Статья
9366 20 января 2011 16:35

Ленина требуют захоронить

Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость, заявил депутат Государственной Думы Владимир Мединский.

Владимир Мединский заявил:  «Скоро очередная годовщина смерти Ленина, которую коммунисты будут отмечать, потому что считают дату круглой, хотя ничего круглого в ней нет»,  передает пресс-служба «Единой России».

«Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади», - убежден единоросс.

По его мнению, «никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело – главное дух».

Он отмечает, что «Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость». «Многих оскорбляют рок-концерты на Васильевском спуске, но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство – концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. И ходим мы по кладбищу», - добавляет Мединский.

Депутат напоминает, что сам Ленин «не собирался возводить себе никаких мавзолеев, и его живые родственники – сестра, брат и мать были категорически против». Он отмечает, что родные «хотели похоронить его в Санкт-Петербурге вместе с матерью. Но коммунистам было наплевать на желания и на самого вождя и на его родственников. Им было необходимо создать культ, подменяющий религию и сделать из Ленина нечто, замещающее Христа. Нечто не получилось». «С этим извращением необходимо заканчивать», заключает Мединский.

С ним согласен и член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель.

Шлегель заявил: «товарища Ленина давно уже нужно похоронить, и действительно непонятно, что он делает в мавзолее в таком виде». «Если сам мавзолей является историческим сооружением со своей историей (с него принимали парад Победы, например), то Ленин – крайне спорная фигура. На его руках – кровь и поломанные жизни миллионов сограждан, он – символ социальных потрясений и террора, символ горя огромной страны» , - подчеркивает он. «Стоило бы похоронить его где-нибудь недалеко от Ульяновска. Думаю, большинство наших сограждан подобную идею разделяют: мало кто понимает, зачем в центре страны лежит эта мумия», - добавляет Шлегель.

Рассмотреть вопрос о придании мавзолею на Красной площади, где находится тело советского лидера Владимира Ленина, статуса музея предложил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.

Федотов заявил, что вопрос о том, нужно ли захоронить тело Ленина, нуждается в общественном обсуждении. «Эта тема давно витает в воздухе. Давно настало время снять с обсуждения этого вопроса табу. Но снять табу - не значит немедленно перезахоронить тело Ленина. Я категорически против того, чтобы форсировать этот процесс», - сказал глава Совета в интервью «Интерфаксу». «Я бы считал правильным продолжить дискуссию в обществе по этому вопросу. Это было бы очень полезно в плане искоренения остатков тоталитарного режима, которые сохранились в общественном сознании и общественной практике», - сообщил Федотов.

Он заявил, что «мерой, более соответствующей духу толерантности и сохранения исторической памяти» стало бы придание мавзолею на Красной площади статуса музея. «Мавзолей - это наша история. Ленин - это наша история, какой бы трагической она не была. Люди смогли бы свободно посещать мавзолей, понимая, что они посещают именно музей, а не кладбище. В качестве примера могу привести могилу Наполеона во Дворце инвалидов в Париже», - сказал Федотов.

Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин предложил на месте мавзолея Ленина сделать мемориал жертвам коммунизма.

«Почему именно музей Ленина, давайте лучше сделаем в этом месте мемориал жертвам Гулага или жертвам большевизма. И мавзолей как архитектурное здание можно оставить», - сказал Митрохин «Интерфаксу».

По мнению оппозиционного политика, тело Ленина вообще нужно убирать из мавзолея. «Я считаю, Ленина надо убирать, стране нужна политика десоветизации, которая у нас никогда не проводилась. Советское тоталитарное прошлое нам наступает на пятки, а без последовательной десоветизации нашего государства и общества невозможна модернизация»,- подчеркнул он.

Комментируя идею Владимира Мединского о выносе тела Ленина из мавзолея, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев назвал ее «зондажем общественного мнения» и призвал лидеров страны ясно высказать свою позицию. «Я думаю, что эти игры надо как-нибудь заканчивать. Надеюсь, что высшие лица - руководители нашего государства - смогут взять на себя ответственность за решение вопроса о мавзолее и его использовании», - сказал отец Андрей порталу «Интерфакс-Религия».

Он уточнил, что хотел бы «услышать внятные позиции от руководства страны по этому вопросу», поскольку «весь этот двадцатилетний зондаж общественного мнения через лиц из десятого ряда уже надоел». «Решение должна принимать не та или иная группа людей, и тем более не Церковь, а высшее руководство страны. Они должны понять: они считают себя продолжателями дела Ленина или нет», - убежден собеседник агентства.

Сам отец Андрей «был бы рад, проходя по главной площади страны не вспоминать ничего о том, кто начал разрушение» его Родины.

