Кризис дорогого стоит
Эксперты МВФ посчитали, что борьба с кризисом уже стоила миру 11 трлн долларов. Львиная доля этих трат пришлась на развитые страны. По мнению фонда, такие расходы на стабилизацию экономики скажутся на дефиците их бюджета, в том числе и в долгосрочной перспективе. В дальнейшем это приведет к росту государственного долга. В отдельных случаях он превысит 100% ВВП. К 2014 году, к примеру, Япония будет должна 239% ВВП.
Крах кредитного пузыря стоил мировой экономике более 11 трлн долларов. Такое мнение высказали представители Международного валютного фонда (МВФ), сообщает деловая газета «ВЗГЛЯД» со ссылкой на BBC News.
По данным организации, правительства развитых государств потратили на поддержку финансового сектора 9,2 трлн долларов, еще 1,6 трлн пришлось на долю развивающихся стран.
Такие огромные вложения не могут сказаться на ключевых экономических показателях. Общий бюджетный дефицит двадцати самых экономически развитых стран мира составит 10,2% от их валового внутреннего продукта (ВВП). Это — худший показатель со времен Второй мировой войны.
Тройку «лидеров» в текущем году составляют США — их дефицит бюджета составит 13,5% ВВП, Великобритания (11,6%) и Япония (10,8%).
В 2010 году, по мнению экспертов фонда, лидировать будет Великобритания — ее госказна недосчитается 13,3% ВВП, в то время, как США уменьшат этот показатель до 9,7%.
Стоит также заметить, что случившийся прошлой осенью крах кредитной системы приведет к огромному росту государственного долга, считают в МВФ. Так, в 2014 году Япония будет должна сумму, равную 239% своего ВВП, Италия — 132%, США — 119%, а Великобритания — 99,7%.
По мнению экспертов Фонда, странам следует стремиться уменьшить дефициты своих бюджетов в долгосрочной перспективе, что, впрочем, приведет к росту налогового бремени здесь и сейчас.
«Неясно, какая модель лежит в основе прогнозов МВФ», — считает президент консалтинговой компании НЕОКОН Михаил Хазин. По его мнению, ни МВФ, ни Всемирный банк не показывают, на чем основываются их прогнозы и рекомендации.
Начав бороться с кризисом, правительства ведущих экономик мира вспомнили о кейнсианских рецептах стимулирования экономики. Речь идет о масштабном наращивании государственных расходов для увеличения спроса.
Правительства пытаются искусственным путем возобновить деловую активность. Издержками такой политики естественно является увеличение государственного долга. Получается, что антикризисная политика оплачивается инвесторами и странами, обладающими значительными валютными резервами. Они финансируют увеличивающийся государственный долг. При этом эффективность данных мер вызывает споры у экономистов. Увеличение государственного долга не будет проблемой, если рост экономики в будущем опередит объемы внешних заимствований. Если рост экономики не будет поспевать за растущим долгом, то обслуживания долга станет для развитых стран большой проблемой. Им придется столкнуться с ситуацией, когда все больший объем бюджета придется тратить на его обслуживание. Учитывая тот факт, что развитым странам придется столкнуться с проблемой старения населения, все большая часть государственных расходов будет направляться на финансирование социальных расходов. Все остальные расходы придется урезать.
Альтернатива текущей антикризисной политики состояла бы в значительном сокращении государственных расходов, то есть прекращение искусственного стимулирования экономики, отказ от прямой финансовой поддержки бизнеса, уменьшение социальных обязательств, сокращение оборонных расходов и сокращение налогового бремени на бизнес. Бизнесу пришлось бы самому перестроиться и ликвидировать неэффективные инвестиции. Но это было бы расценено гражданами как «невмешательство» со стороны государства, как снятие с себя ответственности за происходящее, а различными группами интересов, чье благополучие связано с государством, — как угроза своему существованию. В то же время такая политика способствовала бы более быстрой ликвидации неэффективных производств и ошибочных инвестиций. Экономика смогла бы быстрее перестроиться. Однако это вряд ли нашло бы широкую поддержку среди населения развитых стран.
