Статья
1807 22 января 2010 0:01

Медведев: Оппозиция слабо работает

Президент РФ Дмитрий Медведев провел заседание Госсовета, посвященное развитию политической системы страны. Президент предложил поговорить на этом заседании обо всех аспектах развития политической системы: о развитии политических институтов, партийных институтов, партийной демократии, местного самоуправления, судебной и правоохранительной системы.

«Наша политическая система работает. Она работает далеко не идеально, но работает», - сказал Дмитрий Медведев, открывая  заседание Госсовета России. Он подчеркнул, что и руководители субъектов федерации, и партийные лидеры многое сделали для того, чтобы наша политическая система и российская демократия стали работоспособными.

В Кремль приглашены не только традиционные участники заседаний - представители губернаторского корпуса, но и лидеры политических партий. Причем не только большой «парламентской четверки» - «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», но и трех партий, не имеющих представительства в Госдуме – «Правого дела», «Яблока» и «Патриотов России». Таким образом равноправными участниками дискуссии станут все семь зарегистрированных в России политических структур, подавляющее большинство которых относит себя к оппозиции.

Обращаясь к присутствующим, президент отметил, что  партий  стало меньше, но сейчас от них требуется честность и повышенное внимание к работе. По его словам, теперь задача «развития и обновления общества и государства требует от партий повышенного внимания к работе, особого качества демократических институтов», а также адекватности представительства интересов граждан, ответственного подхода к выбору приемов политической борьбы, честности и ясности в позициях.

В своем выступлении на Госсовете Президент РФ Дмитрий Медведев также заявил: «В целом итоги региональных выборов отражают реальное соотношение политических сил в стране и общественных настроений - это непреложный факт. Несмотря на то что было много различных выступлений, но в судах оспорены итоги выборов на участках, совокупный вес которых измеряется долями процентов голосов избирателей».

По его словам, в целом можно сказать, что заявления о массовых злоупотреблениях оказались, таким образом, всё-таки неподтверждёнными. «И в будущем я бы предложил воздержаться от огульных обвинений в адрес избирательной системы: не в адрес нарушений, естественно, - они должны пресекаться и наказываться, а в адрес самой избирательной системы, потому что это тоже разновидность правового нигилизма. Если есть факты, надо обращаться в суды; нет фактов - обвинения ни на чём не основаны. Но суд является единственной инстанцией, которая ставит точку по этим вопросам», - заявил президент.

Дмитрий Медведев усомнился в том, что одно- или двухфракционные законодательные собрания в регионах в состоянии учитывать интересы всего проживающего там населения и привел в пример Мосгордуму

. Он подчеркнул, что руководители субъектов должны проанализировать соответствие партийного представительства запросам избирателей. «Одна фракция - это, на мой вкус, в любом случае для любого региона слишком мало. Там все равно есть люди с другими взглядами, которые голосуют за другие партии. Может быть, и две недостаточно», - заявил президент.

Президент России Дмитрий Медведев считает недостаточной деятельность оппозиционных партий на муниципальном уровне.
«Если в формировании органов государственной власти субъектов Федерации в той или иной степени участвуют практически все партии, то на уровне местного самоуправления картина иная. Почти половина из 246 тыс. депутатов представительных органов муниципальных образований - это единороссы», - заявил Дмитрий Медведев на заседании Госсовета. Он отметил, что это отражает в настоящий момент симпатии избирателей.

«Но коммунистов среди депутатов местного самоуправления не более 2%, а представителей «Справедливой России» - 1%, либеральных демократов - тоже менее 1%", - подчеркнул глава государства. Дмитрий Медведев считает, что такая ситуация удивительна, и говорит о том, что «наши партии, прежде всего, оппозиционные, очень слабо работают на муниципальном уровне, и что реальная политическая конкуренция там практически отсутствует».

Президент предложил совместно подумать о том, какие необходимо принять меры для стимулирования политической конкуренции на уровне местного самоуправления.

Дмитрий Медведев сообщил на Госсовете, что внесет  Госдуму законопроект, гарантирующий партиям, набравшим на региональных выборах более 5% голосов, представительство в парламентах. По его словам, работа, направленная на повышение качества народного представительства, будет продолжена. В настоящее время федеральное избирательное законодательство предусматривает, что в Госдуму проходят партии, набравшие на выборах не менее 7% голосов избирателей.
«Важнейшим делом я считаю оснащение избирательных участков современными электронными средствами для голосования и подсчета голосов». - подчеркнул Дмитрий Медведев.

