Статья
2077 18 сентября 2009 0:01

Культурная политика

Президент России Дмитрий Медведев прибыл в Великий Новгород. Здесь глава государства провел совместное заседание президиума Госсовета  президиума Совета по культуре и искусству, приуроченное к общенациональному празднованию 1150-летия города. На заседании планируется рассмоатривался вопрос "о повышении роли культурно-исторического наследия в сохранении единства и многонациональной самобытности России".

По прибытии в древний русский город президент Дмитрий Медведев принял участие в торжественной церемонии освящения нового колокола звонницы Софийского собора. Выступая в Новгородском кремле, он  подчеркнул, что "история Великого Новгорода - это история подвига России, создания собственной государственности, развития собственных, доселе невиданных демократических начал". "Сегодня мы являемся свидетелями возрождения Великого Новгорода. Это важный момент и в истории города, и в истории страны. В этой истории были разные периоды, как и в истории Русской православной церкви", - сказал Д.Медведев.

Президент говорил о непростом периоде, который переживает страна. По его словам, Россия поднимается и возрождается после десятилетий очень сложной жизни. "Еще есть трудности, но, на мой взгляд, необратимо движение вперед. Это связано с желанием наших людей создать сильное государство, развивать духовность, думать о близких, создавать семью, двигаться в будущее", - сказал Д.Медведев.

Чин освящения нового колокола Софийской звонницы дает старт праздничным торжествам, посвященным 1150-летию Великого Новгорода. Общенациональный праздник по случаю юбилея города запланирован на 19-21 сентября 2009 года.

Затем президент встретился с работниками культуры, в беседе с которыми отметил необходимость создания полноценных туристических маршрутов. По его мнению, к этой работе "в разумных пределах можно подключать бизнес". "Страна у нас большая, но не очень богатая пока, по всем объектам принять федеральные программы невозможно, поэтому нужно такое государственно-частное партнерство", - отметил Дммтрий Медведев.

Он уточнил, что не имеет в виду в данном случае Великий Новгород - "это бриллиант в короне, какая бы власть ни была, деньги будут выделяться". В качестве примера президент привел Новгородский кремль, который после реставрации "на порядок лучше смотрится: он стал более красивым и живым, здесь люди гуляют".

"Ничего нет зазорного, чтобы развивать кооперацию с другими государствами", - считает Дмитрий Медведев. В качестве примера он привел Италию, где "один из старейших городов был разрушен землетрясением и теперь они (итальянцы) не стесняются, чтобы привлекать к восстановлению иностранцев".

Говоря об истории, президент РФ Дмитрий Медведев высказался категорически против того, чтобы дискуссии по историческим вопросам становились частью учебного процесса, и заявил, что есть исторические события, которые должны восприниматься как догма, не подлежат трактовкам."Для того, чтобы не ортодоксальные взгляды на историю стали признанными, требуется огромное время", - заявил президент.

Один из участников встречи обратил внимание на то, что историей сегодня занимаются не только историки, и эти люди высказывают предположения, которые приводят научные круги в шок. В качестве примера была приведена теория академика-физика Менкля, согласно которой Александр Невский был татарским князем. "У нас и шахматисты активно занимаются политикой. Это нормально, это свобода", - заметил в ответ президент.

Вместе с тем, по мнению главы государства, при всем уважении к новаторским идеям "должны быть вещи, которые необходимо воспринимать как каноны". Дмитрий Медведев привел в пример события Второй Мировой войны, и назвал недопустимыми дискуссии о том, кто эту войну начал. "Мы не можем вскрывать такого рода догматы. Они являются общепризнанными в истории человечества", - сказал Д.Медведев.

Он подчеркнул, что "некоторые вещи не должны являться предметом публичной дискуссии, тем более политической". "Именно это произошло с событиями Второй Мировой войны, когда отдельные европейские страны начали говорить о том, что СССР и гитлеровская Германия должны нести равную ответственность за начало Второй Мировой войны", - отметил президент.

