Мечта о России
Ретроспективный взгляд на докризисный проект супер-страны или о реформе политической системы для бизнеса: как заставить его участвовать в модернизации?
Из
В период с 2005 до
«Мечту о России» можно, безусловно, назвать одним из самых проработанных из существовавших на тот момент прикладных либеральных сценариев строительства по-настоящему сильного игрока на мировой арене.
Следуя логике Оккама, автор не стремится выстраивать излишне сложные технологические конструкции, справедливо рассуждая, что в случае с поддержкой здоровья нации и развития образования, при определённой либерализации финансовых схем можно рассчитывать на превращение России в свободное государство где-то за 20 лет.
Некоторые моменты, вроде привязки неконтролируемости власти народом к высоким ценам на нефть звучат достаточно спорно (во всяком случае, с ними можно спорить). Некоторые, вроде «социальной взаимопомощи», в перспективе могут вырасти в отдельную идеологию. Да, большая часть вопросов упирается в кадровое обеспечение тех средств, которыми будет выстраиваться вся предлагаемая автором система, но в целом, во главу угла книга ставит накопление человеческого капитала и конвертация его в развитие малого и среднего бизнеса, в т.ч. и в сфере высоких технологий. Идея не новая, но впервые оформленная (пусть и с некоторыми белыми пятнами) в план развития.
Однако, если сравнивать «Мечту о России» с нынешним (победившем «в тендере») официальным курсом модернизации, то можно обнаружить, что при внешнем сходстве они радикально отличаются. Начиная с того, что если у Ордовского-Танаевского Бланко идея приоритетного развития школы выдвинута на первый план, равно как и необходимость открыть экономику, то нынешняя стратегия ориентирована скорее на переподготовку кадров и серьёзный экономический патернализм. Эта концепция развития также озвучивалась, но куда менее известными людьми, нежели владелец всего «Ростикса». Почему же в таком случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда менее проработанная и не апробированная стратегия одерживает верх над более доступной и потенциально эффективной «мечтой»? Только ли тут дело в осторожности руководства страны?
Пожалуй, что нет. Как ни прискорбно сознавать это, но практически все предложения (а их было не мало) частного бизнеса (о компаниях в роде «Газпрома» речь, конечно, не идёт) по модернизации России были проигнорированы. Все. Почему?
Ответ очень прост. Ни за одним автором такой программы не стояло ровны счётом никакой политической силы. Можно состоять в трёх местных «Опорах», пяти районных «Палатах» и двух партиях сразу — многие «несырьевые» бизнесмены так и поступают. Но давайте будем честны, ни одна из таких общественных организаций никогда не станет выступать с консолидированной политической позицией своих членов. Во-первых, такие общественные ясли чрезвычайно многочисленны, а бизнесмены — люди сильные и сложные, им нельзя сказать, чтобы они думали так, а не иначе, как членам партии. Во-вторых, большинство вступает в них, исключая разве самые статусные и влиятельные, федеральные, не состоять в которых значит не быть бизнесменом, чтобы был центральный человек, который «заносит» — это у нас почему то называют лоббизм. Плюс, созданные «сверху» подобные структуры, когда дело доходит до публичных заявлений «сверху» и управляются.
Поэтому, если речь заходит об обсуждении и широкой поддержке, «экспертные» службы, способные организовать «дискуссию» и доработку своих идей в хоть сколь-нибудь жалком виде, выплясывая перед гражданами, делают одиноких атлантов бизнеса как сосунков.
В этом смысле единственным выходом из сложившейся ситуации мог бы стать пусть создания широкой площадки для агрегирования и дополнения идей развития (если у бизнеса есть такое желание, конечно) страны. Площадки не политической, а сугубо интеллектуальной и при этом публичной. Возможно, в этом случае мы сможем говорить о реальной общей «мечте о России».
Р. Ордовский-Танаевский Бланко, «Мечта о России. Как её осуществить?», М.: 2008, 176 с.