По его словам, «работа направленная на повышение качества народного представительства, будет продолжена». Далее он поблагодарил «Единую Россию» «за неизменную поддержку всех его инициатив» и другие партии - «за поддержку по отдельным вопросам». Федеральное Собрание президент попросил «рассмотреть в течение весенней сессии все законопроекты обеспечивающие реализацию сформированных в Послании предложений, а региональных руководителей - оказать содействие с ответствующей корректировки местного законодательства по мере необходимости».

Он призвал региональные власти взаимодействовать со всеми политическими партиями, в том числе и с малочисленными.
«Нет единой территории, где все бы жители имели одинаковые политические предпочтения. Поэтому руководители всех без исключения территорий обязаны взаимодействовать с отделениями всех партий, действующих в регионе, даже если эти партии и эти отделения малочисленны, даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей. Но эти полпроцента избирателей - это наши граждане, и их мнение должно быть услышано», - сказал Дмитрий Медведев на заседании Госсовета.Именно поэтому, подчеркнул глава государства, «я предложил давать возможность высказываться в местных парламентах представителям непарламентских партий, и это предложение должно быть реализовано».

Доверие граждан остается главным показателем оценки эффективности деятельности региональных руководителей, заявил президент России Дмитрий Медведев. «Я считаю, что главным критерием оценки работы регионального руководителя остается и всегда будет оставаться уровень доверия жителей регионов», - сказал Дмитрий Медведев. По его словам, это можно называть как угодно – «рейтинг, еще как-то, но это именно уровень доверия жителей региона». «Я хотел бы, чтобы руководители субъектов федерации постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением, и не замыкались в кабинетах», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Президент отметил, что в этом плане руководителям регионов необходим контакт с политическими партиями, со СМИ, с общественными и неправительственными организациями. «Все эти контакты весьма полезны, и просто необходимы», - заявил Дмитрий Медведев. «Власть всегда должна быть в диалоге с народом», - сказал президент России, отметив, что этот диалог «никогда не будет простым». «Уровень доверия граждан к региональным лидерам был и будет одним из главных критериев при рассмотрении вопроса о продолжении работы на соответствующем посту», - заявил Дмитрий Медведев.

На Госсовете выступил глава рабочей группы Госсовета РФ, губернатор Калиниградской области Георгий Боос. 

«Переход к полностью пропорциональной выборной системе позволит, с одной стороны, усилить позиции партий в субъектах РФ, а с другой - может привести к отрыву представительных органов от своих избирателей, к незнанию, чем живет человек», - заявил Георгий Боос. По его словам, наиболее оптимально, с учетом федеративного характера российского государства, - определяться в данных вопросах на региональном уровне самостоятельно.

«Искусственная партизация, по мнению членов рабочей группы, может принести вред», - заявил Г.Боос. Он предложил посмотреть на опыт отдельных регионов, которые «пошли на смешанный либо пропорциональный порядок формирования представительных органов на местном уровне, либо на пропорциональный порядок формирования - на региональном».

Обвинения в фальсификациях в ходе выборов не должны стать системным явлением, иначе в общественное мнение может быть внедрен тезис о нелегитимности власти, заявил губернатор Калининградской области Георгий Боос на заседании Госсовета.

«Вызывают недоумение попытки представить любые выборы как прошедшие с массовыми и безнаказанными нарушениями установленных норм и правил избирательного законодательства - постоянные обвинения в фальсификациях не должны стать системным явлением. Это крайне опасно», - заявил Г.Боос, который является главой рабочей группы Госсовета по подготовке заседания, посвященного развитию политической системы России.

По его словам, таким образом в общественное мнение может быть внедрена мысль о нелегитимности власти.
Он подчеркнул, что в стране существует «созданная и достаточно эффективно функционирующая судебная система, куда должны представляться доказательства о нарушениях для отмены результатов выборов».

«Все остальное безосновательно и недоказанно, а проще говоря - политические дрязги, позволяющие уходить от ответственности за неудачи и провалы на выборах», - сказал Г.Боос.Он заявил, что после недавних выборов рабочей группой был проведен анализ всех поступивших в ЦИК, а также региональные и территориальные избиркомы, суды и правоохранительные органы заявлений о нарушениях избирательного законодательства.