На заседании президиумов Госсовета и Совета по культуре  президент Дмитрий Медведев дал распоряжение правительству в течение трех месяцев подготовить всю необходимую правовую базу в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. "Я даю на эту проблему три месяца, для того, чтобы были подготовлены базовые документы, которые в настоящий момент отсутствуют. Если с 2002 года не озаботились этим, нужно это сделать", - сказал президент.

Он отметил, что нормативно-правовые акты в развитие закона об объектах культурного наследия номер 73 от 2002 года на сегодняшний день вообще отсутствуют.

Президент зачитал выдержку из отчета Счетной палаты от 19 декабря 2008 года, согласно которой для реализации положений закона номер 73 правительство РФ должно было разработать ряд нормативно-правовых актов, и до настоящего времени фактически отсутствует правовая база, необходимая для регулирования отношений, возникающих в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

"Я обращаю внимание всех присутствующих здесь федеральных руководителей - ситуация нетерпимая. Я понимаю, когда ссылаются на отсутствие денег, на что-то такое связанное с нашими материальными ресурсами. Но подзаконные акты создать - это прямая обязанность правительства и министерств", - подчеркнул президент.

Как отмечается в материалах, подготовленных к заседанию рабочей группой Госсовета, Россия занимает девятое место среди 133 стран по числу объектов культурно-исторического наследия. При этом, по экспертным данным, потенциал России в сфере культурно-познавательного туризма используется не более чем на 20%. Причины - в недостаточной представленности российского наследия в мировом информационном пространстве, в неразвитости туристической инфраструктуры, в плохой сохранности значительного числа памятников.

Рабочая группа отмечает, что для более полного использования потенциала культурно-исторических центров страны необходимы соответствующая информационная политика и государственно-частное партнерство. Однако, по мнению экспертов, в настоящее время доля информации, относящейся к культуре, в российском Интернете не превышает 0,5%, дефицит программ, посвященных историко-культурному наследию России, наблюдается и на телевидении.

В связи с этим рабочая группа Госсовета разработала ряд предложений. В частности, предлагается закрепить в законодательстве правовой статус "музея-заповедника" как историко-культурной территории особого типа, разработать и утвердить порядок отнесения территорий и объектов к категориям "историческое поселение", "достопримечательное место".

Эксперты также считают необходимым разработать комплексную программу развития внутреннего и въездного культурно-познавательного туризма, подготовить меры по созданию крупных национальных многоязычных Интернет-ресурсов, посвященных культурно-историческим центрам России.

В предложениях рабочей группы говорится также о необходимости подготовки концепции государственно-частного партнерства в сфере культурно-исторического наследия, стимулирования благотворительной деятельности и меценатства. Как подчеркивается в докладе рабочей группы, культурно-исторические центры - это богатый ресурс экономического роста и источник рабочих мест.

По материалам "Интерфакс" и РИА "Новости".

Комментарии экспертов

В настоящее время существуют все условия для развития государственно-частного партнерства в деле сохранения культурного наследия. Мы должны понимать, что государство, к сожалению, не располагает должным количеством специалистов и средствами для того, чтобы поддерживать огромный пласт культурного наследия в каком-то нормальном жизнеспособном состоянии. Хорошо известна ситуация с Петербургом, который находится в катастрофическом состоянии и при этом требует абсолютно комплексного лечения. Но совершенно понятно, что ни один бюджет не выдержит реставрации тысячи домов, которые там есть. А что касается всей страны – тем более.

Привлечение благотворителей, конечно, необходимо. Если мы обратимся к истории начала 20-го столетия, то увидим, что тогда знаменитое русское меценатство фактически заменяло собой государственную деятельность, то есть Третьяков, Морозов, Рябушинский и многие другие сохранили уникальные вещи в русской культуре, целые явления русской культуры. Поэтому опыт этого сотрудничества есть, его нужно просто реанимировать. Это, безусловно, необходимо.

