Статья
1305 14 февраля 2009 18:34

Молодежь и Патриарх

Активисты православных молодежных организаций встретились с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Он высказал мнение, что молодёжь должна стать "передовым отрядом Церкви". Святейший Патриарх призвал активизировать миссионерскую работу с молодёжной аудиторией - он заявил, что "был бы счастлив, бы с вами могли начать съезд в "Лужниках", когда было бы 100 тысяч человек молодежи". Патриарх Кирилл призвал создавать молодёжные миссионерские организации в каждом учебном заведении и "крепить ряды на низовом уровне", формировать новых харизматичных молодёжных лидеров.

 

Участники встречи предложили Кириллу завести собственный блог или сайт, а также создать сетевой ресурс для неформального общения как с Патриархом, так и с другими епископами Русской Православной Церкви.

 

Встреча была приурочена ко Всемирному дню православной молодёжи и празднику Сретения Господня 15 февраля.

Комментарии экспертов

По большому счету, встречи Патриарха Кирилла с молодежью должны стать регулярной практикой, причем очень желательно, чтобы эти встречи проходили не только в Москве, но и по всей России, более того, по всему каноническому пространству Московского Патриархата. К сожалению, современная секулярная и полусекулярная молодежь, имея все возможности хорошо узнать о том, что такое Православие, что такое Русское Православие и Русская Православная Церковь, на самом деле не имеет об этом никакого представления, и в этом плане мало чем отличается от молодежи советского периода. Даже студенты и аспиранты гуманитарных вузов очень часто путают Православие и иные конфессии, веру в Бога вообще и конкретное православное мировоззрение, а уж о структуре церковной иерархии и особенностях того или иного церковного праздника вообще ничего не знают. Поэтому молодежь действительно должна стать приоритетным объектом православной миссии, хотя бы потому, что за ней – будущее. Я уверен, что в отличие от многих иных архиереев, Патриарх Кирилл сможет найти общий язык с молодежной аудиторией просто потому, что он уже далеко не в первый раз обращается к ней, и в этом плане мы сегодня имеем именно того Патриарха, который наиболее адекватен сегодняшним задачам Русской Церкви. Для современного молодого человека речь Патриарха Кирилла часто вызывает приятный шок именно потому, что ему внятно содержание и смысл этой речи, что это искренняя речь современного пастыря, а не формальные нравоучения по проформе.

     Ни в коем случае нельзя подходить к современной молодежи – как и к любой молодежи во все времена – с предубеждением о том, что “им ничего не надо”, “они ничем не интересуются” и тому подобными установками, которые на самом деле оправдывают только отказ от миссии и ничего не делание. На самом деле им всё надо и они всем интересуются. И прежде всего, интересуются смыслом жизни, который особенно остро переживается именно в переходные периоды. И нужно понимать, что на свете есть миллион различных церквей, сект, движений и партий, которые с удовольствием обеспечат им этот смысл, и будут только рады общением с ними. Перед Патриархом Кириллом, как и перед всеми сознательными миссионерами и катехизаторами стоит очень сложная задача – объяснить, почему именно Православие открывает человеку этот истинный смысл. И не стоит надеяться на то, что всё будет само собой, что достаточно будет ссылок на “традицию предков” и абстрактную “русскую духовность”, сегодня эти аргументы уже не проходят.

     Эта молодежь имеет возможности узнать сто разных альтернативных точек зрения, хотя бы потому, что в отличие от старшего поколения наших иерархов и православных активистов, она очень много смотрит телевизор и зачастую почти живет в интернете. Поэтому неизбежно встанет и вопрос об интернет-политике Русской Церкви, которая до сих пор оставляет желать значительно лучшего. Также может возникнуть и вопрос о том, может ли Патриарх Кирилл завести себе интернет-блог. Лично я считаю, что да, может, и не стоит бояться того, что он тут же окажется жертвой бесконечных блоговых войн, многие из которых проходят из чувства чистого развлечения. Во-первых, политика блоггера определяется только самим блогером, и если человек, скажем, не хочет употреблять нецензурную лексику и обсуждать помойку, то он и не будет этого делать. Трудно себе представить, чтобы Патриарх Кирилл мог вдруг опуститься до этого уровня. Сама миссия православного клирика в интернете уже состоит в том, чтобы демонстрировать людям правильную речь, глубокое содержание и высокую культуру полемики, чего, к сожалению, нельзя сказать о некоторых наших священниках, которые в Живом Журнале ведут себя хуже иных либеральных атеистов. Во-вторых, совершенно очевидно, что блог Патриарха Кирилла по статусу будет, скорее всего, напоминать блог президента, то есть не будет рассчитан на непосредственное ежеминутное реагирование, тем более, что этого совсем не требуется. Главное ведь – показать, что современный русский православный иерарх осознает реальные условия современной культурной и информационной жизни, и может адекватно пользоваться этими условиями во благо Церкви.

Сегодняшнее выступление Патриарха Кирилла перед православной молодёжью в Свято-Даниловом монастыре действительно является историческим. Если идеи и проекты, в нём заложенные, будут реализованы, то оно позитивно изменит ход и отечественной, и мировой истории – без всякого преувеличения. Патриарх назвал «битву за молодёжь» ключевым полем битвы, которую ведёт Церковь за души людей, причём это битва не только за будущее, но и за настоящее нашей страны. Патриарх ответил на вопрос о том, приемлемо ли в Православной Церкви создание таких же форумов, как делает Католическая Церковь – как, например, Всемирный форум католической молодёжи в Австралии, собравший полмиллиона человек. По мнению Патриарха, это приемлемо, и ещё как. Более того, Святейший подчеркнул, что нужно собрать такой форум православной молодёжи, которому будет тесно в Лужниках. Напомню, стадион в Лужниках вмещает более 100 тысяч человек.