Спикер Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, выступая на Госсовете,  заявляет о полном отсутствии политической конкуренции между партиями в Москве.

«Это как же нужно было укатать всю политическую жизнь, поставить под козырек всех чиновников, чтобы после двух десятков лет с начала рыночных реформ - очень противоречивых - отрапортовать о полном единогласии. И это в многомиллионном городе Москве с огромным социальным расслоением, опять полное единство партии и народа", - заявил Сергей Миронов. По его словам, после выборов, прошедших 11 октября, «Справедливая Россия» подала в суд несколько десятков исков. «К сожалению, у нас нет уверенности, что эти дела будут рассмотрены по существу», - сказал лидер партии.

Говоря о ситуации в стране в целом, Сергей Миронов отметил, что «административный ресурс должен быть приведен в рамки конституционной законности и перенацелен с поддержки одной доминирующей партии на поддержку всей политической системы».
«Пора понять, что в условиях кризиса манипулятивные технологии перестают работать - люди обманываться не хотят", - подчеркнул он, добавив, что только настоящая политическая борьба между партиями, выражающими интересы всех здоровых сил общества может определить курс вывода страны из кризиса», - добавил спикер.

«Если будет реальная конкурентная борьба партий, то выход протестных настроений окажется в рамках существующей партийной системы. Мы сохраним и социальную стабильность, и политическую систему, которая отвечает интересам России», - С.Миронов.
По его мнению, «если загнать все противоречие в подполье, они могут прорасти глубокими социальными конфликтами».
Он отметил, что люди уже сейчас перестают доверять таким итогам, когда на региональных выборах показываются результаты в поддержку партии власти, близкие к 100%.

В свою очередь лидер КПРФ Геннадий Зюганов предупредил, что при отсутствии политической конкуренции партию «Единая Россия» может ждать судьба КПСС.

«КПСС была умнее, сильнее, грамотнее и заслуженнее «Единой России», но и она не удержалась на одном крыле без нормального диалога, когда приказ одного человека выполняли все, не раздумывая», - заявил Геннадий Зюганов, выступая на заседании Госсовета. Он убежден, что в нынешних условиях «мы не можем повторять те ошибки, из-за которых потеряли страну, ее безопасность и половину ее национальных богатств».

Геннадий Зюганов полагает, что одним из инструментов обеспечения равной политической борьбы могла бы стать эффективная судебная система, однако, по его словам, «она сегодня не способна демократизировать политический процесс в стране, а выступает в роли дубинки, которая преследует граждан страны, чтобы они не высказывали свое собственное мнение». Лидер КПРФ предложил также провести открытый диалог в эфире одного из центральных телеканалов по поводу предложенной президентом РФ Дмитрием Медведевым программы модернизации страны.

«Мы предлагаем всем партиям провести дискуссию по проблемам модернизации, которые поставлены президентом и нашим правительством. Мы готовы к открытому диалогу в эфире и первого, и второго, и третьего, и четвертого каналов», - сказал лидер российских коммунистов.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал не допускать в России монополизма одной партии и для этого ограничить количество голосов, отдаваемых на выборах одной партии 40%.

«Давайте примем закон, что ни одна партия не может получить более 40% голосов», - предложил Владимир Жириновский. Как подчеркнул лидер ЛДПР, «определили же мы нижний предел в 7%, не набрав которые партия остается на улице, а ее голоса уходят другим партиям». «Так давайте определим верхний предел. И если кто получит более 40% голосов, пусть они уходят другим партиям», - пояснил В.Жириновский. По его мнению, «это будет здоровая демократия, которая позволит навсегда отбить желание вернуться к однопартийной системе».

Владимир Жириновский уверен, что «народ не хочет, чтобы была монополия». «Монополия в демократии автоматически приведет к монополии в экономике, а это значит, что мы никогда не обуздаем коррупцию и нам десяти бюджетов не хватит», - сказал он.
Как отметил В.Жириновский, «наши граждане нормально голосуют, не хуже, чем в любой европейской стране, а ни в одной европейской стране ни одна партия не получает более 35% - предел 40%". «Там нет стран, где бы одна партия набирала 45, 60, 70%. Чего в Туркмению превращаться, а тем более в Белоруссию или КНДР», - сказал В.Жириновский.