С церковью точно так же необходимо сотрудничать, потому что церковь также имеет очень большой опыт сохранения памятников. Самое главное, что она имеет сознание необходимости сохранения этого наследия.

 К сожалению, глядя на Москву, мы сегодня часто видим, что интересы сохранения культурного и духовного наследия проигрывают перед интересами застройщиков, то есть памятники сносятся, уродуются, уничтожаются и т.д.

Другое дело, мы должны понимать, что такого рода сотрудничество требует тотального контроля со стороны государства. Мы знаем массу случаев, когда особняк передаётся в частные руки, реставрируется снаружи, а внутри всё уничтожается или начинаются перестройки. И выясняется, что ничего нельзя сделать, потому что это частный памятник, и я делаю что хочу.

Кроме того, есть довольно неплохой западный опыт, к которому следует обратиться. Там довольно чётко соблюдается это законодательство, и даже находящийся в частных руках памятник продолжает оставаться духовным и культурным общегосударственным наследием с соответствующими требованиями.

Поэтому мне кажется, что это сотрудничество сейчас нужно развивать, но не выпускать из-под государственного контроля.

 

Из нормативных документов по охране наследия у нас есть только 73-й Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».  К сожалению, пока нет нормативных актов к этому закону – положения о государственной историко-культурной экспертизе, положения о реестре. То есть, пока не создан механизм действия этого федерального закона. Работа идёт уже несколько лет, но пока мы имеем только один нормативный акт, а их должно быть более 10. Появилось только «Положение о зонах охраны», которое было принято в конце прошлого года. Конечно, существует определённая опасность в сфере ещё несовершенного законодательства.

Кроме того, серьёзную тревогу вызывает градостроительный кодекс и поправки к градостроительному кодексу, одна из которых лишила государственные органы охраны памятников права согласования градостроительных проектов, касающихся памятников истории и культуры. Это умаление роли культурного наследия и вообще всей сферы культурного наследия, что, конечно, требует срочного изменения.

Информационная поддержка сохранению культурного наследия действительно оказывается в недостаточной мере. Журналисты относятся к теме культурного наследия и вообще культуры как к чему-то глубоко третьестепенному. И обвинить их в этом трудно. Просто так сложилось, что последние десятилетия, когда формировался наш цех, самыми актуальными были проблемы политики, экономики. Было очень важно, как сложится новая структура власти. У нас регулярно то дефолт, то кризис. Поэтому понятно, что внимание журналистов привлечено именно к политике или к экономике.

Но, тем не менее, сегодня становится очевидно, что эти проблемы уходят корнями как раз в проблемы культуры. Именно сознание определяет бытие, и именно состояние общественных умов определяет экономику страны. Поэтому мне кажется, что надо действительно искать здесь резервы и с большим вниманием относиться к тому, что происходит в культуре и в общественных процессах.

На самом деле такой поворот уже есть. Могу сказать, что за последние 2 года комиссия Общественной палаты по культурному наследию много раз обращалась к журналистам за поддержкой и всегда получала влиятельную и интересную поддержку. Когда мы, например, обратились к прессе с тем, чтобы нас поддержали с обсуждением темы природно-охранных заповедников на примере Соловков, мы увидели очень серьёзную помощь. Именно с помощью журналистов удалось эту проблему как-то серьёзно решить.

В ближайшее время мы будем проводить общественные слушания прямо в Сергиевом Посаде. И мы приглашаем туда журналистов, чтобы они приняли участие в этом обсуждении и в донесение этого обсуждения. Речь идёт о сохранении целостности Сергиева Посада, как города, где сконцентрирована русская история и русская мысль.

Что касается самого заседания Госсовета в Великом Новгороде, то это очень полезно. Чем больше вовлекается круговорот интереса и к малым городам, и к исторически важным городам, и к регионам, тем плотнее и интереснее будет наша жизнь.

 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".