Комментарий
2249 17 декабря 2013 11:37

McKinsey о ВСМ «Москва-Казань»

В России продолжает активно обсуждаться проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) "Москва-Казань", как одного из способов модернизации транспортной системы России.

Своим мнением по поводу этого проекта с "Актуальными комментариями" поделилась глава экспертной группы по транспорту, инфраструктуре и логистике в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, старший партнер McKinsey & Company Дарья Борисова:

-Дарья Юрьевна, сегодня широко обсуждается тема организации высокоскоростного движения в Российской Федерации и его первый этап – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань». Что можно сказать о мировом опыте развития высокоскоростных железных дорог? Насколько перспективным считают этот вид перевозок мировые эксперты?

-Повышение географической мобильности населения – это одно из важных условий экономического роста. Поэтому развитие пассажирских перевозок является задачей, над решением которой работают правительства многих стран.
Благодаря удобству для пассажиров, высокой скорости движения и конкурентоспособным операционным затратам ВСМ формируют качественно новое рыночное предложение. Значительные преимущества этого вида транспорта – четко прогнозируемое время в пути, невысокая стоимость, энергоэффективность, экологичность и эффективность использования земель. Приведу некоторые факты:

  • поездка на железнодорожном транспорте комфортнее, чем авиаперелет –вокзалы более доступны, чем аэропорты, поскольку расположены в центре города; кроме того, не нужно тратить время на регистрацию;
  • при равном потреблении электроэнергии и равном расстоянии объем пассажирских перевозок на ВСМ более чем в 10 раз превышает аналогичный показатель для авиа- и автомобильного транспорта;
  • удельный показатель выбросов СО2 на 100 пассажиро-километров в случае ВСМ в 4 раза ниже, чем в случае авиаперевозок;
  • автомобильная трасса аналогичной пропускной способности занимает в три раза большую площадь.

Затраты на строительство высокоскоростных магистралей относительно высоки, однако с точки зрения расходов на эксплуатацию ВСМ обходится в два – три раза дешевле авиатранспорта в расчете на место-километр. Поэтому железнодорожное сообщение позволяет сформировать привлекательное ценовое предложение для пассажиров (при условии государственных инвестиций в инфраструктуру). Также нужно принимать во внимание возможность введения разных классов обслуживания, что позволяет гибко удовлетворять спрос различных категорий пассажиров.

ВСМ расширяет возможности мобильности, что существенно повышает транспортную связность регионов и качество жизни населения. Например, после запуска магистрали «Москва – Казань» столица окажется в зоне часовой доступности от Владимира, Владимир – от Нижнего Новгорода, а Нижний Новгород – от Чебоксар. Люди смогут изменить стиль жизни – искать новые рабочие места, посещать культурно-развлекательные объекты и торговые центры.

Кроме того, развитие высокоскоростного движения является стимулом к благоустройству территорий вокруг железнодорожных станций: как правило, вокруг транспортных узлов сосредоточивается социальная и деловая активность, строится жилая, торговая и офисная недвижимость. Происходит комплексное развитие территорий в радиусе 800 м от станций. Эта тенденция получает все большее распространение в мировой урбанистической практике и получила название Transit-oriented development (“развитие транспортной зоны»).

-Часто высокоскоростным железнодорожным магистралям противопоставляют авиаперевозки, прежде всего с точки зрения скорости. Действительно ли на самолете можно добраться из одного пункта в другой значительно быстрее?

-Я бы не стала противопоставлять эти два вида сообщения – особенно с учетом высокого спроса на транспортные услуги на внутреннем рынке и прогнозируемом росте мобильности населения.

Каждый вид транспорта – автомобильный, авиационный, железнодорожный – имеет свою зону конкурентоспособности и своего потребителя. Задача государства при развитии инфраструктуры – сформировать оптимальный набор услуг для удовлетворения потребностей различных групп населения в мобильности. ВСМ наиболее конкурентоспособны на расстояниях от 200 до 1000 км благодаря такому фактору, как общее время в пути. Так, с учетом времени регистрации пассажиров и досмотра багажа от Лондона до Парижа на самолете можно добраться за 4 часа 20 минут, а на высокоскоростном поезде – за 3 часа 30 минут. Международный опыт показывает, что на расстоянии 300–500 км пассажиры предпочитают железнодорожный транспорт – доля железнодорожных перевозок составляет более 80%. На расстоянии 500–800 км пассажиры делают выбор между поездом и самолетом, исходя из соображений комфорта, расписания, цены и личных предпочтений, и доля железнодорожного транспорта составляет 40–60%. На расстоянии 800–1000 км преобладает воздушный транспорт.

Опыт европейских стран показывает, что поезда высокоскоростного сообщения часто более пунктуальны, чем самолеты: показатель отправления по расписанию для поездов составляет порядка 95%, а для самолетов – около 80%.