Он обратился к «Единой России» с призывом: «Не бойтесь вы проигрывать. Будет у вас чуть меньше голосов и чуть больше - у оппозиционных партий». «Если не хотите так, то давайте договоримся, как должно быть, а то мы играем втемную», - отметил лидер ЛДПР. Владимир Жириновский подчеркнул также, что «во всех странах мира оппозиция определяет честность выборов: если оппозиционные партии говорят: «да, согласны, выборы прошли хорошо», вот тогда они прошли хорошо». «И не надо партии большинства брать на себя право оценивать выборы, это мы будем вас оценивать и народ. А вы получили власть, на Олимпе сидите и слушайте, что мы о вас говорим», - сказал лидер ЛДПР.

Спикер Госдумы Борис Грызлов скорректировал свою позицию по вопросу федеративного устройства РФ, выдвинув на первый план тезис о необходимости решения проблемы самодостаточности субъектов РФ за десятилетний срок.

«Я считаю, что быть субъектом РФ - это очень высокое звание. К сожалению, сегодня мы можем констатировать, что ряд субъектов РФ не являются самодостаточными. Считаю, что, конечно, не сразу, но в течение примерно 10 лет мы должны прийти к ситуации, когда все субъекты будут самодостаточны», - заявил Б.Грызлов на Госсовете.

Выступая перед журналистами накануне, Б.Грызлов заявил, что для решения проблемы самодостаточности региона необходимо либо менять подходы к работе этих субъектов, либо объединяться с другими.

На Госсовете, говоря о необходимости решения проблемы самодостаточности регионов, спикер Госдумы признал, что в данном случае могут быть исключения, в частности, для регионов с тяжелыми климатическими условиями и удаленных регионов.  Кроме того, он выступил против того, чтобы парламенты в регионах назывались «государственными думами», допустив при этом, что эти выборные органы могут носить название «городская, областная или краевая дума». Также Борис Грызлов коснулся проблемы количества чиновников в России, заявив, что его нужно сокращать.

Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин привлек внимание присутствующих к сносу частных домов в поселке «Речник», что по его мнение, свидетельствует о пренебрежении интересами среднего класса.

По его словам, в непосредственной близости от «Речника» располагается поселок «Остров фантазий», в котором живут чиновники и представители крупного бизнеса.  Из этих событий лидер "Яблока" делает вывод, что «собственность в РФ гарантирована не законом, а статусом, и закон только закрепляет этот средневековый принцип». «Пока наш средний класс так бесправен и в первую очередь в вопросах обладания собственностью, конечно же никакая модернизация невозможна», - убежден С.Митрохин. По его мнению, в авангарде модернизации должен идти именно средний класс.

Он  предложил установить наказание за давление чиновников на СМИ. «Необходимо наказание за административное давление на СМИ и журналистов со стороны чиновников», - заявил Сергей Митрохин, выступая на заседании Госсовета. Он подчеркнул также, что надо устранить административный ресурс, «который у нас везде является движущей силой государственной политики». «Но начинать нужно со СМИ и обеспечения равного доступа к ним политических партий», - добавил он. По мнению С.Митрохина, начинать модернизацию страны необходимо со средств массовой информации. «Общество должно быть услышано. Политические силы, представляющие общество, должны вести диалог со всей страной, а не только с маленькими аудиториями через Интернет или небольшие печатные СМИ и радиостанции», - убежден лидер «Яблока».

«Мы констатируем, что в государственных средствах массовой информации, вещающих на всю страну, у нас сохраняется цензура. Эту цензуру нужно отменять либо сразу, либо постепенно - не имеет значения, но уходить от этого надо, без этого невозможно дальнейшее развитие», - сказал лидер «Яблока». Говоря о направлении реформ в целом в стране, С.Митрохин высказал мнение, что в настоящее время «в обществе существует доверие только к первым лицам государства, к институтам власти доверия практически нет».

Сопредседатель «Правого дела» Георгий Бовт подверг критике практику «паровозов» на выборах.