Однако, чтобы это стало возможным, и Патриарх об этом сказал, нужно реализовать активнейшие меры по молодёжному служению Русской Православной Церкви. Эти меры должны коснуться всей церковной вертикали и горизонтали, каждого прихода. Нужно воспитывать людей, которые должны выйти за ограду храма. Нужно обучать священников работе с молодёжью. Нужно вырастить плеяду эффективных молодёжных лидеров, которые обладают всеми навыками работы с молодёжью.

Таким образом, добавлю я от себя, Патриарх Кирилл в пух и прах разгромил идеологию миссиофобии. Я бы назвал эту идеологию новой псевдоправославной ересью, которая пропагандирует церковный изоляционизм. Её сторонники заявляют, что нужно ждать, когда молодёжь сама придёт в Церковь. Но ожидание совершенно бесполезно. Нет и ещё раз нет - Святейший импертивно сказал, что с молодёжью нужно активно работать. Нужно готовить молодёжных лидеров, нужно делать так, чтобы работа с молодёжью была яркой и интересной, потому что скуке в молодёжной среде не место - иначе работа не будет успешной. Из слов Святейшего ясно, что помимо необходимой работы с социально незащищёнными людьми, инвалидами и престарелыми, нужна активнейшая работа и с умными, здоровыми и молодыми. С теми людьми, которые создают будущее нашей страны.

Святейший Патриарх своими словами о большом православном молодёжном форуме опроверг ещё один миссиофобский миф – о том, что православные не гонятся за количеством. На самом деле, таким образом под благовидным предлогом заботы о качестве миссии торпедируется сама идея православной миссии. По мнению миссиофобов, возможны только «штучные» приходы отдельных людей в Церковь, а весь народ воцерковить невозможно. Но Святейший Патриарх, призвав к проведению многотысячных православных молодёжных форумов, однозначно заявил, что стремиться к воцерковлению всего нашего народа и свидетельствовать о Православии во всём мире не только можно, но и необходимо. Развивая его мысль, скажу, что православные, на самом деле, ещё как гонятся за количеством. Мы же, как православные христиане, считаем, что только Православная Церковь – истинная Церковь. Поэтому для нас совершенно ненормальна ситуация, когда миллиарды людей (большинство населения земного шара) ничего не знают о Православии, и не догадываются о том, что именно Православие является истиной. Такая ситуация должна быть изменена.

Важно, что Святейший Патриарх назвал православную молодёжь, собравшуюся в Свято-Даниловом монастыре, своими союзниками, которые будут реализовывать означенные планы. Сидевший рядом новоназначенный викарий Патриарха, епископ Бронницкий Феофилакт получил от Святейшего задание написать справку о православной миссии в московских вузах. Постановка такой задачи очень своевременна, потому что с этим аспектом миссии в Москве имеется серьёзный «завал». Есть лишь несколько, буквально 3-4 активных студенческих православных общин, например, в Российском Государственном Социальном Университете и в МГИМО, есть домовый храм Святой великомученицы Татьяны при Московском Государственном Университете, но нет системы миссии. В Москве сотни вузов, и Патриарх поставил задачу, чтобы православный миссионерский центр был в каждом московском вузе. То, что сейчас есть – несколько домовых храмов и несколько общин без храмов – это совершенно ненормальная ситуация. Например, в Санкт-Петербурге есть даже специальное благочиние при Санкт-Петербургской епархии, которое занимается именно созданием храмов при вузах Санкт-Петербурга. И там их уже около двух десятков. То есть, ситуация с этим вопросом там намного лучше. У нас же до сих пор не было политической воли для организации православной миссии в ВУЗах, и ряд православных общин, которые хотели создать такие домовые храмы, просто выдохлись. Например, такие попытки были в МФТИ, в Бауманке, в МИФИ. Также городские власти затягивают вопрос с передачей землеотвода под строительство храма Св. благоверного кн. Александра Невского при МГИМО. Вообще-то говоря, была создана Ассоциация домовых храмов ВУЗов России, но в реальности эта структура практически не работает. Да и в МГУ, главном вузе страны, ситуация на самом деле не столь благополучна. Большая часть студентов учится на основной территории на Воробьёвых горах, и будет учиться ещё больше, потому что основная территория МГУ растёт - при этом домовый храм великомученицы Татьяны находится на старой территории, где есть лишь несколько гуманитарных факультетов. Храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах, находящийся в непосредственной близости от основной территории МГУ, активной миссионерской деятельности не ведёт. И необходимо, конечно, развитие отношений между главным ВУЗом страны и Церковью. Было бы идеально, если бы на расширяющейся территории МГУ возник храм святой Софии. Он мог бы стать центром не только православной мисси для молодёжи и студентов, но и для всех стремящихся к Православию граждан страны. На мой взгляд, отсутствие храма святой Софии, аналогичного по мощи и важности прошлому константинопольскому, в Москве, Третьем Риме и столице православного государства, неприемлемо. Такой храм мог бы быть построен недалеко от новой Фундаментальной библиотеки МГУ – для этого свободного места там более чем достаточно.

Есть и более общая проблема православной миссии. К огромному сожалению, во всей России действуют единицы православных миссионеров со светским высшим образованием, читающих лекции в ВУЗах – таких, как о. Андрей Кураев или о. Дмитрий Першин. Священников, получивших светское высшее образование и умеющих выступать перед светской аудиторией, на самом деле, гораздо больше. Необходимо привлекать их к активной миссионерской деятельности.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".