Комментарий
1891 25 сентября 2012 15:31

Ленфильм: кинокомедия с открытым концом

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

История с «Ленфильмом» сильно смахивает на знаменитый московский фильм «Гараж» - поэтому только закономерно, что киностудию (на территории которой, кстати, находится огромная автобаза) возглавит-таки москвич. Ну, не Эльдар Рязанов – он для этого староват, но зато Федор Бондарчук. Хрен редьки не слаще. Оба, как говорится, Луя в одну цену. После всех споров и скандалов – или, как учит финал «Гаража» с внезапным пробуждением режиссерского камео, - перед началом новой ничуть не менее отвратительной свары. 

Это первый серьезный шаг Открытого правительства, что бы под этим расплывчатым названием ни подразумевалось. Да и первое ответственное решение нового министра культуры, кто бы и как бы к нему ни относился. И, вместе с тем, далеко не первый случай, когда ситуацию на культурном фронте берет под личный контроль президент страны. Строго говоря, ситуацию с «Ленфильмом» он взял под контроль еще год назад, во временную бытность премьер-министром. 

Пока суд да дело, не вызывает сомнения лишь одно: государство не столько решает проблемную ситуацию, сколько покупает ее. Или, вернее, выкупает. Было в 1990-е годы такое сленговое выражение «купить ситуацию» - и означало оно «приобрести со скидкой, а то и даром какой-нибудь заведомо проблемный актив». Обремененный долгами и внутренними неурядицами, но, тем не менее, гипотетически перспективный. С перспективами у «Ленфильма» как-то не очень, зато с долгами и с внутренними (и внешними) интригами в самый раз.

Сейчас от разрешения «ленфильмовской» ситуации отключена (надолго ли, навсегда ли?) евтушенковская «Система». А вместе с тем фактически похерена и надежда на коммерциализацию «Ленфильма». Надежда на коммерциализацию «в хорошем смысле» - то есть на превращение киностудии в прибыльное или как минимум более-менее сводящее концы с концами предприятие. «Ленфильм» так и останется государственным и, далеко не в последнюю очередь, планово убыточном. Причем плановая убыточность, разумеется, не декларируется, а молча подразумевается.

Откуда деньги, Зин? От государства, вестимо. Они пойдут через Сбербанк – 2 миллиарда рублей под 8% годовых. Столь щадящие условия кредита (попробуйте сами взять у Сбербанка под те же 8%!) вызывают иллюзию: встав на ноги, «Ленфильм» всерьез планирует рассчитаться с кредитором. Но это, конечно, иллюзия – или, ведь речь идет о кинопроизводстве, спецэффект. Или, еще грубее и честнее, - халява.

Новый председатель Совета директоров и новый гендиректор «Ленфильма» (он же бывший председатель Совета директоров) осведомлены о том, что «берешь чужие и на время, а возвращаешь свои и навсегда», ничуть не в меньшей мере, чем, допустим, когдатошний хозяин НТВ, кредитовавшийся у ГАЗПРОМа. Вопрос о том, кто будет «пилить бабки» (вернее, о том, кто и в какой мере будет допущен к этому процессу), всерьез рассорил многих и многих. 

По разные стороны «ленфильмовской» баррикады оказались и именитые Александр Сокуров и Алексей Герман. Второй поддержал кандидатуру Бондарчука и предложенный им проект реформирования «Ленфильма», первый выступил резко против. Третий (а на мой взгляд, первый) петербургский кинорежиссер Алексей Балабанов предпочел промолчать, но его продюсер Сергей Сельянов назначение Бондарчука поддержал, как , впрочем, и большинство остальных. В числе «протестантов» стоит, наряду с Сокуровым, упомянуть разве что Владимира Бортко.

Меж тем, претензии Александра Сокурова легко объяснимы. «Это работать одному скучно, а курицу есть одному веселее», - сказано у Маяковского. Если деньги на «Ленфильм» всё равно дает государство (в форме фактически безвозвратного кредита), то с какой стати делиться с москвичами? Тем более что они наверняка заберут себе львиную долю.

В наполеоновские планы Сокурова (обернувшиеся, увы,  маниловскими) входило, например, открытие филиалов «Ленфильма» во всех губернских городах – и кинотеатров «Ленфильма» при каждом филиале. Идея, кстати, вполне сродни принудительной подписки провинциальных библиотек на «толстые» журналы за счет Минкульта и Минпечати, только куда более масштабная и, соответственно, затратная.

Но «ленфильмовские» кинотеатры по всей стране нужны тому, кто снял «Фауста», а не тому, кто так и не собрался доснять «Арканарскую резню» - или как она там сейчас называется, - отсюда и внезапный раскол между двумя кинознаменитостями. А третьей (в нашей оценке, первой) знаменитости это как-то без разницы: не только на «Брата» или на «Жмурки», но и на «Морфий» с «Кочегаром» народ пойдет и так.

В целом назначение «варяга» Бондарчука оставляет двойственное впечатление, даже тройственное. Что и немудрено, ведь сам Федор Сергеевич един в трех лицах: прекрасный актер, безусловно успешный кинопредприниматель и, увы, далеко не столь успешный кинорежиссер. Коммерческий успех его кинофабрики и коммерческий (причем не только коммерческий) провал «Обитаемого острова» - какая из этих гирек окажется тяжелее? В какую сторону качнутся весы, стоящие на рабочем столе у свежеиспеченного председателя директоров «Ленфильма»? Да и Сокуров еще найдет, куда, а главное, кому пожаловаться…

Одним словом, история с «Ленфильмом» не то чтобы продолжается, но ее конец - как и в кинокомедии «Гараж» - остается открытым. Не зря же именно Открытое правительство эту историю и отработало по полной программе. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".