«Практика «паровозов» - это политический фетишизм или выборы «котов в мешке», которые едут в опломбированном вагоне за своим лидером», - заявил Георгий Бовт. По его словам, при отказе кандидата от мандата сразу после выборов хорошо было бы передать этот мандат следующему по списку по результатам выборов избирательному объединению. «В противном случае и дальше будет процветать лукавая практика "паровозов", когда избирателей, по сути, водят за нос, побуждая голосовать за тех, кто и не собирается прилежно работать в том органе, куда он делает вид, что избирается», - сказал Георгий Бовт. В ходе выступления он также предложил вернуть прямые выборы в Совет Федерации, ввести институт выборов участковых уполномоченных, а также вывести суды из-под зависимости от региональных властей, финансируя их деятельность из федерального бюджета.

По завершении выступлений лидеров партий слово взял глава правительства РФ Владимир Путин.

Комментируя прозвучавшие замечания, премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о недопустимости необоснованных преследований политических деятелей в России. «Что касается преследований различных функционеров, политических деятелей, конечно, если что-то происходит необоснованно - абсолютно это недопустимо», - заявил Владимир Путин. «На уровне правительства мы будем всячески делать, чтобы исключить подобные вещи», - подчеркнул глава правительства.

Премьер-министр РФ Владимир Путин предостерег участников политического процесса РФ от двух крайностей - «украинизации» и деспотизма.

«Нельзя ни в коем случае допустить «украинизации» политической жизни России, но и ни в коем случае нельзя скатываться в другую сторону - в сторону тоталитаризма и деспотизма», - заявил Путин, выступая на заседании Госсовета. По его словам, такие примеры на постсоветском пространстве, к сожалению, есть.

Владимир Путин подчеркнул, что российская политическая система должна постоянно совершенствоваться. «Необходимо своевременно вносить необходимые коррективы, но действовать нужно крайне аккуратно», - сказал премьер.

По его словам, любой политической системе должна быть присуща «здоровая степень консерватизма». «Политическая система не должна дрожать как жидкий студень при каждом к ней прикосновении», - сказал Владимир Путин.

Премьер-министр РФ выступил против введения системы выборности судей, поскольку это может привести к созданию «неподконтрольной корпорации». «У нас и так много проблем, связанных с правоохранительными органами и судебной системой. И если мы создадим вообще замкнутую, неподконтрольную корпорацию, то неизвестно, к чему это приведет», - заявил Путин.

Он подчеркнул, что считает правильным размышлять о реорганизации, совершенствовании судебной системы и правоохранительных органов. Но, по мнению В.Путина, «действовать здесь нужно крайне аккуратно». «Мы и так практически вывели за рамки общественного и государственного контроля судебную систему. Не знаю, пошло ли это на пользу самой судебной системе. И потом вынуждены были, кстати говоря, корректировать все, что там происходит», - сказал Владимир Путин.

Возврат к политической системе времен Советского Союза в России невозможен, заявил президент Дмитрий Медведев.

«Я уверен, что возврат к политической системе периода Советского Союза невозможен. И не только по каким-то экономическим соображениям, и не из-за того, что мы все делали особенно активно в последние 10 лет, а по совершенно простой причине. Этого никто не хочет и не примет - ни граждане РФ, ни сидящие здесь начальники», - сказал Медведев, выступая с заключительным словом на заседании Госсовета.

Как подчеркнул глава государства, «нам этого не нужно, мы свою дорогу выбрали, по ней и пойдем». «Уверен также в том, что в обозримой, достаточно короткой перспективе мы будем иметь современную политическую систему, за которую никому из нас стыдно не будет, но которую мы все равно будем критиковать именно потому, что не бывает абсолютно раз и навсегда установленных схем», - сказал ДМедведев. По его словам, всякая политическая система должна развиваться, а общество модернизироваться вместе с модернизацией экономики.

Вместе с тем Дмитрий Медведев отметил, что «не существует абсолютно стерильных, принципиально готовых к любым раскладам политических систем». «Не могу с этим не согласиться. Любая политическая система действительно развивается, и я уверен, что мы находимся на правильном пути», - сказал президент.


 По материалам «Интерфакс» и телеканала «Вести».

 

Комментарии экспертов

Госсовет по проблемам развития политической системы стал важным событием с точки зрения качества общественной дискуссии и процесса развития демократических институтов. По сути, за последние годы в ходе развития политсистемы накопилось достаточно много вопросов, которые требовали ответов и от власти, и от политических партий, и от общественных организаций. Иногда требовались даже не ответы, а элементарное объяснение - какова цель изменений. Прошедший Госсовет показал, что на многие вопросов существуют внятные ответы и объяснения.

