Статья
2276 27 августа 2021 19:43

Кризис жанра и ускользающая реальность: Фирсов об особенностях избирательной кампании

Отстранение аудитории от выборов — это нормальное явление, когда мы смотрим на избирательную кампанию, как на соревнование идей внутриполитического класса. Об этом заявил основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов в подкасте «Выборы-2021», посвященном избирательной кампании депутатов Госдумы. Ведущий подкаста — политолог, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«Попробую обобщить картину и посмотреть на выборы, как на некий род публичного искусства, стрит-арта. Я бы вывел такую формулу — кризис жанра, угасание прежних форматов, их плохая считываемость, отстранение аудиторий от этих процессов и попытка команд на старых ресурсах, несколько модернизированных за счет соцсетей, SMM-технологий, но старых с точки зрения глубинных смыслов, угнаться за ускользающей реальностью и аудиторией, которой монумент на Красном октябре был гораздо более интересен, чем электоральная кампания. Это ненормально в глубоко теоретической конструкции, когда мы смотрим на выборы, как на соревнование идей, подход, компетенций внутриполитического класса», — сказал Фирсов.

Между тем Чеснаков заметил, что кризис выборов наблюдается во всем мире, а не только в России. По его словам, для этого есть несколько факторов.

«Первый — новая коммуникационная среда, которая сформировались из-за социальных сетей, новых медиа, мессенджеров. Второй — повышение уровня образования у значительной части людей, которые определяли результаты выборов, то есть часть образованного класса перестала воспринимать политику, как сферу, которая решает их судьбу. Третий — аполитичность молодежи, которая оказывается дисквалифицирована из-за значительного количества искаженных представлений о политике: либо это наивняк, который не очень понимает, как это работает, либо это полностью деполитизированная среда, которая не воспринимает политические инструменты. Вы не можете голосовать за людей, которые вас представляют в парламенте, не испытывая при этом определенного диссонанса», — заметил эксперт.

В свою очередь Фирсов согласился с тем, что молодежь аполитична, если понимать политику, как автономную сферу, как некую технологию принятия решений.
«Однако если воспринимать ее в более дисперсном виде, как развитую ценностную субстанцию, которая постоянно вспыхивает и расширяет свои границы, то есть то, что было раньше неполитическим, становится политическим, то это не так. Например, проблема климата, одногендерных отношений. Все это переходит в политическую сферу, она теряет контурность, которая была раньше очерчена», — заметил социолог.

По его словам, очень многие граждане в повседневности могут легко дистанцироваться от политики.

«В этом смысле ценность политического сильно преувеличена, то есть, когда нам пытаются навязать ценность выборов, рядовой житель мегаполиса сталкивается с каким-то внутреннем сопротивлением. Он может обустроить жизнь вокруг себя, вынув себя из контрполитического. Его не устраивает система ценностей, отношение сервисов, которые есть в большом городе, и он верит в автономность этого всего. Это будет существовать вне зависимости от того, кто будет президентом, кто станет премьером, или кто станет депутатом», — подчеркнул он.

В то же время человеку свойственно формировать некое представление о долгосрочном будущем, сказал Фирсов. В этом случае каждый из нас будет прибегать к какому-то политическому смыслу, представлять, как будет страна в дистанции 10-25 лет.

В свою очередь Чеснаков заметил, что многие почему-то считают, что будущее должна определять власть. Однако, по его мнению, образ будущего в первую очередь должно формировать общество.

«Иначе власть не может двигаться дальше, она теряет ориентиры. Когда общество предлагает какие-то варианты, власть может этим манипулировать. Когда общество ничего не предлагает, то власть должна сама производить этот контент, образ. А это довольно сложно, потому что ты не можешь сказать: „Вот это будет так!“. Сейчас во многом процессы отторжения связаны с тем, что какая-то довольно продвинутая часть публики считает, что власть должна предложить образ будущего», — указал он.

По словам Фирсова, общество будет формировать образ будущего, когда будут созданы или не подавлены механизмы, которые позволяют обществу формулировать смыслы и вступать в диалог с властью.

«В виде чего должен существовать этот механизм? Развитые системы НКО, которые могут транслировать эти взгляды, это институт Общественной палаты, медиа, масса социальной инфраструктуры, которая позволяет обществу развиваться», — сказал эксперт.

По его словам, в таком случае люди, которые обладают различными позициями и взглядами, получат доступ к выработке решений, публичной дискуссии и обсуждению.

«Например, есть проблема оттока населения с Дальнего Востока. Никаким „дальневосточным гектаром“ эту проблему не решишь. У нас есть несколько жёстких развилок в отношении Дальнего Востока и части Сибири: либо законсервировать территорию и оставить там столько людей, сколько нужно, и не пытаться задержать эти потоки, либо делать эту территорию огромным пространством совместных проектов с азиатскими партнерами. Ни ту, ни другую сторону власть принять не может, потому что первое — это пойти на депопуляцию огромной территории, второе — это все фобии, связанные с поглощением Азии российских пространств. Таких развилок масса. Чтобы эти проблемы формировать и обсуждать нужна какая-то реально открытая, понятная экспертная дискуссия с альтернативными мнениями, сценариями. Тогда общество начинает чувствовать себя вовлеченным через эти каналы и инфраструктуру обсуждений в разработку образа будущего», — указал социолог.

Он заметил, что сейчас общество не вовлечено в этот процесс, а решения часто принимаются автономно.