Категорически против захоронения тела Ленина выступают лишь коммунисты.  «То, о чем говорит Мединский - это откровенная провокация», - заявил председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. Ему вторит и его заместитель, депутат Госдумы Владимир Кашин, назвавший подобные призывы «политиканством».

Комментарии экспертов
Когда-нибудь Ленина все равно придется с Красной площади убрать, поэтому лучше регулярно об этом говорить. По принципу, который гласит:  «Карфаген должен быть разрушен». По известному древнеримскому рецепту -  долбить и долбить в одну точку. Потому что само по себе  чудовищное наличие трупа в центре Москвы, в центре страны, - это совершенно непонятный культ мертвого человеческого тела, на которое идут просто посмотреть. Мне кажется, что это традиция, которую надо уничтожать. Покойник должен лежать в земле по старинной русской традиции, а выставлять какой-то труп на всеобщее обозрение, да еще и делать это центром всеобщего внимания, по-моему, недопустимо.  
 
Мединский и  Шлегель выступили на эту тему, и это совершенно правильно, Мединский -  блестящий историк -  прекрасно понимает и оценивает роль большевиков, которые, с одной стороны разрушили и уничтожили великую российскую державу и русскую культуру, а с другой стороны, построили мировую сверхдержаву. Ну что ж, он в праве судить о том, насколько достоин Ленин и его последователи быть в центре внимания сейчас. Шлегель представляет молодежь, и молодежи это тоже, в общем, совершенно малоинтересно – старинные покойники.  
 

Поэтому, несмотря на то, что сейчас еще  достаточно большое количество людей  выступает за то, чтобы оставить тело Ленина в мавзолее,  моральный и этический консенсус для того, чтобы кладбище с Красной площади и из стен Кремля было убрано, рано или поздно будет достигнут. И говорить об этом нужно при любом удобном поводе. 

Надо было давно перезахоронить Ленина, я говорю об этом  уже 20 лет. Тем более, это была просьба его родственников.  И он сам  просил об этом.  Да и мы должны уйти от культа поклонения не святому, а политику. Тем более, учитывая, что с Лениным все-таки связаны не только революции, но и многие приспешники революции. 
 
Но вопрос о перезахоронении Ленина я бы отложил, по крайней мере, на 2012 год. Надо учитывать ситуацию в стране. Перезахоронение Ленина у многих вызывает раздражение не потому, что они любят Ленина и коммунизм, а потому, что у них возникает ощущение, что власть подменяет подлинные перемены имитацией перемен.
 
Конечно, Ленин  после   распада СССР  уже  не является  для большинства святыней. Но вопрос о перезахоронении  затрагивает чувства многих людей, которые верят в коммунизм. 
 
Этот вопрос расколет общество. Проблема не в Ленине, а в том, что общество не довольно псевдореформами и псевдопеременами. Это может быть использовано оппозицией против власти. Получается, что власть не занимается делами, а занимается переменами, которые ничего не меняют. Надо понимать ситуацию, которая складывается в стране.  
 
Люди недовольны неравенством, жутким расслоением общества, элитой, у которой деньги за рубежом. В этих условиях перезахоронение Ленина о ничего не даст. Хотя я выступаю за перезахоронение уже 20 лет, убежден, что в данный политический момент, на мой взгляд данная инициатива не нужна. При этом отмечу: раз мы покончили с коммунизмом, то мы должны по-человечески решить вопрос и с захоронением Ленина. Но момент для этого выбран неудачно.  

Я думаю, что  идея перезахоронения правильная, и она найдет свое воплощение. Но при этом она несколько преждевременная, лет  на 10-15 поспешила. Поскольку в стране существует сегмент людей, для которых Ленин – это святыня, или почти святыня.  Другое дело, что количество этих людей серьезно уменьшается. Если 20 лет назад вопрос о перезахоронении Ленина нельзя было поднять в принципе, то 15 лет назад его уже поднимали, хотя он и мог бы спровоцировать гражданскую войну. Сейчас же, даже если представить, что будут выносить тело Ленина с Красной площади, отреагирует незначительная часть населения, причем даже не пенсионного, а старческого возраста.  

Но власть у  нас учитывает все категории  населения, поэтому никакого продолжения  данная инициатива иметь не будет. По большому счету, она будет совершенно правильно реализована тогда, когда уже вообще не останется людей, для которых Ленин –  святыня,  -  для них Ленин будет обычным историческим персонажем великим и трагическим наряду со Сталиным, Иваном Грозным, Петром Первым и прочими государственными деятелями России. Хотя я лично не понимаю, почему Сталин лежит на кладбище, а Ленин лежит в мавзолее. 
 