-По Вашему мнению, чтобы запустить ВСМ в эксплуатацию до 2018 года, какие этапы проекта должны быть реализованы и в какие сроки? Есть ли понимание, с какими сложностями придется столкнуться? На что необходимо обратить наиболее пристальное внимание?

-Запуск ВСМ к 2018 году – технически реализуемая задача. Аналогичный по срокам проект реализован в Китае, это линия от Пекина до Шанхая длиной 1300 км. Однако решение этой задачи потребует высокой управленческой эффективности. Наиболее важные этапы и элементы проекта включают:

  • проведение основного объема инженерных изысканий по критическим участкам сети уже в начале 2014 года;
  • формирование проектной документации до конца 2014 года;
  • прохождение проверки ФАУ «Главэкспертиза России» и получение разрешения на строительство до конца первого квартала 2015 года;
  • создание условий для начала подготовки территории строительства осенью 2014 года, особенно по объектам с длительными сроками строительства (например мостам);
  • принятие Федерального закона о специальном порядке (аналога ФЗ-310), в противном случае процесс резервирования и изъятия земель может существенно задержать начало строительных работ и, следовательно, запуск ВСМ;
  • возможность заказа и закупки оборудования с длительными сроками поставки до начала строительно-монтажных работ, в том числе заказ подвижного состава в 2014 году;
  • своевременное определение источников финансирования, в том числе частных, для запуска и соблюдения графика инженерных изысканий, проектных и строительных работ.
     

Чтобы придерживаться такого напряженного графика, необходимо уделять особое внимание системе проектного управления – своевременному выявлению проблем, координации действий различных участников, непосредственному участию в процессе лиц, принимающих решения, а также срокам принятия решений и качеству работы по их подготовке. Поэтому важнейший фактор реализации проекта в намеченные сроки – формирование навыков и внедрение передового опыта проектного управления с прозрачным и тщательным контролем всех аспектов, с понятным и системным механизмом принятия решений на уровне ОАО «Скоростные магистрали», ОАО «РЖД» и федеральных органов власти.

-Каким требованиям должна отвечать компания, которая претендует на роль генерального подрядчика по проектированию ВСМ? Потребуется ли от нее опыт участия в подобных проектах за рубежом, опыт работы в России?

-Компания, привлекаемая для разработки проектной документации, должна удовлетворять следующим требованиям:

  • успешный серийный опыт проектирования ВСМ, позволяющий реализовать пилотное внедрение и дальнейшее распространение технологий ВСМ в Российской Федерации;
  • наличие квалифицированного и опытного персонала для качественной реализации работ в сжатые сроки, причем объем человеческих ресурсов должен соответствовать масштабу проекта;
  • эффективные методики и инструменты проектного управления для обеспечения слаженной работы партнеров и субподрядчиков в сжатые сроки.

-Какие ключевые параметры войдут в задание на проектирование магистрали? Планируется ли указать, что дорога предназначена не только для высокоскоростных, но и для скоростных и контейнерных перевозок?

-Параметры технического задания на проектирование в полной мере отражают результаты недавно завершенного обоснования инвестиций проекта, проведенного ОАО «Ленгипротранс» по заказу ОАО «РЖД». Приоритетом безусловно является организация максимально эффективного графика высокоскоростного пассажирского движения для достижения целевого объема пассажиропотока.

-Какие специфические требования и условия контракта могут быть предъявлены претендентам? С чем они связаны?

-Важными требованиями являются:

  • Ответственность за весь комплекс работ, включая инженерные изыскания, разработку проектной документации и прохождение проверки ФАУ «Главэкспертиза России».
  • Прозрачность выполнения работ в соответствии с планом-графиком на операционном уровне, возможность постоянного присутствия на территории подрядчика специалистов и представителей заказчика для оперативного взаимодействия, регулярное обсуждение результатов для своевременного принятия решений и корректировки хода работ. Это требование важно для минимизации рисков неэффективного взаимодействия, несвоевременного предоставления информации, принятия недостаточно обоснованных решений и т. д.
  • Наличие квалифицированного и опытного персонала, а также способность эффективно мобилизовать собственный персонал и персонал субподрядчиков для выполнения поставленных задач в сжатые сроки.

-Предполагалось, что после подготовки документации к проектированию ВСМ станет ясна итоговая стоимость проекта. Каковы оценки на сегодня и что включает в себя итоговая сумма?

-Итоговая стоимость проекта уточняется по мере проработки технических решений, определения трассировки, анализа рынка и поставщиков. Точность оценки на этапе обоснования инвестиций обычно составляет 30–50%, а по результатам проектирования она может достичь 20% при условии проведения анализа рынка и сбора предварительных предложений поставщиков по наиболее затратным позициям.


Также по теме:

ВСМ "Москва Казань"

"Транспортная неделя-2013"

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".