«Общество не может этого делать без инфраструктуры. Во-первых, она стоит денег, а во-вторых, должна опираться на нормальное регулирование. Когда ни одного, ни второго нет, то получается провисание. Выборы, с которых мы начали, это один из инструментов этой конкуренции, когда мы смотрим на конкуренцию идей. Мы можем голосовать не за людей, а за идеи. Тогда эти идеи должны концептуализироваться», — подчеркнул Фирсов.

При этом эксперт отметил, что особенность текущей избирательной кампании — абсолютное отсутствие концептуализированности.

«Я не могу вспомнить ни одной яркой, сильной и реалистичной идеи, которая была бы кем-то предложена, за которой реально было бы интересно следить и воспринимать в конкурентном поле», — подчеркнул он.

Между тем Чеснаков заметил, что яркий пакет предложений и идей не наблюдается и в других развитых странах.

«Либо это все локализовано в разного рода комьюнити-сообществах, либо находится где-то на периферии. Польша, Франция, Германия, США — я не вижу каких-то проектных институций, которые могли бы развивать эту систему. Университеты тоже в последнее время потеряли эту площадку», — сказал эксперт.

Кроме того, он добавил, что в России часто происходит ситуаций, при которой человек участвует в избирательной кампании, объявляя об этом за три-четыре месяца до выборов.

«О каком фундаментальном подходе к госуправлению может говорить человек, который не понимает, как работать с электоратом, который рассчитывает на короткие кампании? Короткие кампании тоже возможны, но как исключение из правил. А у нас огромное количество кампаний, которые проводят, как короткие», — заметил ведущий подкаста.

Отвечая на этот вопрос, Фирсов указал, что это происходит потому, что в обществе не видно конкуренции идей.

«Вопрос реализации этих идей. В России нет инструментов и механизмов, которые позволяли бы различным частям истеблишмента разрабатывать альтернативные сценарии, вкладывать в них ресурсы, отстаивать их публично, медийно, политически», — сказал социолог.

По словам Чеснакова, так думают многие, потому что происходит попытка перенесения задач, смыслов и стилистики содержательной дискуссии на политическую.
«Политическая дискуссия — это дискуссия о победе одного над другим, используя не только рациональные инструменты. В политической дискуссии побеждает тот, кто получает большее количество голосов аудитории, то есть это не дискуссия об истине. В современном обществе огромное количество мест для дискуссий: научные аудитории, НКО, политические сообщества, меда. Зачем нужен парламент? Чтобы установить истину?», — спросил он.

В свою очередь Фирсов заметил, что для реализации креативного потенциала в России не создана, закупорена инфраструктура.

«Когда эта раскупорка как-то произойдет, надеемся, что это не будет новой волной революционного модерна, в этой ситуации мы увидим другую интеллектуальную среду. Появятся яркие идеи, сценарии, решения, которые удастся запустить не только в политике, но и в технологической сфере, управления городскими пространствами. Мы увидим определенный Ренессанс. Мы увидим, как социальная среда начнет меняться. Появятся интерес к общественной жизни, к политике, к выборам», — подчеркнул социолог.

Эксперт добавил, что от результатов выборов ждет перемен, однако одни могут произойти не сразу, а через несколько лет.

«С одной стороны, не жду никакого чуда. Все произойдет именно так, как и должно произойти — инерционно. Есть надежда, что участники этого процесса начнут переосмыслять технологии. Может, эти выборы не станут последней каплей, но они подводят к этой черте, когда возможно пойти по пути переосмысления технологий, того, что есть в партии, как она должна функционировать в современном мире, должна ли она функционировать прежнем иерархичным образом, пирамидальным, со многими механизмами, которые перекочевали в нее с двадцатого века. Будут переосмысляться коммуникационная политика, то есть произойдет анализ того, что действительно сейчас может цеплять аудиторию, на что она реагирует, а что проходит мимо нее. Эти вещи рано или поздно должны начаться. Но они могут начаться, когда есть ощущение конкурентности, а не расписанности ходов. Они часто расписаны только потому, что сами участники игры внушили себе этого», — подчеркнул эксперт.

По его словам, второй интересный момент, который демонстрируют эти выборы, — онлайн- голосование, стремление организаторов выборов действительно вместить большую часть людей в онлайн-формат.

«Онлайн-голосование — это другая уже модель, перевод выборов на онлайн-голосование может иметь сущностное отношение к выборам, когда ты понимаешь, что вся твоя публичность в телефоне, приложениях. Эта история создает новую социальную реальность», — резюмировал он.
28 декабря 2021 Новости
Данилин: В 2021 году несистемная оппозиция окончательно себя дискредитировала
 Данилин: В 2021 году несистемная оппозиция окончательно себя дискредитировала Главный итог уходящего года — тектонические изменения в среде несистемной оппозиции. Об этом сообщил директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин, выступая на круглом столе «2021. Политические итоги года».
27 декабря 2021 Новости
«Единая Россия» провела успешную кампанию на выборах в Госдуму: Чеснаков об итогах 2021 года
 «Единая Россия» провела успешную кампанию на выборах в Госдуму: Чеснаков об итогах 2021 года «Единая Россия» в ходе прошедших парламентских выборов показала убедительный результат для стабильности власти и политической системы. Об этом заявил руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, выступая на круглом столе «2021. Политические итоги года». По его словам, значительный успех партии принесла поддержка Владимира Путина. 
4 октября 2021 Новости
Памфилова: ЦИК будет судиться с авторами фейковых новостей о выборах
 Памфилова: ЦИК будет судиться с авторами фейковых новостей о выборах ЦИК будет подавать в суд на авторов публикаций, которые распространяют фейковую информацию о выборах и российском избирательном процессе. Об этом сообщила Элла Памфилова. По ее словам, таких исков будет немало, а ЦИК уже определила первого кандидата.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".