Статья
1240 16 января 2012 23:49

Кризис интеграции

В Европе мы наблюдаем не только экономический кризис - это кризис самой структуры европейской интеграции. Сегодня фактически никто не удовлетворен нынешним уровнем и качеством европейских элит. Только одни выдвигают лозунг «Больше Европы», другие - «Меньше Европы». Последние - однозначно в меньшинстве. Но что стоит за обоими лозунгами? Стоит непонимание того, что валютный союз без более серьезного жесткого контроля за параметрами макроэкономической политики несет серьезные опасности. И лозунг «Больше Европы» - это желание дополнить валютный союз фискальным, то есть пойти по пути Соединенных Штатов Европы, или если хотите, Европы как СССР.

А другой путь состоит в том, чтобы спокойно отнестись к выходу некоторых стран из зоны евро, когда полноформатный, полномасштабный уровень интеграции будет существовать только в ядре развитых европейских стран. Есть и более радикальный, жесткий сценарий, который разыгрывается на национальных политических аренах, евроскептиками. В разных странах они более или менее сильны, но не думаю, что где-то достигнут какого-то решительного успеха. Примером такой позиции является кандидат в президенты на выборах 2012 года Ле Пен.

Пока большая часть европейского истеблишмента хочет идти по пути большей Европы. Но к этому многие не готовы. И это можно понять. Даже существующий уровень европейской интеграции был достигнут ценой достаточно жестких мер в социальной сфере, ценой ограничения свободы маневров государств-членов в плане проведения самостоятельной официальной, промышленной политики. Валютный союз ограничивает возможности государств-членов в проведении эмиссии как способа поддержания роста, проведения других маневров валютной политики, которые могут быть нужны для стимуляции роста, для антикризисных мер. А фискальный союз ограничит свободу выбора в экономической сфере еще больше, и это достаточно трудный выбор для европейских государств.

И хотя этот вариант декларативно воспринимается как базовый, мне кажется возможным и разумным все-таки переход к Европе разных скоростей, и возможно, выход некоторых стран из еврозоны. Это на первом этапе может быть довольно болезненно, но в последующем может принести пользу, как ядру Европейского союза, так и этим странам. Поэтому сейчас Европейский союз должен пойти либо в сторону федерации, либо в сторону более свободного и такого разноуровневого политико-экономического объединения. Какой путь будет выбран, пока трудно сказать.

Пока можно сказать, Европе не хватает лидеров, которые по-настоящему смогли бы убедить и свои народы и другие страны в своей правоте, в том, что у них есть жизнеспособный план спасения европейской экономики и интеграционного строительства.

Если говорить об уроках Европейского союза для Евразийского союза, то, конечно, нужно помнить о том, что тот этап, о котором мы говорим - создание валютного союза, он должен быть серьезно проработан и подготовлен, прежде всего, на уровне проведения согласованной макроэкономической, финансовой, бюджетной политики. И следует признать, что пока такой координации просто между странами-членами Таможенного союза, партнерами по Евразийской интеграции пока просто нет. То есть пока мы находимся на стадии, когда еще до создания валютного союза достаточно много работы. И эту работу нужно делать.

А другой вывод – он мне кажется наиболее существенным, что важно пока строить первичное ядро интеграции между государствами, близкими по уровню развития. Безусловно, Россия, Белоруссия, Казахстан – государства по уровню развития близкие. По типу модели экономического управления страны отличаются, но по уровню развития мы, в общем-то, однотипны. А вот если брать Среднюю Азию (кроме Казахстана), то будет колоссальный разрыв в уровне социально-экономического развития между нынешними членами таможенной тройки и этими государствами. И вот такой разрыв представляет опасность для не вполне сформировавшихся региональных альянсов - опасность и социально-экономическую, и, кстати, чисто институциональную, политическую. То есть, сначала необходимо создать всю площадку для объединения нынешним составом и уже потом - для подключения новых членов.

Михаил РЕМИЗОВ, президент Института национальной стратегии

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".