Важно отметить, что именно те структуры, которые могут аргументировано, чётко, со знанием цифр и и фактуры, показать перспективы развития системы могут имеют перспективы. Те же, кто пытается исключительно на популизме и на ярких высказываниях заставить власть пойти по революционному сценарию оказываются обречены на поражение.

Важны еще несколько моментов. Во-первых, Дмитрий Медведев ещё раз продемонстрировал, что «Единая Россия» является единственной политической структурой в стране, которая соответствует всем партийным критериям, и специально поблагодарил за поддержку его инициатив. Несмотря на то, что все другие партии апеллируют к президенту, они при этом зачастую не поддерживают его, и президент в своей речи это особенно отметил.

Во-вторых, я бы отметил ответ Владимира Путина как лидера "Единой России" на претензии оппозиционных партий. Премьер-министр достаточно редко выступает в качестве лидера партии, но сегодня он выступал именно в этом качестве, и это очень важно.

В-третьих, оппозиции, к сожалению, не удалось провести системную работу после скандальных выборов в октябре. По сути дела, вся их работа пошла прахом. Во время Госсовета это было хорошо видно.

Сегодняшние заявления президента не оправдали надежд тех, кто ждал, что будет провозглашен курс на радикальный слом политической системы. Медведев демонстрирует последовательность в проведении своей политики, у него спокойный политический стиль. Медведев говорил о переменах, которые ожидают политическую систему, и сегодня со всей отчетливостью мы увидели, что эти перемены означают развитие политической системы, а не ее слом. 

Показательная в этом смысле оценка президентом роли партии «Единая Россия» в процессе принятия законов. Действительно, «Единая Россия» достаточно энергично действует в законодательном процессе, в том числе, кстати, рассматривая и принимая те инициативы по развитию национальных демократических институтов, по укреплению демократии, которые предлагает президент Медведев. 

То, что Президент оценил активность оппозиционных партий в регионах как слабую, тоже было вполне ожидаемо. Все оппозиционные партии, за исключением коммунистической, представляют собой в значительной степени клубные образования, которые в регионах активизируются только в период избирательных кампаний. Не удивительно поэтому, что их деятельность в регионах не очень замечают элиты, СМИ и население. Для того, чтобы тебя заметили, нужно работать. Сейчас в регионах заметна «Единая Россия» и в меньше степени коммунистическая партия. Они, кстати, получают большое количество отзывов в СМИ, реакцию различных элитных групп и т.д. 

Президент фактически адресует оппозиции очень логичный месседж: если хочешь более серьезно влиять на развитие политической системы, демократических институтов, ты должен работать, и твои усилия должны быть заметны.

Пресс-служба ЦИК партии «Единая Россия»

Президент России Дмитрий Медведев считает недостаточной деятельность оппозиционных партий на муниципальном уровне. Более того, другие партии (не «Единая Россия») не предлагают другой программы, каких-то решений. Эти партии даже не отработали ту ситуацию с выборами 11 октября, когда они устроили скандал и обещали завалить суды тысячами заявлений. Где эти тысячи заявлений? Если у нас действительно масштабные фальсификации в стране, то, конечно, надо с ними бороться, и, конечно, эти другие, проигравшие партии в первую очередь должны выполнять эту работу, потому что это касается их в первую очередь, это их долг. Не просто какая-то болтовня, а это долг оппозиции, обязанность.

Они этого не делают. Они предпочитают использовать скандал как средство набирания политических очков и брезгуют выполнять рутинную политическую работу – например, выявлять нарушения, подавать в суд, доводить дело до решений и т.д., не говоря уже о том, что на выборах 11 октября во многих городах они даже не удосужились выставить какое-то значимое, видимое количество наблюдателей. 

Что касается высказываний лидера ЛДПР Владимира Жириновского, будто бы я сказал, что «те, кто не согласен с результатами выборов, должны отсюда проваливать». Это не так. Жириновский позволяет себе публично заявлять, что в России все суды продажны, все выборы фальсифицированы (по-видимому, включая выборы президента РФ), вся политическая система сгнила. Это он позволяет себе заявлять публично.