Если сравнить тот позитив, который сделали Ленин и Сталин для страны, то сталинский позитив ничуть не меньше, чем ленинский. Если брать негатив, в частности, человеческие жертвы, то я думаю, что идеи Ленина привели к не меньшим человеческим жертвам, чем политика Сталина. И здесь можно сравнить Ленина и с Петром Первым, который проводил свои реформы достаточно жестоким образом, и с Иваном Грозным, который тоже был достаточно кровавым. Так почему они все захоронены в земле, а тело Ленина лежит на Красной площади? 
 
Если брать электорат коммунистов, то я думаю, что у достаточно у немногих из них эмоции какие-то связаны с Лениным. Для коммунистов, средний возраст которых 35-45 лет,  Ленин уже – исторический персонаж. Время идет, все меняются, и Ленин вскоре просто войдет в разряд исторических деятелей и не будет ничем выделяться. 

Скоро очередная годовщина смерти Ленина, которую коммунисты будут отмечать, потому что считают дату круглой, хотя ничего круглого в ней нет.

Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело – главное дух.

Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на Васильевском спуске, но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство – концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. И ходим мы по кладбищу.

Общеизвестно, что сам Ленин не собирался возводить себе никаких мавзолеев, и его живые родственники – сестра, брат и мать были категорически против. Они хотели похоронить его в Санкт-Петербурге вместе с матерью. Но коммунистам было наплевать на желания и на самого вождя и на его родственников. Им было необходимо создать культ, подменяющий религию и сделать из Ленина нечто, замещающее Христа. Нечто не получилось. С этим извращением необходимо заканчивать.

Никаких симпатий ни к Ленину, ни к марксизму никогда не испытывал. Однако  меня поражает некоторая легкомысленность наших политических деятелей, которые так быстро меняют убеждения – то они причисляют Ленина к лику святых, то они требуют его немедленного перезахоронения . 
 
На самом деле, в нашем обществе нет ясности по отношению к фигуре Ленина, и поэтому он уже не является для нас святыней. Но совершенно не очевидно, что надо как-то обращаться к его памяти. У нас нет консенсуса по этому поводу. Его не было и в 90-е годы, когда проходил демонтаж советской системы. Но надо сказать, что за годы правления либералов консенсуса в отношении советского периода не прибавилось в нашем обществе. То есть, я думаю, что сейчас захоронение Ленина воспринимается людьми просто с непониманием.  А если это так, то зачем его перезахоранивать?  
 
Мы что, хотим  сказать, что с этой страницей  покончено?  Но это далеко не так. Во-первых, этот советский период в нас.  Особенно в поколении пятидесятилетних и старше.  Советский период просто является нашей матрицей.  
 
Что, Грызлов  не был коммунистом? Или другие? В этой ситуации сводить счеты с историей нелепо. Да и с точки зрения православная у нас нет убежденности, что православная модель захоронения является необходимой, особенно в случае исторических фигур. 
 
Так что эта затея кажется мне неуместной. То есть, если мы думаем, что после захоронения Ленина у нас будет более ясно выглядеть роль Ленина в нашей истории, роль советского периода, тогда – да.  Но не будет всего этого.  
 
К тому же это  разъединит наш народ еще больше. 
 
Деленизация, десталинизация - должны быть очень продуманы. Россия еще не пришла к пониманию этого. И более того, глядя на либералов, глядя на то, что делается сегодня – симпатии к советскому строю появляются даже у тех, кто был его противников. 
 
В начале 90-х  годов было очень большое раздражение к советскому периоду, а за 20 лет либерализма люди исполнились ностальгии. Люди сравнивают то общество и нынешнее, ту жизнь и эту,  и находят в том, советском сталинско-ленинском периоде гораздо больше плюсов, чем минусов, которые находили  раньше. Поэтому сейчас с Лениным бороться не время. 

Мне кажется, что  мы имеем дело с таким ступором режима, который, подняв вопрос перезахоронения Ленина, показывает свою неэффективность. Идея захоронить Ленина имела смысл 12 лет назад, 6 лет назад актуальность наполовину была утрачена, а сегодня это не имеет вообще никакого смысла. 

Мавзолей Ленина - абсолютный шедевр мировой и отечественной архитектуры, прекрасно вписывающий в ансамбль Красной площади, - и саму надпись «Ленин» трогать нельзя. Тело Ленина, на мой взгляд, должно быть захоронено в самом мавзолее, поскольку он для него и создавался.  
 
Что касается  захоронения, это можно и нужно делать тогда, когда в обществе такое решение и такая акция не вызовет никаких политически скандальных, эмоциональных и прочих проблем, не говоря уже о чем-то большем  - митингах недовольных, протестах и т.д.. Это моя позиция, я ее неоднократно оглашал, и она не меняется. 
 
