной защиты РФ в соответствии с национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы и направлена на развитие основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации еще в 1996 году, но с учетом новых социально-экономических и политических условий
Реализация концепции планируется в два этапа: первый этап - 2015-2018 годы, второй этап - 2019-2025 годы.
В общих положениях Концепции нашли отражение и статистические данные: 43% российских семей имеют несовершеннолетних детей, из них только 11,4% - двух, многодетные - 2,5%. Доля детей, рожденных вне брака составляет - 23%. Больше половины заключенных браков распадается. По сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тысяч детей. Кроме позитивных показателей в документе отмечаются и негативные тенденции: ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин: рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин и случаев женского бесплодия.
Цели новой концепции включают поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.
Среди задач концепции отмечены повышение ценности семейного образа жизни, развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.
Эффективность реализации концепции будет оцениваться по таким показателям как уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте федерации, сокращение числа неработающих родителей, увеличение численности детей в возрасте до трех лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу, уменьшение числа разводов, увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тем же распоряжением Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами власти поручено до 1 декабря 2014 года представить в правительство проект плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа концепции государственной семейной политики.
Специально для «Актуальных комментариев» Наталья Захарова.
Четыре года назад меня пригласили выступить на съезде "Единой России", посвященном вопросам материнства и детства. Уже тогда активно обсуждались вопросы, которые в итоге нашли отражение в Концепции государственной семейной политики РФ. В своем выступлении я попросила задуматься над вопросом донесения информации о всех тех огромных возможностях, которые предлагает государство современной семье. Кроме словосочетаний "материнский капитал" и "родовой сертификат" другие варианты господдержки большинству будущих родителей неизвестны.
К тому же, повсюду слышны крики отчаяния молодых мам из-за запретов на посещение детского сада детьми до 3 лет, о невозможности устроиться на работу: если у тебя есть маленькие дети - не принимают. И вообще, если собрать высказывание родителей в соцсетях, то аж жутко становится - как можно сохранить бодрость духа и желание рожать детей в нашей стране?
С другой стороны, - прочитаешь эту концепцию и поймешь - молодцы! Всё продумали, все мелочи предусмотрели. Тут и борьба с абортами, и психологическая помощь семье, и помощь в приобретении жилья. Я уже не говорю о том, что существуют специальные организации, которые занимаются бесплатным профессиональным перепрофилированием и устройством на работу беременных женщин и мам с детьми до 3 лет.
Так почему с одной стороны государство так много денег вкладывает в развитие поддержки материнства и детства, а с другой стороны - остается ощущение плавания в мутной воде?
Во всей этой концепции не достает одного важного пункта - создания единого информационного центра и сайта, на котором можно было бы получить информацию из первых рук. Почему столько вопросов про тот же материнский капитал? Да потому, что каждый родительско-детский сайт трактует его на свое усмотрение. Причем, при создании такого информационного центра нужно рассчитывать не на родителей с двумя высшими образованиями, а на средний уровень образования. Всё должно быть очень просто и понятно.
В едином информационном центре должна быть возможность ознакомится со всеми опциями, получить консультации, помощь в оформлении документов, подаче заявления и т.д. На данный момент, пока такого единого информационного центра семьи нет, можно работать с каждой семьей в индивидуальном порядке. Например, при постановке беременной на учет в ЖК или про регистрации новорожденного в ЗАГСе с молодыми родителя должен проводится инструктаж по их правам и обязанностям. Хорошо бы выдавать им на руки памятку и сразу же, на месте, отвечать на появившиеся вопросы, предоставлять телефон единой справочной службы.
Иначе государство и его концепции будут жить в одной реальности, а родители с их проблемами и потребностями - в другой. И эти реальности никогда не пересекутся.
На данные инициативы и концепцию денег у местного самоуправления опять не будет. Поэтому экономически поспособствовать развитию данной концепции регионы не смогут. Зато у местного самоуправления есть другой ресурс – земля, которую они в праве предоставить молодым семьям, чтобы те в свою очередь могли свободно развиваться и строить дома. В первую очередь необходимо поддерживать молодёжь – работой и землёй – для того, чтобы способствовать повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в целом по стране. Также стоит не забывать о социальной рекламе – освещению принципов крепкой семьи и пропаганды семейных ценностей.
Для реализации подобного рода государственных программ и концепций на уровне местного самоуправления нужно оставить большую часть налогов в регионах, а такие решения должны приниматься на федеральном уровне. Поэтому для процветания семьи, пропаганды семейных ценностей и реализации государственных программ работа федеральных и местных властей должна быть максимально слаженной и не должно быть никакого привычного нарушения межведомственной координации.