Государственный деятель, лидер фракции в Государственной Думе не может позволить себе такие лживые и наглые заявления. Вот что я имел в виду, когда сказал ему, что если здесь всё так плохо, как он говорит, тогда что же ему здесь делать? Это совсем разные вещи. Одно дело – приструнить тех, кто недоволен результатами выборов, а другое дело – кто нагло лжёт о политической системе собственной страны, ставит под сомнение легитимность выборов президента РФ.

Мы в авангарде политической модернизации страны. Именно мы как партия парламентского большинства принимаем законы, направленные и на гарантии малым партиям, и на равный доступ к СМИ, и на многие другие важные вещи. Мы за развитие политической системы, мы заинтересованы в движении вперед. Поэтому мы меняемся сами, делаем партию более современной. Это и праймериз, и ротация, и обязательная участие в дебатах.

Как правильно заметил президент, оппозиция практически не участвует в выборах местного самоуправления. И итоги выборов 11 октября это показали. Конечно, гораздо удобнее  сидеть в пределах Садового кольца и снимать сливки. А вот работать на местах, работать там, где результаты твоего труда каждый день оценивают люди – это сложно, это требует усилий. И уровень местной власти в этом смысле – важнейший. Поэтому призываем наших оппонентов серьезно относиться к работе – прекратить использовать технологию скандалов, а включиться в честную политическую борьбу, в том числе и на уровне МСУ.

Мне представляется, что с приходом нового президента у нас начался новый этап развития политической системы (это достаточно естественно), и те инициативы по развитию политической системы, с которыми выступил Дмитрий Медведев, это подтверждают. И это также подтверждается тем фактом, что впервые заседание государственного совета будет посвящено именно проблеме развития политической системы, чего раньше никогда не было.

Мне кажется, что уже можно дать характеристику новому этапу развития политической системы. Прежде всего, речь идёт о преемственном развитии, то есть это очень тесно связано и естественным образом вырастает из предшествующего этапа развития политической системы, который условно можно назвать фазой консолидации.

Сейчас можно говорить о движении в сторону дифференциации политической системы, когда политическая система становится более открытой. Причём очень важно, что она открывается по новым основаниям. Речь идёт о повышении открытости консолидированной на предыдущем этапе развития политической системы. Это означает, что не происходит возврата назад, к хаотичной и ненадёжной системе 90-х годов. Нынешняя политическая система начинает открываться, во-первых, для предпочтений избирателей и, во-вторых, для системных политических партий.

Доминирующая партия в лице «Единой России» была сформирована на этапе консолидации политической системы. Сейчас речь идёт о закреплении в консолидированной политической системе многопартийности. Как мне кажется, это важнейшая характеристика нового этапа в развитии политической системы.

Ещё одна тесно связанная с ней характеристика состоит в том, что началось постепенное повышение удельного веса тех звеньев системы, которые оказались на периферии в период консолидации системы или в 90-е годы. Речь идёт не только о партиях, хотя партии здесь прежде всего, у нас партии – это важнейший инструмент политического строительства. Но также речь идёт о постепенном увеличении вето парламентов – федерального парламента, и региональных парламентов. Федеральный парламент совсем недавно получил новую функцию – это отчёт правительства. И аналогичную функцию по предложению президента должны получить региональные парламенты – это отчёт губернатора перед Законодательным собранием. И последняя из числа наиболее важных характеристик нынешнего этапа – это его консерватизм. Речь идёт именно о консервативной реформе.

Что касается партий, то на данный момент пока к ним сохраняется довольно низкий уровень доверия, это факт. Партии – это пока одно из наиболее слабых звеньев политической системы. Но это как раз тот случай, когда лидеры должны проявлять мудрость и настойчивость и не идти на поводу у общественного мнения. Лидер на то и лидер, что он очень чутко и внимательно слушает общественное мнение, но поступает он как лидер, то есть он старается вести за собой, делает инициативные шаги, создаёт некие условия. Он готов идти на некие ответственные шаги, к которым общественное мнение ещё полностью не готово.

И развитие политических партий, как мне представляется – это как раз то направление, где наше политическое руководство и в принципе политические лидеры должны себя вести именно как лидеры. То есть должны приниматься и принимается комплекс мер, которые направлены на постепенное укрепление политических партий вместе с другими институтами для того, чтобы доверие граждан к ним повышалось, и одновременно постепенно, но последовательно повышалась роль партий в механизме политического управления.