При этом хочу отметить, что мне совершенно непонятно, по какой логике именно сейчас, в  двадцатую годовщину распада, ликвидации, исчезновения Советского Союза, поднимается вопрос о захоронении Ленина.  
 
Хочет или не хочет этого Мединский, Третьяков, Иванов, Сидоров или кто-то другой, но масса людей будет вспоминать о том хорошем, что для них означал Советский Союз, а соответственно и Ленин. Правы они или не правы в своих воспоминаниях, но будет именно так. Особенно на фоне нынешних проблем, в частности, связанных с национальной или межнациональной политикой.  
 
В Советском Союзе не было столкновений на межнациональной почве, никого на межнациональной почве не избивали, в отличие от того, что было 20-го декабря в Москве на Манежной площади. Безусловно, совершенно другой вопрос - благодаря чему не было тогда и как стало возможным теперь. Но это так. И в это время выступать с такой инициативой, по крайней мере, глупо, если не сказать что-то более серьезное.  
 

Если так приспичило решить эту проблему в ближайшее  историческое время, то хотя бы нужно было подождать до 2012 года. Но не в этом году. 

Я согласен с мнением Владимира Мединского о том, что товарища Ленина давно уже нужно похоронить, и действительно непонятно, что он делает в мавзолее в таком виде.

Если сам мавзолей является историческим сооружением со своей историей (с него принимали парад Победы, например), то Ленин – крайне спорная фигура. На его руках – кровь и поломанные жизни миллионов сограждан, он – символ социальных потрясений и террора, символ горя огромной страны.

Так что стоило бы похоронить его где-нибудь недалеко от Ульяновска. Думаю, большинство наших сограждан подобную идею разделяют: мало, кто понимает, зачем в центре страны лежит эта мумия.

Для увековечения памяти существуют общечеловеческие форматы – книги, фотографии, песни, стихи, картины и так далее. Это вопрос человеческого, гуманного отношения к памяти умершего для тех, кто хотел бы ее хранить.

Дико выглядит сама мысль о том, чтобы устраивать экскурсии в морг. Поэтому не менее дико выглядит ситуация с нерешенностью вопроса о захоронении Ленина. Коммунистам должно быть стыдно за свое бесчеловечное поведение.

Господин Федотов  несколько погорячился: дело в том, что данная тема отнюдь не является для современной России табуированной и обсуждается последние 20 лет, обсуждается не перманентно, а взрывами и вполне горячо.
 
Понятно, что в 90-х это было связано с тем, что коммунисты представляли основную фракцию в Госдуме, но и исполнительные власти, которые настроены антикоммунистически, решения по этому вопросу не принимали. Связано это с тем, что в обществе и так достаточно много расколов и делить раскол по линии красные-белые – это, в общем-то, плохая идея. Просто потому, что любой раскол для общества – это плохо. Я думаю, что в очередной раз инициатива будет отложена, а господ депутатов просто одернут.  
 

Причем именно из этих соображений, что общество у нас и так достаточно нервное, и пытаться его раскалывать не стоит. Даже по тем линиям, которых вроде как уже и нет, уже давно умерли и белые и красные и даже их детей уже не так и много, если вспомнить когда происходили эти события. Дети белых и красных если и есть, то это, скорее, глубокие пенсионеры. И, соответственно, вносить какие-то дополнительные линии раскола – это не очень хорошо. Хотя в принципе, с точки зрения традиций русского, российского общества, захоронение в форме мумифицирования, в общем-то, совершенно не принято.

На заседании Московской городской Думы мы приняли поправки в Закон «О погребении и похоронном деле в городе Москве» в целях приведения городского законодательства с федеральным. Документом предусматривается внесение изменений, которые касаются формы волеизъявления лица об отношении к его телу после смерти.

В соответствии с принятыми поправками, согласие или несогласие на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу, может быть дано «в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме».

Не давая оценки неоднозначной роли Ленина в истории нашей страны, считаю, что присутствие его тела, точнее того, что от тела осталось, на Красной площади – это абсурд не только с точки зрения сегодняшнего законодательства, но и с моральной точки зрения, с точки зрения элементарного уважения к покойному. Владимир Ленин не давал согласия на удаление из его тела всего содержимого грудной, брюшной полостей и черепа, передачу его мозга для исследования и помещение его тела в наполненную формалином ванную.

При этом, как известно, Надежда Крупская, сестры и брат Ленина, настроенные против бальзамирования, по существу, были отстранены от решения дальнейшей судьбы тела «вождя».

«Большая у меня просьба к вам, - писала Крупская на девятый день после смерти Ленина, - не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. - всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим».

Однако никто тогда не услышал слов вдовы покойного и никто не получал согласия на предпринятые действия от самого Ленина. Что не лишает нас возможности исправить допущенные несколько десятилетий назад ошибки.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".