Что касается инициатив по сохранению в регионах именно однопалатных парламентов, то эти предложения направлены на укрепление политических институтов. Это предложение по унификации структуры региональных парламентов, по-моему, уже звучало где-то на предварительном этапе. В принципе, оно развивает и дополняет предложения президента по приведению в некий порядок численности депутатского корпуса. Предложение сделать региональные парламенты однопалатными достаточно логично, тем более что у нас двухпалатных парламентов, по-моему, всего два: один – в Свердловской области, а другой – в Тыве. В обоих случаях причины создания второй палаты были разные. В Тыве это исторические воспоминания о том, что Тыва когда-то была независимым государством и потом приняла решение о присоединении к  СССР. А в Свердловской области это связано с особенностями избирательной системы.

В данном случае мне кажется, что дополнительным плюсом движения в сторону однопалатных парламентов, помимо общих плюсов, которые даёт некая унификация, является то, что это поможет укрепить пропорциональную систему в регионах, это поможет укрепить позицию партий в регионах, потому что, насколько я помню, в Свердловской области нижняя палата – это партии, а верхняя палата – одномандатники. Таким образом, это предложение можно рассматривать, как шаг к укреплению региональных парламентов, потому что в Свердловской области пока не было конфликтов между палатами, но в Тыве они были. Во-вторых, это шаг на пути к укреплению позиций политических партий в регионах. Это очень важно.


 

В целом в России политсистема функционирует нормально, т.е. какие-то мелкие элементы будут и дальше шлифоваться, будет убираться то, что тормозит модернизацию, в частности, излишняя государственная опека в некоторых вопросах, которая вызывает коррупцию. Ситуация с выборами тоже, думаю, будет шлифоваться. То, что Медведев говорил, будет, конечно, реализовываться, то есть отмена сбора подписей партиями и т.д.

Сейчас нет потребности кардинально менять политическую систему, потому что она функционирует.  Нужно производить модернизацию, и всё-таки для этого нужна какая-то мобилизация политических сил, бюрократии в том числе. Если сейчас начать ломать архитектуру, основу государства, то это только ухудшит процесс модернизации и усложнит его. Поэтому будут делаться такие мелкие косметические шаги.

Что касается сопротивления части элит и чиновничества, то, конечно, есть такие, которым не хочется ничего менять. Понятно, что они хотят, чтобы было по-старому. Но всё-таки, поскольку все хотят остаться на своих местах и работать, не потеряв свой статус, они пойдут на те условия, которые будут предложены. Мне кажется, главное требование элиты – это чтобы правила игры были ясными и чтобы они не менялись каждый месяц. Из-за того, что у нас произошли серьёзные изменения в связи с тем, что был один центр власти, а теперь их стало два, у многих людей из политической элиты имеется неполное понимание о том, как взаимодействовать. Иногда происходят накладки – требуется быть и там, и там, или участвовать в совещаниях сразу в нескольких местах. Иногда, может быть, и с субординацией не всё ясно.

Мне кажется, что каких-то открытых процессов сопротивления модернизации мы вряд ли увидим, но такой тихий саботаж чреват отставками. Теперь люди видят, что они очень даже заменимы на любом посту, потому что кадровый резерв сформирован и в регионах, и на федеральном уровне, и есть люди, которые вполне способны занять места, рвутся в бой и хотят поработать. Поэтому саботаж здесь просто грозит отставкой.

Что касается предложений о превращении всех региональных парламентов в однопалатные, то это абсолютно нормальная, здравая идея. Это как раз та самая отладка мелких несоответствий: у кого-то слишком большой парламент, у кого-то слишком маленький, у кого-то он двухпалатный, у кого-то однопалатный. Этот разнобой – родимые пятна 90-х. Конечно, это всё надо зачищать и делать удобным и понятным населению. Население тоже не вполне понимает эту систему, когда половина депутатов работает, а половина нет, и потом они меняются. Более понятным является небольшой, компактный законодательный орган.

Если и будет реформироваться избирательное законодательство, то, мне кажется, сама пропорциональная система останется. Но, на мой взгляд, будет лучше, чтобы голосовали всё-таки не за партию, а за представителя этой партии в регионе, чтобы была персональная ответственность. Тогда, наверное, партия станет ближе к народу. На социологических исследованиях в регионах люди высказывают такие пожелания. Они хотят в лицо видеть людей, которые представляют партию. 

 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".